Статья:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Конференция: XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Оганесян Е.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(33).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 264 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Оганесян Елена Самвеловна
студент кафедры финансов и кредита Майкопского государственного технологического университета, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп
Карпович Наталья Константиновна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры финансов и кредита Майкопского государственного технологического университета, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп

Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного исследования или сделанного открытия, который качественно отличается от предыдущего аналога.

Инновации выполняют три основные функции: стимулирующую, воспроизводственную, инвестиционную.

Стимулирующая функция заключается в том, что инновации способны дать людям определенный стимул для развития как страны, так и мира.

Воспроизводственная функция заключается в том, что инновация является источником экономического развития, экономических процессов, и они влияют на структуру ВВП страны.

Инвестиционная функция состоит в получении прибыли, которая может в будущем быть направлена на обеспечение новых видов инноваций.

Инновационная политика — это совокупность мер, направленных на координацию и поддержание инновационных процессов, обеспечивающих экономический рост, конкурентоспособность и рост благосостояния общества [1].

 При создании и осуществлении инновационной политики нужно принимать во внимание следующие составляющие: элементы (цели, задачи, проблемы, направления, основы, стратегии и т.п.); механизм осуществления (совокупность инструментов более адекватных нынешним условиям); субъектно-объектную характеристику (федеральный, региональный уровень); сроки, средства и правовые гарантии.

Об инновационной деятельности в нашей стране стали говорить с 90-х годов XX века. Государственная инновационная политика существовала в форме Указа Президента РФ от 27.04.1992 №426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации».

Спрос на инновации практически отсутствовал. Экономические реформы начали активно реализовывать, и постепенно произошел переход к другой хозяйственной модели. Вначале наиболее активными заказчиками нововведений были представители нефтегазовых корпораций.

В конце 90-х начале 2000-х отрасли легкой и пищевой промышленности и топливно-энергетического комплекса стали предъявлять спрос на научные и технические достижения.

В 2000-е годы инновационная политика реализуется через формирование государственных программ, создание технопарков и технополисов. Со стороны предложения, существует значительное число вузов, в основном ориентированных на "бюджетную" модель (или компоненту) инновационного процесса.

В течение рассматриваемого периода устойчиво сохраняется тенденция активного участия государства в инновационном процессе, т. е. роста спроса в «бюджетной» модели.

Сегодня инновации - это перечень главных приоритетов государства. В настоящее время обсуждаются поправки в законодательство, направленные на стимулирование инновационной деятельности. Активизация инновационной деятельности возведена в статус национального проекта.

В России в последнее время активно поддерживаются инновации, несмотря на то, что наша страна все еще отстает от развитых стран по уровню внедрения инноваций. Инновации могут оказывать существенное влияние на долгосрочный рост экономического благосостояния в России, поскольку с помощью инноваций осуществляется импортозамещение.

В общем выпуске инновационная продукция в РФ составляет небольшой процент 8-9%, в то время как в развивающихся странах эта доля в два раза больше. Результаты инноваций в нашей стране имеют низкую конкурентоспособность.

Для развития инноваций требуется высокая конкуренция на рынке, ведь производитель должен разработать стратегию привлечения потребителей на рынке с аналогичной продукцией.

Россия, к сожалению, по ряду показателей, которые отличают нынешнюю экономику, сильно отстает от сегодняшних лидеров. За последние пятнадцать лет произошли значительные изменения в инновационной сфере страны. Они затронули почти все сферы: науку, образование, производство и банковскую систему и т. д. Многое из ранее достигнутого в области исследований и разработок, и их практического освоения было утеряно.

С другой стороны, произошел ряд существенных преобразований в научно-производственном комплексе страны, позволяющих осуществлять масштабную «перестройку» Российской инновационной сферы. Для их полной реализации, однако, требуется преодоление последствий системного кризиса, поразившего сферу НИОКР в ходе реформ, и работа, направленная на преодоление этих последствий, сегодня только начинается.

Для усиления уровня инновационной деятельности отдельных территорий им недостаточно использовать только единичные стимулы в виде увеличения объемов финансирования исследования.

Целесообразно для разработки комплексных форм взаимодействия между предприятиями различных форм собственности объединить усилия государства, науки и бизнеса в области инноваций, создания промышленных инновационных кластеров с тем, чтобы наиболее эффективного осуществлять все этапы жизненного цикла инновационного процесса и обеспечивать успешную коммерциализацию новых продуктов и технологий [2].

Проблемным остается управление реализацией приоритетных направлений инновационного развития регионов. И здесь важно влияние государства путем эффективного использования механизма целевых программ, осуществления поддержки приоритетных сфер инновационной деятельности.

Важнейшим аспектом инновационной политики является региональная составляющая, где могут появиться действенные формы поддержки инновационной активности со стороны соответствующих государственных институтов.

Региональная инновационная политика – это не самоцель, а действенный инструмент эффективного использования инновационного потенциала территории, что в свою очередь обеспечит повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение его социально-экономических показателей.

Стимулирование инновационной активности российских территорий должно осущест­вляться комплексно и системно по следующим основным направлениям:

·     разработка и реализация политики инвести­ционной технологической экспансии для «возрож­дения» национальной промышленности;

·     мотивирование инновационной де­ятельности путем применения стимулирующей налоговой политики;

·     предоставление льготных кредитов и госгарантий для финансирования ин­новационных проектов;

·     создание специальной инфраструктуры для поддержки и развития инновационного предпри­нимательства;

·     защита интересов и прав интеллектуальной собственности инновационных предприятий на внутреннем и внешнем рынках; - формирование системы госзаказов на исследования и разработки [2].

Формирование инновационной экономики должна основываться на партнерстве всех участников производственной сферы, где решающее значение приобретает развитие отношений внутри малого, среднего и большого бизнеса на одной территории как системы эффективного оперативного сотрудничества различных форм собственности.

Инновационно-ориентированная экономика характеризуется не просто новыми технологиями, даже уникальными или необычными, а технологиями рыночной ориентации, при которых возможно создание изделия, востребуемого рынком и конкурентоспособного на этом рынке, или создание принципиально нового товара, порождающего и новый рынок.

В выборе приоритетов научно- инновационного развития обобщающим ориентиром должно стать достижение целей социально-экономического развития данной территории. При этом главная задача органов управления состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционно - инновационной активности хозяйствующих субъектов региона.

 

Список литературы:

1. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент ..., 2016, С. 10. URL: http://www.monographies.ru/ru/book/section?id=3766 (Дата обращения 12.02.2016).

2. Михайловских Ю.С. Приоритеты региональной инновационной политики - М.: Издательский центр «Академия». 2013. - С. 98.