СУВЕНИР КАК ИНСТРУМЕНТ РЕКЛАМЫ И PR
Секция: 10. Реклама и PR
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СУВЕНИР КАК ИНСТРУМЕНТ РЕКЛАМЫ И PR
Слово «сувенир» в переводе с французского языка означает память. Следовательно, и главным предназначением сувенира является оставить приятное воспоминание о том или ином событии или месте. Самые первые предметы, которые можно считать сувенирами, были найдены при раскопках древнеегипетских захоронений. В то время у сувениров была другая цель – напоминание умершему в загробном мире о мире этом. В древней Руси сувенирами считались фигурки языческих богов, которые изготавливались мастерами из различных материалов – металла, дерева и глины. Такие сувениры считались семейными реликвиями и передавались из поколения в поколение. В девятнадцатом веке вид сувениров изменился. В это время были популярны медальоны, как символ памяти и связи людей. В наше время сувенирами считаются различные магниты, тарелочки, брелоки, стаканы с символикой городов и стран, а также памятников культуры. В конце девятнадцатого века в США и начале двадцатого во всем мире появляется еще один вид сувениров, в который входят различные ручки, календари, блокноты, ежедневники с логотипами и символикой разных компаний и организаций. Именно этому и будет посвящен дальнейший текст статьи.
Сувенирная продукция – это предмет или набор предметов, представляющих собой элементы фирменного стиля компании-дарителя и предназначенный для дарения партнерам или клиентам. Сувениры могут быть представлены совершенно различными группами товаров, а элементы фирменного стиля наносятся с помощью различных технологий [1]. Сувенирная продукция появилась в конце позапрошлого века. Один из молодых американских предпринимателей решил сделать подарки своим клиентам – он подарил им небольшие календарики, на которых была изображена символика компании. Этот пример очень быстро подхватили предприимчивые американские бизнесмены, для которых сувенирная продукция служила дополнительным способом привлечения клиентов.
Ценность рекламных сувениров заключается в том, что помимо рекламного продукта как такового человек получает еще и полезный предмет. С одной стороны, такой сувенир дает возможность рекламодателю косвенно напоминать о себе в течение длительного времени, с другой – человек будет смотреть не на безличный предмет, а на подарок с указанием имени дарителя. Нужно помнить, что, каким бы целям ни служила данная продукция, это, прежде всего подарок, который ваш партнер будет вольно или невольно демонстрировать окружающим.
Ситуация на мировом рынке сувенирной продукции в настоящее время.
Американский рынок на сегодня считается передовым в сфере производства сувенирной продукции. Индустрия бизнес-сувениров в Соединенных Штатах имеет многовековую историю развития. Америка считается самым крупным поставщиком сувенирной продукции во все страны мира, причем данным лидерским положением Соединенные Штаты обязаны не масштабному производству пластиковых ручек, пластмассовых пепельниц, брелоков либо визитниц – схожей «сувениркой» насыщены рынки множества европейских стран. Американские производители дошли до той ступени становления сувенирной индустрии, когда обычным планнингом, ежедневником либо кружкой с логотипом компании никого не удивишь, – необходимы свежие, уникальные идеи, и главная ставка делается на эксклюзив.
У нас в стране рекламно-сувенирная продукция на сегодня считается достаточно важной частью российского рекламного рынка и, по оценкам специалистов, занимает от 7% до 10% от его суммарного объема. Но кроме того, точно возможно заявить, что на нынешний момент рекламно-сувенирная продукция уже перестала быть придаточным звеном бизнес-индустрии и оформилась в самостоятельную полноценную отрасль. В денежном выражении объем рекламно-сувенирного рынка оценивается в 150–200 млн. долл. Следует учитывать тот факт, что более-менее точная статистика в этой области не ведется, и оценки различных организаций могут отличаться друг от друга [3].
Следует помнить, что сувенирная продукция ценна не столько своей функциональностью, сколько возможностью реализации имиджа того или иного производителя. Именно поэтому в сувенирной индустрии сегодня проявилась тенденция к эксклюзивности подарков. Клиентов уже не устраивает наличие стандартных аксессуаров, теперь подарок должен быть оригинальным, уникальным, неповторимым. Заказчики стремятся создать нечто такое, чего нет больше ни у кого.
Ниже представлены самые интересные идеи сувенирной продукции различных мировых компаний, которые повысили имидж и узнаваемость своих брендов:
· В автоконцерне Scania в 2007 году к Новому году сотрудникам подарили валенки и набор «Все для глинтвейна», к которому прилагалась книга рецептов, штопор и стаканчик со специями.
· Один из сувениров «Газпрома». Зажигалка под названием «Личный кубометр газа» весит около 5 кг и заправлена сжиженным газом с расчетом, что, если выпустить его в атмосферу, он займет ровно один кубометр [2].
· Карабин-внедорожник. Для продвижения проекта Jeep Territory – полигона, на котором можно протестировать внедорожные свойства автомобилей Jeep – рекламщиками были разработаны карабины, по форме повторяющие очертания джипа, в фирменных цветах автомобилей. Сувениры с приглашениями на полигон распространялись в магазинах товаров для экстремального спорта.
· Самолет-открытка. Для сбора базы данных для турецкого офиса авиакомпании Lufthhansa агентство по партизанскому маркетингу «заманила» потенциальных клиентов открытками-трансформерами, из которых можно было сделать самолетик. На игрушке кроме логотипа авиакомпании также печатался QR-код для доступа к скидкам. Чтобы получить этот сувенир, прохожим надо было заполнить анкету с персональными данными. Желающих получить симпатичный самолетик оказалось очень много, и люди активно оставляли свою информацию для базы данных.
· Визитка-измеритель протектора шин. Полезный и недорогой сувенир разработали для американского производителя автомобильных шин 1010 Tires – визитку, с помощью которой можно измерить остаток протектора, и в случае необходимости вовремя обратиться за новыми шинами. Полезные карточки печатали на пластике с последующей фигурной вырубкой [4].
Функциональный аспект использования сувениров в Pr стратегии компании:
1. Сувениры продвигают компанию на рынке.
2. Повышение узнаваемости бренда среди аудитории.
3. Продвижение оригинального стиля компании.
4. Реклама и привлечение новых клиентов.
5. Эффективная коммуникация с потребителем.
6. Позиционирование компании как социально-ответственной по отношению к клиентам.
7. Формирование позитивного образа в глазах VIP-клиентов.
Также сувенир может помочь компании выйти из кризисной ситуации. Подарок со своей символикой для пострадавшего клиента по вине компании (Например: Работник магазина нагрубил своему клиенту, чтобы уладить конфликт, администратор может преподнести небольшой сувенир своей компании). Это немного отвлечет клиента от проблемы и повысит его настроение в связи с получением подарка. Но это может работать только при незначительных конфликтах сторон, а не глобальных кризисов компаний.
Рынок сувенирной продукции и бизнес-подарков развивается быстрыми темпами.
Сувенирная продукция является мощнейшим средством создания в рекламных целях позитивного впечатления о рекламируемом объекте. Именно благодаря созданию позитивного впечатления, применение брендированных рекламных сувениров считается одним из самых эффективных методов как увеличения уровня продаж, так и достижения узнаваемости и создания позитивного имиджа.