Статья:

СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ НАБОРЫ ГЕРОЕВ РОМАНА У. С. МОЭМА «ТЕАТР»

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Беляева Е.Т. СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ НАБОРЫ ГЕРОЕВ РОМАНА У. С. МОЭМА «ТЕАТР» // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ НАБОРЫ ГЕРОЕВ РОМАНА У. С. МОЭМА «ТЕАТР»

Беляева Елизавета Тимофеевна
студент Национального исследовательского университета Высшая Школа Экономики, г. Москва

Введение.

Каждому из нас с рождения даны физиологические различия в цвете глаз, волос, в физическом развитии, росте и весе. В дальнейшем в процессе социализации мы приобретаем еще и уникальные для каждого человека статусно-ролевые наборы, связанные с ожиданиями, которые общество возлагает на нас, и особым положением, которое мы в этом обществе занимаем. Личность, как правило, исполняет несколько ролей и воспринимается социумом как их совокупность. Вопрос ролевых наборов человека является важной областью знаний в социологии, потому как на различиях в статусе базируется социальное взаимодействие и межличностные отношения. Занимая определенную позицию в общественной структуре, человек выполняет так называемые социальные предписания, тем самым подтверждая ожидания окружающих относительно его поведения. Поэтому статусно-ролевые наборы являются своего рода связующими звеньями между людьми в обществе. Считается, что именно наличие такого мощного регулятора, как социальные ожидания, направляет межличностную коммуникацию в нужное русло. Исследованиям этой области знаний посвящены труды многих известных социологов и связано это с неоспоримым влиянием такого определения общественных единиц на взаимодействие социальных структур.

Основные понятия.

Определить статус можно как положение в обществе, продиктованное особым набором таких характеристик, как возраст, семейное положение, пол, профессия и т.п. Статусы классифицируют на приобретенные и предписанные, считая основой разделения способ получения этого статуса – врожденный (то есть, связанный с полом, национальностью и т.п.) и достигаемый (связанный, например, с профессией, культурным уровнем развития). Статус человека, являющийся определяющим для него на данном этапе жизни, принято называть главным. Для взрослого человека он обычно связан с профессией или должностью, которую он занимает. Помимо социального статуса существует также личный – положение в малой группе [2, c. 45].

В свою очередь роль является моделью поведения, ориентированной на данный статус. Это понятие связано с ролевыми ожиданиями и требованиями, основанными на социальных нормах. Однако стоит отметить, что реальное ролевое поведение – это интерпретация общественных ожиданий личностью [3, c. 102]. Для классификации ролей Т. Парсонс в своих трудах выделил 5 критериев – уровень эмоциональности, способ получения, масштаб проявления, степень формализации и мотивацию. Роли также бывают ситуационными или основными [5, c. 56].

Понятие статусного набора ввел Р. Мертон и обозначил его как совокупность всех присущих человеку статусов в пределах одной или нескольких социальных систем. Ролевой набор же он определил, как комплект ролевых отношений, которым люди обладают, занимая определенный статус [4, c. 118].

Анализ.

Сюжет романа.

Основной сюжетной линией романа является история любви талантливейшей лондонской актрисы Джулии Лэмберт и простого бухгалтера Томаса Феннела, помогающего мужу актрисы с финансовыми делами в театре. После долгих лет брака женщина понимает, что более не испытывает к мужу никаких романтических чувств и с легкостью предается новому увлечению. Когда первая страсть проходит, и различия в возрасте становятся для влюбленных существенной преградой, Джулия в беседе со своим сыном понимает, что всю жизнь она играет не только на сцене, но и в жизни. Постоянно исполняя чью-то роль, она теряет себя. Однако такая жизнь ее полностью устраивает, она освобождает свою голову от грустных мыслей, а сердце – от любви к мужчинам, оставляя место только для себя и своего бесспорного таланта.

Статусно-ролевые наборы героев.

Джулия Лэмберт.

Главная героиня романа известна, в первую очередь, благодаря своим заслугам на театральных подмостках. В обществе самым важным (в социологической теории-главным) статусом Джулии является принадлежность к профессиональной группе – актерской. Соответственно, к ее статусным обязанностям относится хорошая игра на сцене и талантливый подход к театральной роли. В малой группе знакомых личный статус Джулии – «душа компании». Оценивая так собеседницу, члены общества возлагают на нее ожидания услышать, как можно больше забавных историй, рассказов, артистичных монологов. В свою очередь Джулия, следуя социальным предписаниям, удовлетворяет публику подобными разговорами. Это иллюстрирует процесс социального взаимодействия, который является основой общественных отношений [1, c. 78].

