Статья:

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОРПОРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ»

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Каньшина А.Н. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОРПОРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ» // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОРПОРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ»

Каньшина Анастасия Николаевна
студент, Экономический факультет, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

На данном этапе развития экономики для России характерна нестабильность, непоследовательность налоговой, кредитно-валютной, инвестиционной политики; недостаточность бюджетного финансирования; высокая инфляция; неопределенность в поведении покупателей, поставщиков, конкурентов.

Отрицательно влияют на состояние и развитие экономики нашей страны и санкционные меры в отношении России со стороны западных государств, и нестабильная политическая ситуация в мире. Для устранения негативных тенденций экономического развития в целях повышения стабильности государства и деятельности хозяйствующих субъектов необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении устойчивого развития организации как основного структурного элемента экономической системы РФ.

Чтобы обеспечить «выживание» предприятия в условиях рынка, высшему менеджменту необходимо оценивать возможные и целесообразные темпы его развития с позиции финансового обеспечения, выявлять доступные источники финансирования, способствуя тем самым устойчивому положению и развитию хозяйствующих субъектов. Грамотно проведенный финансовый анализ даст возможность выявить и устранить недостатки в составе и структуре активов и пассивов компании и найти возможные резервы привлечения финансовых ресурсов, улучшения финансового состояния компании, ее платежеспособности и финансовой устойчивости в условиях постоянно изменяющейся внешней и внутренней среды. Этим обусловлена актуальность темы данного исследования.

Целью данного исследования является оценка финансового состояния ПАО «Аэрофлот» за 2014–2015 гг. по данным бухгалтерской отчетности, выявление основных проблем деятельности финансовых результатов корпорации.

Финансовый анализ – способ аккумуляции, преобразования и использования финансовой информации о деятельности организации с целью оценки финансовых результатов, финансового состояния, эффективности инвестиций, оценки будущих возможностей организации. Финансовый анализ также может быть определен как способ диагностики финансово-хозяйственной деятельности организации с различным уровнем углубленности, который напрямую зависит от потребностей пользователей финансового состояния – внешних или внутренних.

Главной целью финансового анализа является оценка и анализ внутренних слабых сторон предприятия для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений с целью улучшения его деятельности.

В целом финансовый анализ включает в себя:

·     оценку имущественного положения организации;

·     оценку финансовую устойчивость организации;

·     анализ финансового состояния корпорации.

Объектом анализа и оценки финансового состояния настоящего исследования было выбрано публичное акционерное общество «Аэрофлот». Предмет исследования – финансово-хозяйственная деятельность корпорации и ее конечные производственно0х-зяйственные результаты.

ПАО «Аэрофлот» – современный авиационный холдинг, крупнейший авиаперевозчик России и один из лидеров европейского рынка авиаперевозок. Аэрофлот – лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть альянса насчитывает 1057 пунктов в 179 странах. В 2015 году Аэрофлот перевез 26,1 млн. человек, а с учетом авиакомпаний Группы «Аэрофлот» — 39,4 млн.

Головной компанией Группы является ОАО «Аэрофлот». Кроме того, в Группу входят авиакомпании «Россия», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии», «Аврора» и «Победа». Мультибрендовая стратегия позволяет Группе успешно расширять присутствие во всех ключевых сегментах рынка на внутренних и международных направлениях. Группа «Аэрофлот» стремится к лидерству среди глобальных перевозчиков.

Группа «Аэрофлот» входит в число лидеров глобальной отрасли по качеству обслуживания пассажиров, что подтверждается высокими позициями в признанных мировых рейтингах [2]

Однако в последнее время финансовое состояние авиакомпании значительно ухудшилось, что порождает заинтересованность в анализе финансового состояния корпорации.

Данные бухгалтерской отчетности позволяют получить обобщенную оценку финансового состояния корпорации, характеризующегося размещением средств (собственных и заемных) и использованием активов, величина которых представлена в Балансе [1, c. 4].

Анализ структуры и динамики активов (имущества) и источников их формирования целесообразно проводить с помощью горизонтального и вертикального анализа, по результатам которых мы можем сделать следующие выводы.

В 2015 г. в ПАО «Аэрофлот» не произошло сокращения долей всех статей внеоборотных активов, за исключением, отложенных налоговых активов и дебиторской задолженности, что составило 0,39% и 2,81% соответственно. За рассматриваемый период наибольший удельный вес внеоборотных активов приходится на дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, который составил более 20 %. В то же время незначительно возрос удельный вес оборотных активов, который составляет более половины всего имущества. В их составе наибольшую долю составляют дебиторская задолженность и денежные средства – 37,39% и 15,52% соответственно на 2015 г. В структуре источников наибольшую долю составляла величина краткосрочных обязательств, при этом в 2015 г. по сравнению с 2014 г. значение увеличилось на 47 540 302 тыс. руб. или 15,25%, свидетельствует об усилении финансовой зависимости ПАО «Аэрофлот» от внешних источников финансирования.

