РЫНОК: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА
Секция: 11. Экономика
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РЫНОК: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА
В настоящее время трудно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок − совокупность экономических отношений, которые основываются на постоянных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. На сегодняшний день имеется большое количество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки.
Рынок довольно объемное понятие, в следствии этого в нем можно выделить большое количество аспектов и дать множество определений, раскрывающих отдельные аспекты его понятия. Рынок – это то место, где встречаются производители (продавцы) и потребители (покупатели) благ.
В экономической теории существует несколько значений термина «рынок», но его главное значение следующее: рынок - это механизм взаимодействия потребителей и продавцов экономических благ.
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок предоставляет нужные ресурсы, реализует и определяет спрос на его продукцию. Для обмена рынок служит основным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является механизмом, определяющим объемы доходов владельцев ресурсов, которые продаются на рынке. Для потребления рынок служит каналом, через который потребитель получает основную часть нужных ему потребительских благ.
Сущность рынка заключается в его главных экономических функциях, которые выражают основное назначение данной категории и отражают ее сущность.
Функции рынка определяют стоящие перед ним задачи. Рыночный механизм должен отыскать ответы на три основные вопроса экономики: что, как и для кого производить? Для достижения этой цели рынок выполняет ряд функций: регулирующую, ценообразущую, информационную, посредническую и санирующую. Ознакомимся с каждой из функций подробнее.
Регулирующая функция.
Регулирующая функция подразумевает воздействие рынка на все сферы экономики, дает возможность согласования производства и потребления в ассортиментной структуре, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения по стоимости, размеру и структуре и пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Ценообразующая функция.
В следствии взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке сформировывается цена, которая отражает полезность товара и затраты по его производство. Рыночная цена является своего рода итогом, балансом соотношения затрат производителей и значимости данного блага для покупателей.
Информационная функция.
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, обладает богатой информацией, которая необходима как производителям товаров и услуг, так и потребителем производимых благ. Непрерывно меняющиеся цены на продукты и ресурсы предоставляют объективную информацию о потребляемом количестве, перечне, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены говорят о небольшом предложении, а низкие цены − об избытке благ по сравнению со спросом на них у потребителей.
Посредническая функция.
Рынок играет роль посредника между производителями и потребителями, представляя им возможность найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В рамках развитой рыночной экономики потребитель может выбирать оптимального поставщика. Продавец с личных позиций желает найти и заключить сделку с наиболее приемлемым для него покупателем.
Санирующая функция.
Рыночный механизм - это довольно жесткая, в известной степени жесткая система. Он регулярно производит «естественный отбор» между участниками хозяйственной деятельности. С помощью инструмента конкуренции рынок производит очистку экономики от неэффективных предприятий. И напротив, благоприятствует активным и развивающимся.
В экономике существует четыре основных типа рынков: чистая монополия, рынок монополистической конкуренции, рынок совершенной конкуренции и олигополистический рынок.
Наибольшая монополизация рынка достигается в условиях абсолютной или чистой монополии, которая является противоположностью совершенной конкуренции.
На рынке монополистической конкуренции в большинстве случает соблюдается принцип разнообразия товаров, изготовленных разными производителями.
Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где всецело отсутствует возможность участников рыночного процесса влиять на условия реализации продукции и в первую очередь на цены. Рынок такого рода называют свободным или чисто конкурентным, а также рынком с атомистической структурой.
Для современной рыночной экономики более свойственен олигополистический рынок. Это рынок, представленный несколькими участниками сравнительно крупными и близкими по масштабу продаж и уровню влияния. Олигополия определяется немногочисленностью и ограниченным числом главенствующих на рынке продавцов (производителей).
Как и любое явление рынок обладает некоторыми преимуществами и недостатками.
Преимуществами рынка являются:
· эффективное распределение и пользование ресурсами для производства нужных обществу товаров и услуг;
· присутствие возможности эффективного функционирования рынка в условиях ориентации на только лишь ограниченную информацию: уровень цен и уровень затрат на разные ресурсы;
· наличие высокой степени адаптации к изменяющимся условиям производства;
· быстрое применение достижений науки и техники;
· свободу выбора и поступков предпринимателей и потребителей;
· способность удовлетворять разнообразные потребности покупателей, а также повышать качество продукции;
· сравнительно быстрое возобновление нарушенного баланса.
К основным недостаткам рынка относятся:
· отсутствие мотивации для производства товаров и услуг коллективного и социального назначения;
· отсутствие защиты окружающей среды от производственной и других видов хозяйственной деятельности;
· неспособность сохранять невосполнимые ресурсы;
· неимение гарантий на труд;
· неспособность способствовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
· нестабильное развитие и склонность к стагнации производства и инфляционным процессам.
Существуют проблемы, решение которых при помощи рыночного механизма практически невозможно, появляется потребность участия государства в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, которая отвечает задачам национальной экономики.
Государственное регулирование рынка – это интенсивное вмешательство государственных органов в структуру деятельности рынка, путем влияния на развитие производства в общественно необходимом направлении, и кроме того для решения возникающих социальных проблем. Потребность данного момента появляется при несовершенстве отдельных рынков, которое отражается в нестабильности, неполном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одна достаточно важная причина государственного регулирования рынка − потребность в решении макроэкономических задач.
Рынок – сложный, постоянно изменяющийся механизм, со свои функциями и структурой, требующий постоянного изучения и анализа. В современных условиях продавцам (производителям) товаров и услуг необходимо постоянно изучать и анализировать рынок, на котором они осуществляют свою деятельность, от этого зависит успех их фирмы.