Статья:

ВЫБОР МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТНИКА В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Авилов И.А. ВЫБОР МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТНИКА В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(33).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫБОР МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТНИКА В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Авилов Игорь Александрович
магистрант Санкт-Петербургского государственного университета, РФ, г. Санкт-Петербург
Ткачев Вадим Александрович
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. Санкт-Петербургского государственного университета, РФ, г. Санкт-Петербург

Одной из основных трудностей, связанных с решением проблем по выбору метода определения наиболее эффективного участника в системе распределения организации, является сложность связи между их качественными и количественными свойствами. Поскольку посредники довольно часто характеризуются наличием набора часто противоречивых и неоднозначных характеристик: по одним параметрам предполагаемый участник значительно снижает свою привлекательность, а по другим выгодно превосходить.

Еще одной проблемой является осуществления отбора посредников единолично, чаще всего в организациях стратегические решения по вопросу определения их состава осуществляется одним лицом – генеральным директором. Так как у большинства сотрудников компании наблюдается отсутствие необходимого опыта взаимодействия с потенциальными и текущими посредниками, что объясняет наличие вышеназванной проблемы. Обычно менеджеры фактически осуществляют сопровождение заключенных сделок и обслуживание поступающих заявок от уже имеющихся контрагентов. При принятии решения по выбору того или иного участника в системе распределения требуется сбор информации по различным аспектам деятельности анализируемой организации, которыми занимаются различные отделы [1, с. 19].

При передаче некоторых звеньев сети цепочек поставок контрагентам существует возможность потери контроля над ценами, но в свою очередь наблюдаются и положительные стороны, такие как: высвобождение ресурсов на производство, распределяется ответственность, так как включение их в канал связано с принятием на себя этими участниками определенных рисков. Необходимо сохранить за собой воздействие на цены как можно на более протяженных участках логистической цепи поставок.

Принимая решения о привлечении посредников, появляется проблема при выборе того или иного участника канала распределения среди существующих альтернативных вариантов.

Данную проблему можно решить применением метода совместного анализа, при котором наблюдается логическая несовместимость значений анализируемых параметров, выраженных в разнотипных параметрах, что существенно повышает сложность проведения последующей математической обработки данных.

Определение коэффициентов важности критериев и привлекательности наиболее эффективного участника в системе распределения организации предлагается осуществлять методом анализа иерархий, который является систематической процедурой для иерархического представления элементов. Метод заключается в декомпозиции цели на все более простые составляющие части и дальнейшей обработке суждений эксперта, принимающего решение, по парным сравнениям. В результате может быть выражена относительная степень взаимодействия элементов в иерархии, после чего эти суждения выражаются численно.

Метод парных сравнений предлагается осуществлять по следующему алгоритму. Во-первых, определение критериев привлекательности посредника. Каждый из посредников характеризуется различными характеристиками и при выборе конкретного участника канала необходимо сосредоточиться на определенных критериях, которые должны быть отмечены количественной оценкой. Предлагается сравнительная таблица, где по строкам указываются факторы привлекательности участника, а по столбцам данные анализируемого участника.

Возможны следующие критерии участников в системе распределения, которые представляют интерес для производителя: охват рынка; обработка заказов; оформление и сопровождение транзакций; поддержание товарных запасов; сбор информации о рынке; обеспечение доступности товара; поддержка клиентов; обеспечение удобства ассортимента; дробление партий товаров; финансирование распределения; кредитование покупок; обслуживание покупателей; разработка и поддержка программы мерчендайзинга; формирование новых потребителей и т.п.

Во-вторых, установление коэффициентов важности каждого из критериев методом парных сравнений с проверкой согласованности матрицы парных сравнений.

Для выполнения данного этапа предлагается применение экспертных методов оценки. На данный момент, в практике современного управления существенную роль играет использование экспертных оценок, что связано с увеличивающей частотой их использования в системе научных средств развития теории принятия управленческих решений.

Экспертное исследование является основным способом решения сложной задачи комплексной оценки влияния разнотипных критериев на результат, поскольку именно оно позволяет учесть одновременное влияние большого числа несопоставимых факторов, сформировать разносторонний взгляд на объект исследования и принять обоснованное управленческое решение по конкретному вопросу [4, с. 2]. Однако указанные методы обладают рядом таких значимых недостатков как субъективизм полученных результатов и сложность поиска квалифицированных экспертов.

Объективность значений критериев привлекательности альтернативных участников подтверждается значительным упрощением задач, стоящих перед экспертом: требуется попарно сравнивать посредников по очередному критерию привлекательности, в то время как наиболее часто используемый метод рейтинговых оценок требует давать оценки, учитывая все выбранные параметры, и сравнивая показатели очередного посредника с идеальными значениями, которые в реалиях могут быть даже и недостижимы.

Компетентность предлагается оценивать показателем количественной согласованности, названным Томасом Саати индексом согласованности (ИС) [2, с. 122].

                                               (1)

где:  - индекс согласованности;

 – максимальное собственное число матрицы;

 – размерность матрицы.

В-третьих, расчет коэффициентов привлекательности анализируемых посредников по каждому критерию привлекательности. Для снижения общей трудоемкости названного подхода предлагается эксперту в случае несогласованности текущей оценки с уже введенными предлагать скорректировать либо ранее введенное значение, либо текущее, что существенно упростит применимость метода и повысит вероятность получения согласованной матрицы.

Последним этапом является расчет итоговой привлекательности посредников, способом анализа матриц парных сравнений.

Метод парных сравнений позволяет проводить сравнение как качественных, так и количественных показателей, что значительно повышает его ценность для решения обозначенных задач. Проведенный анализ позволил заключить, что наиболее точным для определения значимости факторов является предложенный метод анализа иерархий, для определения весовых коэффициентов при согласовании результатов, поскольку он основан на использовании попарного сравнения [3].

Также при использовании метода парных сравнений проблема определения фактических значений посредников по выбранным критериям исчезает сама собой, так как эксперт оценивает различие или относительную привлекательность по очередному фактору, что приемлемо для разномасштабных данных разного типа. Одновременно метод парных сравнений допускает участие узкоспециализированных экспертов для оценки ценности посредников по некоторому критерию.

 

Список литературы:

1. Годлевский М.Д. Технология формирования системы организационного управления логистикой дистрибьюции при стратегическом планировании / М.Д. Годлевский, А.А. Станкевич, И.М. Годлевский // Восточно-Европейский журнал передовых технологий – 2012. –19 с.

2. Киселев И.С. Аналитический метод доопределения кратных предпочтений в матрице парных сравнений / И.С. Киселев // Прикладная дискретная математика – 2011. – 122 с.

3. Фоменко А.Н. Вариант практического применения метода анализа иерархий при согласовании результатов расчета в процессе оценки – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anf-ocenka.narod.ru/35.pdf.

4. Шабаева Ю.И. Групповая экспертная оценка значимости факторов на основе использования метода парного сравнения / Ю.И. Шабаева // Инженерный вестник Дона – 2014. 2 с.