Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ КРИЗИСУ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Бондарева В.В., Диулина И.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ КРИЗИСУ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 330 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ КРИЗИСУ

Бондарева Виолетта Валерьевна
студент 2 курса Волгоградского государственного технического университета, РФ, г. Волгоград
Диулина Ирина Евгеньевна
студент 2 курса Волгоградского государственного технического университета, РФ, г. Волгоград
Абраменко Елена Вячеславовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. Волгоградского государственного технического университета, РФ, г. Волгоград

В современных условиях, для жизненного успеха, человеку требуются положительное восприятие окружающего мира, социальная устойчивость, способность находить выход из кризисных ситуаций [1]. Наиболее повторяющимися и цикличными являются экономические кризисы. С каждым годом ассортимент товаров, предлагаемых человеку, увеличивается: новая модель машины, передовые коллекции от модельеров, пищевая продукция и т.д. Вместе с потреблением растут объемы производства, стоимость товаров и услуг, начинается инфляция (обесценивание) денежных капиталов, возникают потребительские долги. Всё это негативно влияет на психологический и эмоциональный фон человека [3].

Е. Ф. Борисов определяет экономический кризис как резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения [2].

Экономический кризис является объектом изучения не только экономических наук, но и социальных, гуманитарных. Так, например, психология изучает поведение человека в непредвиденных обстоятельствах, формирует установки, направленные на преодоление эмоциональных переживаний.

Данная проблема является актуальной ввиду того, что экономика России находится в очередном экономическом кризисе, а такая категория граждан, как молодежь, студенты в частности, являются наиболее чувствительной и социально-незащищенной группой населения в условиях экономической нестабильности.

С целью изучения влияния экономического кризиса на молодежь, нами был проведен опрос студентов второго курса ВолгГТУ двух факультетов «Экономика и управление» и «Технологии конструкционных материалов». Всего в опросе приняли участие 100 человек.

Изучение данной проблемы проводилось по двум направлениям:

1)  Изучение влияния экономического кризиса на студенческую молодежь.

2)  Изучение отношения студентов к экономическому кризису по гендерному признаку.

На первом этапе анализировались ответы всех студентов, выборкой в 100 человек, особое внимание уделялось сравнению результатов в зависимости от принадлежности к факультету.

Результаты исследования показали, что в период кризиса студенты ФЭУ копят деньги – 37,5% опрошенных, а на ФТКМ – 72%.

 

Рисунок 1. Отношение к денежным накоплениям на двух факультетах

 

Мы предположили, что студенты ФЭУ (76%), в основном обучаются на контрактной основе, поэтому они лишены материальной поддержки со стороны университета (не получают стипендию), т.е. у них остается меньше свободных денег для накопления. На рис.2 мы видим с какой целью студенты копят деньги, если же это удается сделать.

 

Рисунок 2. Различные цели накопления денежных средств студентами ФЭУ, ФТКМ

 

С экономической точки зрения, студенты ТКМ поступают более рационально, так как откладывают деньги «на черный день» и «крупную покупку» в большей степени, нежели «на отдых» и «собственные нужды». При этом (рис.3) большинство студентов, не считает целесообразным брать в долг: студентов ФЭУ не берут в долг – 86%, берут – 14%; ФТКМ – 68% не берут, 10% берут и 22% студентов ответили, что приходится в последнее время брать в долг. Студенты ФТКМ берут в долг на 18 % больше, чем студенты ФЭУ.

 

Рисунок 3. Заем денежных средств

 

Экономический кризис ударил по студентам и им пришлось отказаться от ряда развлечений:

·     цирк – ФЭУ (10,6%), ФТКМ (15%);

·     клуб – ФЭУ (11,7%), ФТКМ (10%);

·     кино – ФЭУ (9,4%), ФТКМ (12%);

·     интернет-игр – ФЭУ (6%), ФТКМ (11%).

