ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Секция: 11. Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация. В статье определена сущность и значение в современной России государственно-частного партнерства, выявлены действующие проекты в Республике Саха (Якутия), определены проблемы развития государственно-частного партнерства и предложены пути их решения. 4
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, бизнес, государство, проекты, инвестиции.
Актуальность развития государственно-частного партнерства в условиях современной экономики подтверждается опытом зарубежных стран, а также современной России, где со второй половины 2000-х годов данному вопросу уделяется большое внимание в научных исследованиях и экономической деятельности.
В современной экономике многих стран формируется совершенно новое качество взаимодействия бизнеса и власти, которое называется в России государственно-частным партнерством.
В Федеральном законе Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ) термин «государственно-частное партнерство» означает взаимодействие публичного и частного партнеров, которое осуществляется на основании заключенного по результатам конкурсных мероприятий договоров о государственно-частном партнерстве. Целью ФЗ является создание правовых условий для инвестиций на базе государственно-частного партнерства в экономику России, улучшение качества и доступности услуг, предоставляемых населению [6].
Государственно-частное партнерство можно рассматривать как феномен смешанной экономики или как средство государственной политики в сфере экономики в условиях современной индустриализации социального производства, так как выступает в качестве способа, применяемого для балансировки экономики каждого уровня [3].
Необходимо отметить, что государственно-частное партнерство отличается от прочих форм взаимодействия государства и бизнеса. Так, субсидирование, государственное кредитование, государственный заказ, льготы в налогообложении – не являются формами государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство формирует особенные модели взаимоотношений собственников, создает методы управления и использует специальные источники финансирования. Таким образом, проекты, реализуемые в рамках государственно-частного партнерства, заключаются в ресурсном объединении государства и бизнеса, конкретизирует полномочия партнеров с целью оптимального использования этих ресурсов [4].
Особенностями, выделяющими государственно-частное партнерство из других форм взаимодействия государства и бизнеса, являются:
· реализация проектов в зоне ответственности государства;
· ориентация на формирование производственной и социальной инфраструктуры;
· деятельность в рамках особых форм финансовых отношений, например, частные, государственные или совместные инвестиции;
· предоставление бизнесу более широких полномочий в управлении проектами по сравнению с его участием в выполнении госзаказов;
· особенный характер разделения ответственности между партнерами;
· долгосрочный характер, имеющий определенные рамки;
· разделение проектных рисков между сторонами [1].
Государственно-частное партнерство реализуется в следующих формах:
· заключение государственных контрактов, например, на оказание услуг, выполнение работ, поставку продукции и пр.;
· концессии, например, эксплуатация без строительного этапа, взаимодействие в форме «строительство-управление-передача» и пр.;
· соглашение о разделении продукции;
· создание совместных предприятий, акционерные общества, предприятия без акционирования [5].
На сегодняшний день, в Российской Федерации сложилась специфическая структура государственно-частного партнерства.
По числу партнерских проектов лидирует Сибирский федеральный округ, где осуществляет 34 % проектов в рамках государственно-частного партнерства. Самая малая доля партнерских проектов – в Северокавказском федеральном округе (3%). Дальний восток реализует 6 % проектов от общего числа действующих проектов государственно-частного партнерства, центральный и Северо-западный округа – 16 и 15 % соответственно [1].
Во всех федеральных округах государственно-частное партнерство реализуется в строительстве городов, железных и автодорог и магистралей, морских портов, аэропортов, создании зон технико-экономического развития и во многих других областях производственной и социальной инфраструктуры. Следует отметить, что преимущественно государственно-частное партнерство реализуется в топливно-экономическом комплексе, с чем связано лидерство Сибирского округа в количестве проектов.
Республика Саха (Якутия) также в рамках ФЗ участвует в проектах государственно-частного партнерства. Главными направлениями для его осуществления являются проекты в сферах:
· транспортной инфраструктуры;
· социальной инфраструктуры;
· жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
· производственной инфраструктуры (в рамках особых экономических зон, в том числе территории опережающего развития (ТОРы), технопарков, реализации проектов с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, государственных корпораций, комплексных промышленно-инфраструктурных инвестиционных проектов).
ГЧП и их взаимоотношения в рамках законодательства Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) осуществляется на основании Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» и Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1293-З № 141-V «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства».
В Республике Саха (Якутия) реализуется проект по строительству и сдачу в постоянную эксплуатацию автодорожного моста на реке Лена в районе города Якутска. Проект будет реализован консорциумом "Транспортные концессии (Саха)" мостовой переход за 38,942 млрд., рублей. При этом плата со стороны государства по концессионному соглашению составит 15,985 млрд. рублей за содержание мостового перехода до 2027 года[1].
В планах реализация следующих проектов на территории Республики Саха (Якутия):
· Строительство: образовательных учреждений в г. Якутске Республики Саха (Якутия).
