АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИМИДЖА СОВРЕМЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ
Секция: 4. Социология
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИМИДЖА СОВРЕМЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ
Вооруженные силы являются неотъемлемой частью любого государства, важнейшим его социально-политическим институтом, призванным обеспечить безопасное функционирование всех государственных систем как внутри страны, так и за ее пределами, для чего они обладают мощными ресурсами противодействия любым агрессиям со стороны противника. Другим общепринятым названием вооруженных сил РФ является «армия», что в переводе с латинского означает «вооружаю».
Считается, что на чьей стороне находится мощная армия, за тем и реальная власть. В свою очередь, армия считается социальным институтом, которая является гарантом безопасности страны. Отсюда становится ясным, что от уровня развития вооруженных сил зависит престиж современного государства.
Государство, претендующие на уважение, как со стороны своих граждан, так и со стороны мирового сообщества, нуждается в армии, которая в любой момент готова адекватно ответить любым агрессиям со стороны других государств. Однако же в действительности на сегодняшний день мы видим, что армия РФ находится в процессе догоняющего развития, что непосредственным образом сказывается на экономике страны, вследствие чего статус Российской Федерации не имеет постоянного значения на международной арене.
Для жизни российского общества армия, традиционно во все времена, играла одну из самых значимых ролей по причинам как внутриполитическим, так и внешнеполитическим. Во внутренней политике армия является гарантом стабильности социального и политического строя, выступает опорой действующей власти. Армия выступает активным и вполне самостоятельным элементом взаимодействия между властью и обществом [5].
Армия тесно взаимодействует с основными институтами общества. Развитие и функционирование армии характеризуется, прежде всего, уровнем материального обеспечения страны, состоянием военной промышленности, от которого зависят обеспечение армии техникой, вооружением и количественным составом. Воздействие на ее развитие оказывают политические, конфессиональные, социальные, религиозные структуры [5]. Различного рода изменения, представленных структур, влияют на качественный и количественный состав армии, на микроклимат взаимоотношений военнослужащих.
В различные периоды времени и в разных социальных контекстах имидж армии меняется в зависимости от устойчивости или же неустойчивости социальных и политических систем [1]. Выделяют две разновидности имиджа: текущий имидж – имидж, складывающийся на основе реального состояния вооруженных сил; идеальный имидж – отражающий в себе ту модель, которая будет достигнута после качественного выполнения всех задач.
В сознании современных управленцев высшего уровня все больше фиксируется понятие об имидже как об определенной ценности, от которой зависит успешность деятельности любой организации. Это понятие активно используется в средствах массовой информации, в системе маркетинга, а также рекламы и связи с общественностью. Понятие имиджа имеет ряд близких по значению слов: мнение, рейтинг, репутация, образ, отношение, известность, слава, популярность и т.д.
При определении имиджа современной российской армии в глазах молодежи призывного возраста важно избежать одной принципиальной ошибки. Эта ошибка заключается в том, что имидж отождествляется с “натурными” свойствами объекта [2]. Таким образом, можно заключить, что имидж – еще одно свойство объекта, которое появилось после работы соответствующих органов. Имидж, как образ чего-либо, не относится к объекту восприятия, имидж формируется в сознании субъекта восприятия.
Имидж отражает социальные ожидания общества, его определенных групп, которые обусловлены их существующими проблемами и интересами. В процессе формирования имиджа функциональную роль играет стремление коллектива так или иначе воспринимать объект. В структуре этого стремления значительное место занимает «идельный образ», т.е. представление о том, каким должен быть объект [4]. Чрезмерная положительность этого идеала ведет к отрицательному отношению при работе с реальным объектом.
Важным для понимания имиджа Вооруженных Сил РФ является вопрос о его структуре. Предложенные рядом авторов модели корпоративного имиджа отражают скорее содержание, чем структуру данного явления. Описывая сущность имиджа, мы должны раскрывать те стороны, которые функционируют в сознании молодежи.
Значимость данной проблемы обеспечила внимание к ней со стороны многих научных дисциплин. Взаимодействие вооруженных сил РФ и общества, военно-профессиональный ориентации и подготовка молодежи призывного возраста к службе в армии интенсивно исследуются и имеют отражение в ряде научных работ. Учеными поднимается проблема ценностных ориентировок военной службы и повышения ее престижа.
Необходимость и актуальность изучения имиджа современной российской армии в представлении молодежи состоит в том, что они дают возможность глубоко осмыслить причины того или иного отношения российской молодежи к службе по призыву и наметить векторы развития повышения имиджа армии.
Молодежь является главной движущей силой современного российского общества, вследствие чего именно в этой среде происходит формирование позитивного или негативного отношения к армии, положительного или отрицательного имиджа вооруженных сил РФ. Исследование данного социального института в контексте молодежной политики является приоритетным направлением изучения. Формирование положительного имиджа ВС РФ в сознании молодежи является необходимой и основополагающей задачей государственной политики. От качества имиджмейкерской работы с сознанием молодежи зависит как внутриполитическая, так и внешнеполитическая безопасность страны.
Молодежь – социальная группа, обладающая неустойчивым психическим состоянием, влияние на которое оказывает множество социальных, политических, религиозных факторов. Направление деятельности молодежи зависит от работы всех вышеперечисленных факторов в комплексе, если же некоторые элементы будут выпадать из механизма, то это может привезти к непредсказуемым последствиям. Поэтому на данном этапе развития возникает потребность в качественной информации о реальном положении дел.
На данный момент индивид обладает вполне четким и укоренившимся сознанием о службе по призыву [3]. Средства массовой информации оказывают влияние на формирование сознания молодежи, идет своеобразное «зомбирование» личности и навязывание искусственных установок, что не может не отразиться в мировоззрении, миропонимании всего общества.
Государственное и военное руководство России озабочено тем, как воспринимаются Вооруженные Силы населением России и особенно молодежью. Наряду с предпринимаемыми усилиями по повышению боеготовности, устранению преступности в армейской среде, укреплению правового статуса военнослужащих принимаются меры по улучшению информационного обеспечения деятельности ВС РФ, рекламы военной службы, созданию системы связей с общественностью.
Однако, несмотря на практическую значимость и теоретический интерес к взаимодействию армии и общества, имидж вооруженных сил РФ в сознании молодежи призывного возраста до сих пор не стал предметом целенаправленного изучения в какой-либо из наук. На роль характеристики имиджа ВС РФ сегодня претендуют лишь разного рода оценочные работы или работы, написанные на основе субъективного мнения.
Список литературы:
1. Гудков Л.Д. Армия в постсоветском обществе. – М., 2002. – 104 с.
2. Ковалев В.Н. Социологический воинский коллектив. – М., 1987. – 25 с.
3. Новик В.К., Передня Д.Г. Имидж современной российской армии.
4. Соловьев С.С. Менталитет российского офицера. – М.: Аполлон, 2007, – 39 с.
5. Серебрянников В.В. Общественное мнение о военных делах государства. – М., 2004. – 710 с.