Но были и те студенты, которые не отказался ни от чего – ФЭУ (23,5%), ФТКМ (13%).

В целом кризис повлиял на студентов и с данным утверждением согласились 56% опрошенных с ФЭУ и 48% – с ФТКМ.

На втором этапе была произведена случайная выборка одинакового количества студентов женского и мужского пола двух факультетов, общая выборка составила 60 человек.

У женщин ФЭУ замечена тенденция к накоплению денежных средств, в то время как мужчины предрасположены, не откладывать деньги, а тратить их в большом количестве. На факультете ТКМ мужчины и женщины стремятся к накоплению своих денег. При этом, женщины этого факультета откладывают деньги на свои нужны (54,5%), на отдых на каникулах (18,2%), крупную покупку (18,2%), черный день (9,1%), а мужчины – на свои нужны (33,3), отдых на каникулах (8,3%), на крупную покупку (41,7%), на черный день (16,7%). Результаты представлены на рис. 4.

 

Рисунок 4. Гендерные различия целей накопления

 

Таким образом, женщины беспокоятся о своем душевном состоянии, об отдыхе, а мужчины переживают о будущем, и стремятся улучшить свое материальное состояние за счет приобретения материальных благ.

Результат изучения отношения студентов к экономическому кризису показал, что молодежь настроена в целом оптимистично, не сильно беспокоится и переживает о сложившийся экономической ситуации в стране. Причиной этому является возраст, оптимизм, активная жизненная позиция. Но несмотря на это, часть опрошенных студентов подвержена внутренним волнениям из-за экономического кризиса. У мужчин, по результатам опроса, явно выражена неуверенность в завтрашнем дне (9,3% – ФЭУ, 10% – ФТКМ) и стресс (18,7% – ФЭУ). У женщин также выражена неуверенность в завтрашнем дне (21,6% – ФЭУ, 12,5% – ФТКМ) и страх трудоустройства (13,5% – ФЭУ, 15,6% – ФТКМ).

Так, изучив основные переживания молодежи в условиях экономического кризиса, мы предлагаем следующие рекомендации, которые могут способствовать не только установлению стабильности эмоционального состояния человека, но и могут улучшить его финансовое положение (рис. 5).

 

Рисунок 5. Рекомендации для молодежи во время кризиса

 

Человек – существо биосоциальное, поэтому взаимодействие с другими членами общества является для него необходимым. Общение препятствует замыканию человека в собственных проблемах.

Рациональное использование своего времени позволяет студентам устроиться на работу, чтобы улучшить финансовое положение.

В кризисной ситуации очень важно определить степень значимости тех или иных явлений и процессов в жизни. Это позволит достичь наилучших результатов в данный период времени.

Перед позитивно мыслящим человеком открывается больше возможностей для самореализации даже в самых трудных жизненных ситуациях.

Здоровый образ жизни помогает восполнить баланс жизненных сил, снять напряжение. Так, употребление витаминов позволяет организму справиться со стрессом.

 

Список литературы:
1. Абраменко Е.В. Педагогические условия реализации принципов позитивного взаимодействия в условиях гуманитаризации образования – [Электронный ресурс] / Абраменко Е.В. // Грани познания: электрон. науч.-образ. журнал ВГСПУ. – 2012. – № 4 (ноябрь). – С. 31–34. – Режим доступа: www.grani.vspu.ru.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. Пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 384 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fpmui2007.narod.ru%2 Feconomy%2FBorisov_econom_teoriya_uch_posobie.doc&name=Borisov_econom_teoriya_uch_posobie.doc&lang=ru&c=5722cf91538a (Дата обращения 01.04.2016).
3. Соколов А.А. Экономические кризисы: виды, причины, влияние на семью / А.А. Соколов. – URL: http://fb.ru/article/106941/ekonomicheskie-krizisyi-vidyi-prichinyi-vliy... (Дата обращения 04.04.2016).