· Строительство объекта: «Якутский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением на 60 коек и хоз-блоком (Онкологический центр)».
· Строительство объекта: Кардио-сосудистого центра (КСЦ) на 150 коек в городе Якутске.
· Строительство Абалахского многопрофильного реабилитационного центра на 210 коек в Республике Саха (Якутия).
· Создание, реконструкция и эксплуатация объектов теплоснабжения в МР «Ленский район» Республики Саха (Якутия).
Таким образом, одной из ключевых задач экономики Республики Саха (Якутия) и Российской федерации на ближайшую перспективу является формирование и развитие благоприятной среды для становления и расширения форм государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.
При всей положительной динамике деятельности субъектов РФ, в частности Республики Саха (Якутия), в рамках государственно-частного партнерства очевиден ряд проблем, препятствующих более обширной реализации проектов в Республике. В Таблице 1 выделены проблемы развития партнерства в Республике и предложены пути их решения:
Таблица 1.
Проблемы и перспективы развития ГЧП в Республике Саха (Якутия)
Проблемы развития ГЧП |
Способы решения |
Имеющиеся ограничения со стороны действующего законодательства для осуществления проектов в рамках государственно-частного партнерства, в частности, отсутствует возможность приобретения прав собственности на объекты в рамках проектов государственно-частного партнерство стороной бизнеса, не позволяет привлечь необходимый заемный капитал; не создан правовой механизм определения бюджетных ассигнований для выполнения долгосрочных обязательств госзаказчика при осуществлении системного проекта; отсутствуют правовые основания предоставления гарантий частному партнеру со стороны государства.
|
Создание единой и четкой государственной и региональной политики в отношении развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства в России и в Республике Саха (Якутия) в частности. Необходимо принять программу развития инфраструктуры Республики и проектов государственно-частного партнерства, определить отрасли экономики, где будут реализовываться проектов. При этом важно активное участие Республике в разработке данной программы для акцентирования приоритетных отраслей экономики для реализации проектов.
|
Отсутствие специальных компетенций и знаний в сфере государственно-частного партнерства у государственных и муниципальных заказчиков
|
Формирование институциональной среды государственно-частного партнерства. Правительству Республики необходимо конкретно определить роль и место партнерства в приоритетных отраслях экономики, сформулировать цели и задачи развития государственно-частного партнерства, и на этой основе развивать институциональную среду государственно-частного партнерства. Создание единых институтов развития государственно-частного партнерства со стороны государства и бизнеса. На наш взгляд, необходимо создание специализированных единых государственных и социальных институтов развития государственно-частного партнерства, имеющих достаточные полномочия для развития и реализации проектов. |
Отсутствие единых институтов развития государственно-частного партнерства со стороны государства и бизнеса.
|
Повышение уровня специальных компетенций и знаний в сфере государственно-частного партнерства у государственных и муниципальных заказчиков, а также формирование мотивации на местах со стороны государственных служащих при реализации проектов государственно-частного партнерства. Решение проблемы нехватки достаточных компетенций и знаний в сфере государственно-частного партнерства у государственных и муниципальных служащих можно решить не столько за счет создания и повышения эффективности существующих институтов подготовки кадров, сколько за счет создания стимулов, потребности у самих государственных и муниципальных служащих повысить свою квалификацию в сфере государственно-частного партнерства. |
Таким образом, в Республике Саха (Якутия) имеются большие возможности для развития государственно-частного партнерства, однако, они осложнены имеющимися проблемами. Сформулированные нами рекомендации позволят существенным образом решить сложившиеся проблемы в области развития государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия) и активизировать формирование среды для расширения форм партнерства в Республике.
Список литературы:
1. Вижина И.А., Кин А.А., Харитонова В.Н. Проблемы государственно-частного партнерства в стратегических проектах Севера. // Регион: экономика и социология, 2011, № 4, С. 152–175.
2. Делмон Д. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти. Режим доступа: www.worldbank.org.kz.
3. Есина Ю.Л., Агафонова Е.Е. Инструменты частно-государственного партнерства как фактор инновационной активности малого бизнеса в регионе // Российское предпринимательство. 2012. № 3 (201). С. 17–22.
4. Кунченко Н.Е., Точеная Т.И. Государственное частное партнерство как современный фактор регионального развития. Режим доступа: http://regec.rU/articles/2013/vol3/5.pdf.
5. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. 2013. № 24 (246). С. 18–29.
6. Манько Н.Н. Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент поддержки национальной инновационной системы // Российское предпринимательство. 2012. № 16 (214). С. 12–18.
7. Матаев Т.М. Определение и классификация форм государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. 2014. № 7 (253). С. 51–58.
[1] http://investyakutia.com/ppp/proekty/realizuemye-proekty