ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Секция: 11. Экономика
XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
На сегодняшний день для экономики страны главной задачей является правильное и расчетливое применение государственных денежных средств. На территории России действует значительное количество бюджетных и автономных учреждений, которые получают средства из государственного бюджета, но в связи с кризисом наблюдается сокращение финансирования образовательных учреждений, которые напрямую зависят от потребности в бюджетных средствах.
Образование РФ на данный момент переживает очень трудные времена. Это обусловлено тем, что разрушены прежние методы экономической поддержки функций образовательных учреждений, а новые принципы субсидирования сформировываются. Старое разрушено, а новое еще не назначено.
Целью работы является изучение порядка финансирования образовательного учреждения.
Учреждение - организация, созданная учредителем, собственником, финансируемая полностью или частично.
Основные характеристики учебного заведения:
1. некоммерческая организация, осуществляющая образовательную деятельность;
2. имение в оперативном управлении образовательного учреждения, имущества, переданного учредителем для осуществления учебно-воспитательного процесса;
3. возможность заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе бизнесом, не связанным с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное имущество;
4. государственные гарантии, связанные с приоритетными направлениями образования, в том числе налоговые льготы [1].
Этот набор характеристик определяет идентичность образовательного учреждения.
Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться по потребности. Процесс государственного регулирования — это и установление государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении.
Государственный заказ (государственное задание) – это документ, высылаемый ежегодно учредителем - Министерством образования и науки, учреждениям с наименованием профессий (специальностей) и цифрами приема контингента, по которым организация вправе вести набор [1].
Немало важным фактором в финансировании является то, по каким профессиям производится набор в образовательном учреждении. Так, например, для подготовки по мало затратным профессиям требуется закупка менее дорогостоящего оборудования, нежели для высоко затратных и т.д.
Перечень мало затратных, средне затратных, высоко затратных профессий профессионального образования устанавливается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере научной и научно-технической деятельности и профессионального образования [5,с.218].
Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы организации.
Финансирование государственных областных образовательных учреждений осуществляется за счет средств областного бюджета, предполагающего: целевое расходование средств (использование средств на заранее установленные цели), безвозвратность – предоставленные образовательным учреждениям средства ими не возвращаются, не возмещаются. Субсидирование осуществляется на основе нормативов финансовых затрат на одного обучающегося, так называемое по душевое финансирование по каждому типу и виду образовательного учреждения.
Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.
На основании нормативов на одного студента и государственного задания, организацией составляется «План финансово-хозяйственной деятельности», в котором четко разделено выполнение государственного задания и осуществление предпринимательской деятельности [2].
План разрабатывается учреждением на основе анализа результатов его финансово-хозяйственной деятельности за текущий год и предыдущие периоды деятельности, а также прогнозов социально-экономического развития области [4, с.123].
В табличной части плана указываются:
· показатели финансового состояния учреждения (подразделения) (данные о не финансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана);
· плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения).
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в разрезе выплат на коды вида расходов (КВР): оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда; различного рода услуги (связи, почтовые, транспортные, обслуживание охранной и пожарной сигнализации, и т.д.; компенсации, пособия по социальной помощи населению; стипендии; иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации [2].
Утверждая план финансово-хозяйственной деятельности, составленный на год, учредитель обязан обеспечить денежными средствами образовательное учреждение на плановой основе и в определенных количествах. А вот в какой период, предусматривает заявка на финансирование учреждения составленная главным бухгалтером, которая предоставляется учредителю каждый месяц до двадцатого числа [3, с.48].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Важность финансового анализа в качестве одного из основных элементов стратегического управления учебного заведения вряд ли можно переоценить. Его значение увеличилось с тех пор, как была расширена экономическая свобода образовательных учреждений в их экономической независимости.
Учебные заведения все больше заинтересованы в привлечении студентов, учащихся в их учебное заведение, т.к. от этого зависит их финансирование: заработная плата работников, обновление учебно-методической базы, содержание зданий, оборудования, покупка учебной литературы; особенно в наше время, в связи с демографической ямой. Из этого следует - все более актуальной для бюджетных и автономных учреждений становится цель большего привлечения дополнительных источников финансирования, в том числе - средств от предоставления платных образовательных, дополнительных услуг с целью социальной защиты работников и улучшения материально-технической базы.
Одним из положительных аспектов привлечения внебюджетных источников финансирования является возможность решать, куда потратить полученные средства. Кроме того, как кризис показывает, образовательные учреждения, правильно организовавшие внебюджетную деятельность, гораздо более устойчивы и эффективны, потому что в отличие от других зависят не только от бюджетного финансирования. Таким образом, есть больше возможностей для модернизации оборудования, мебели, обеспечения своевременного обслуживания помещений, заработной платы сотрудников. В результате, такие организации обладают большей возможностью улучшить качество предоставляемых услуг и привлечь больше потребителей, следовательно, получить больше сумм платежей за оказание платных услуг.
Список литературы:
1. Областной закон «Об образовании в Архангельской области» (с изменениями на 27.11.2015г.) (редакция действующая с 01.01.2016г.).
2. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н (ред. От 16.02.2016г.) «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
3. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 276 с.
4. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях – М.: ВЛАДОС, 2009. – 416 с.
5. Ромаш. М.В., Ролева Т.Г. Государственный бюджет: Учебно-методическое пособие - Мн.: НИТСО, 2008 – 285с. НИТСО, 2012 – 285с.