 Социальная роль заключает общественные ожидания насчет поведения индивида. Джулия и ее муж Майкл были вместе в ранних лет, поэтому окружающие воспринимают ее как верную жену, а также заботливую мать, то есть, предписывают ей преданное отношение к браку и ответственность за процесс воспитания ребенка. Несмотря на такие ожидания, человек выполняет социальную роль по-своему, в зависимости от личных качеств и определенных обстоятельств. Так, Джулия на протяжении долгого периода сохраняла верность мужу, но не оправдывала ожиданий общества относительно отношений с ребенком. Своим сыном Роджером актриса не занималась, отправив его в колледж и не особо следя за процессом становления его личности. Ролевым конфликтом в соответствующем наборе героини можно назвать, например, сочетание роли жены и любовницы, а также необходимость в процессе воспитания ребенка быть не только ласковой и доброй, но и требовательной и строгой по отношению к нему. Также в браке Джулия сталкивалась с внутренним конфликтом между спокойствием и лаской по отношению к мужу и желанием разобраться со своим чувством ревности, ненужности и устроить ему скандал.

Уникальность этой женщины заключалась в том, что она прекрасно умела подстраиваться и по-настоящему играть социальную роль. Делала она это, как правило, из соображений сохранения собственной репутации или для иной личной выгоды. Например, когда отношения между Джулией и ее будущим мужем Майклом были на начальной стадии, девушка решила, что лучший способ добиться расположения молодого человека - понравиться его семье. Для этого она приняла на себя социальную роль, не соответствующую ей по статусу, происхождению и добилась своей цели.

Томас Феннел.

В отличие от Джулии Томас не отличается хорошей репутацией в обществе, и связано это в первую очередь с непрестижной профессией, нестабильным трудоустройством и бедностью молодого человека. При этом родители его тоже не были богатыми и знаменитыми, поэтому это можно отнести к предписанному или естественному статусу. Мне кажется, что Томас использовал отношения с Джулией как своего рода социальный лифт, чтобы повысить свой статус, как личный, так и социальный. Ведь со своей возлюбленной он начал посещать светские мероприятия, лучше выглядеть, богаче одеваться. Соответственно, он приобрел некоторые статусные признаки принадлежности к высшему классу.

Не связанный никакими семейными узами, Томас не исполняет роль отца или мужа. Профессия бухгалтера заключает в себе социальные ожидания в хороших результатах своей деятельности, и герой их полностью оправдывает, добившись снижения затрат театра. Ролевой набор персонажа предполагает возникновение некоторых конфликтов. Самым ярким из них становится попадание молодого человека в ситуацию, где роль любовника и хорошего друга для сына Джулии сталкиваются и вызывают не столько внутренние переживания, сколько внешние конфликты, связанные с отношением главной героини к сложившейся ситуации.

Особенностью ролевого поведения молодого человека можно считать умение обернуть любую ситуацию в свою пользу и руководство в своих действиях теорией эгоцентризма и собственичества. Однако в конце романа Томас остается ни с чем, потеряв в погоне за богатством, страстью и знаменитостью, расположение Джулии, а также социальный и личный статус в высшем обществе.

Долли де Фриз.

Долли де Фриз – богатая вдова, пожертвовавшая свои средства на открытие собственного театра четы Лэмберт. Героиня часто устраивает светские приемы и почитаема в обществе в основном благодаря своим неограниченным возможностям, связанным с богатством и связями. Личный статус души компании, лидера или генератора идей Долли не заслужила, потому что ведет себя как наблюдатель, а не непосредственный участник разговора.

Социальные ожидания от роли вдовы предполагают скорбь, муки и воздержание от проявлений нежных чувств к кому-либо кроме умершего мужа. Однако обстоятельства решают судьбу Долли таким образом, что она влюбляется в талантливую Джулию после просмотра ее спектаклей и личной встречи. Свою роль верной подруги для актрисы Долли исполняет очень хорошо, помогая ей во всем, поднимая ей настроение подарками и сюрпризами, а также становясь сообщницей в мести Томасу. Этой роли она, по сути, посвящает всю свою жизнь и поэтому, совершенно естественно, сталкивается с напряжением, когда чувствует, что ее любовь к героине не взаимна и, более того, является для нее не более чем источником материальной поддержки и поднятия настроения в трудную минуту. Узнав о сплетнях про связь Джулии с Томасом, Долли борется с внутриролевым конфликтом: она не понимает, как ей лучше поступить – рассказать обо всем или не расстраивать подругу.

Особенность статусно-ролевого набора этой героини в некоторой противоречивости статуса и ролей. Несмотря на то, что она является баснословно богатой вдовой, Долли ведет себя как одинокая влюбленная женщина, несколько принижая свое достоинство перед талантом и красотой Джулии Лэмберт. В этом заключен смысл понятия реальное ролевое поведение, заключающееся в индивидуальной интерпретации ожиданий и предписаний общества, связанной, как мне кажется, с различным эмоциональным состоянием каждого человека.

Майкл Лэмберт.

Родившийся в семье полковника, Майкл не захотел идти по стопам отца и выбрал себе карьеру актера. Обладая незаурядной внешностью, но очень посредственным талантом, молодой человек был известен в узком амплуа героя любовника, и в актерской среде его статус скорее определялся супружеской связью с талантливейшей Джулией, чем личными заслугами на сцене. Впоследствии, он нашел себя в управлении собственным театром и приобрел свой главный статус режиссера-постановщика.

По мнению Джулии, у исполнения роли мужа Майклом было две стороны – с одной, он заботился о жене, искренне восхищался ее талантом и делал все для продвижения Джулии по карьерной лестнице, а с другой казался равнодушным, не нежным, а прагматичным и практичным. Роль отца он исполнял не лучше, чем Джулия – матери. Однако он выделял средства на его образование и, поэтому, с экономической точки зрения отвечал социальным ожиданиям заботы о сыне.

Отношение Майкла ко многим событиям в жизни отличается некоторым равнодушием. Придерживаясь теории конформизма, он спокойно добивается успеха. Так как для него повышенное внимание общества вызывало неприятные эмоции, новость об измене жены он воспринял как должное и решил умолчать, сохраняя в глазах, окружающих статус преуспевающего режиссера, любимого мужа и хорошего отца образованного ребенка.

Заключение.

Проанализировав статусно-ролевые наборы героев романа У.С. Моэма «Театр», я сделала вывод, что введения понятия статуса и роли имеет ключевое значение в социологической науке, так как эти детерминанты проливают свет на механизм социального взаимодействия и построения общественных отношений. Обладая статусно-ролевым набором, человек становится полноправным членом общества, выполняет соответствующие функции, предписания и требования, руководствуясь формальными и неформальными нормами. Однако стоит отметить, что такие черты личности, как статус и роль, лишь отображают ее позицию в общественной структуре, не отражая особенностей нрава, эмоциональной и чувственной стороны характера. Данные наборы можно назвать идеальными моделями поведения, но отдавая себе отчет в том, что люди не роботы и не могут в своей деятельности руководствоваться исключительно «инструкцией», можно сделать вывод, что основной особенностью статусно-ролевых наборов личности является их уникальность. При этом индивидуальный подход связан не только с очевидной неповторимостью сочетаемых в наборе ролей и статусов, но и с личностной оценкой этих определителей положения в общественной структуре. Продиктованные обществом модели поведения и социальные ожидания человек пропускает через призму собственного опыта и характера, и его реальное ролевое и статусное поведение формируется на стыке этих понятий.

 

Список литературы:

1. Баранов П.А. Воронцов А.В., Шевченко С.В. Социальная роль – [Раздел книги] // Обществознание – полный справочник. – Москва: АСТ:Астрель, 2014.

2. Волков Ю.Г. Гл.19. Социальный статус – [Раздел книги] // Социология. – Москва: Инфра – М, 2010.

3. Гидденс Э. Гл. 7. Стратификация и классовая структура – [Раздел книги] // Социология.

4. Мертон Р. Структурный контекст референтно-группового поведения: ролевые наборы, наборы статусов и последовательность статусов – [Раздел книги] // Социальная теория и социальная структура.

5. Парсонс Т. Взаимодействие и развитие личности – [Раздел книги] // О структуре социального действия. – Москва: "Академический проект", 2000.