Отрицательным также является уменьшение в структуре пассивов доли собственного капитала, которая снизилась на 16,93% или на 13 938 967 тыс. руб. Краткосрочные обязательства в наибольшей степени представлены кредиторской задолженностью, ее доля составила 34,01% в 2015 г. Также в 2015 г. резко возросла доля заемных средств в краткосрочном периоде и составила 27,09 %. В то же время получение крупных сумм долгосрочных и краткосрочных кредитов может свидетельствовать о признании ПАО «Аэрофлот» кредитными организациями как надежного партнера и выгодного заемщика.

В целом в 2015 г. наблюдается увеличение активов в 1,278 раза, что составило 40 664 526 тыс. руб., это может говорить о расширении хозяйственного оборота, повышении деловой активности. Большую часть средств, полученных за год, организация направляла на пополнение оборотных активов. Их прирост составил 28,98 пунктов. При этом наибольшее увеличение наблюдается по таким статьям, как краткосрочные финансовые вложения (в 4,244 раз или на 2 611 577 тыс. руб.), запасы (в 1,697 раз), денежные средства (в 1,268 раз) и прочие оборотные активы (в 1,396 раз).

Внеоборотные активы увеличились менее значительно, чем оборотные, – на 26,32 пункта главным образом за счет отложенных налоговых активов (в 4 раза или на 813 283 тыс. руб.). А также дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, (в 1,444 раз), что является отрицательной тенденцией. При этом нематериальные активы уменьшились на 22,44 %.

Увеличение суммы источников ПАО «Аэрофлот» на 27,88 % происходило главным образом за счет увеличения краткосрочной задолженности. Ее прирост составил 47 540 302 тыс. руб. Долгосрочные заемные средства увеличились менее значительно – на 7 063 191 тыс. руб. или на 49,96 пункта. Это произошло за счет резкого увеличения непосредственно заемных средств краткосрочного и долгосрочного периода в 3,8 и 2,51 раз соответственно.

Отрицательным является тот факт, что величина собственного капитала уменьшилась на 22,03%, что свидетельствует и снижении эффективности деятельности организации.

В структуре дебиторской задолженности в 2014 г. наибольшую долю (54,43%) составляли долги покупателей и заказчиков, а наименьшую долю (1,23%) составила задолженность государственных внебюджетных фондов. В 2015 г. дебиторская задолженность увеличилась на 13087150 тыс. руб., но при этом ситуация кардинально не изменись, в частности, задолженность покупателей и заказчиков снизилась на 7,99%, что составило 1549892 тыс. руб. Произошло существенное изменение величин выданных авансов и прочей дебиторской задолженности на 4470645 тыс. руб. и 4604586 тыс. руб. соответственно, что в конечном итоге и привело к росту общей суммы дебиторской задолженности на 23,09%.

В составе кредиторской задолженности наибольшую долю составляли авансы полученные – 52,18 % и 55,83% соответственно. Величина таких обязательств увеличилась на 7471350 тыс. руб., что явилось основной причиной повышения общей величины кредиторской задолженности и снижения ее оборачиваемости. Отрицательной тенденцией явилось также увеличение задолженности перед поставщиками и подрядчиками и прочими кредиторами на 1288995 тыс.руб. и 1030109 тыс.руб. соответственно, однако это не привело к значительному повышению их удельного веса.

Следующим этапом анализа является исследование оборачиваемости или показателей деловой активности, в непосредственной зависимости от которой находится предприятие, так как деловая активность оценивает эффективности использования имеющихся в распоряжении субъекта хозяйствования ресурсов.

Проведем анализ деловой активности ПАО «Аэрофлот», результаты которого представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Показатели деловой активности за 2014–2015 гг.

Наименование показателя

2014 г.

2015 г.

Изменение

(+ или -)

Коэффициент оборачиваемости активов

1,89

2,16

+0,27

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

3,15

3,65

+0,5

Продолжительность одного оборота оборотных активов

115,87

100

-15,87

Коэффициент оборачиваемости запасов

51,31

56,21

+4,9

Продолжительность одного оборота запасов

7,11

6,49

-0,62

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

4,65

5,55

+0,9

Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности

78,49

65,77

-12,72

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

4,04

6,23

+2,19

Продолжительность одного оборота собственного капитала

90,35

58,59

-31,76

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

5,36

6,20

+5,16

Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности

68,097

58,87

-9,227

 

Как следует из данных табл. 1, в анализируемом году произошло ускорение оборачиваемости активов. Так, коэффициент оборачиваемости активов увеличился с 1,89 до 2,16 раз. При этом коэффициент оборачиваемости оборотных активов возрос с 3,15 до 3,65 раза, соответственно период оборота активов сократился со 115,87 дней до 100 дней. Очевидно, что причиной повышения оборачиваемости активов стало увеличение скорости оборота оборотных активов. Ускорение оборачиваемости активов приводит к сокращению остатков, в этих условиях происходит высвобождение средств из оборота в связи с ускорением их оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился на 5,16, что в продолжительности одного оборота отразилось уменьшение на 9,227 дней, поэтому можно говорить о некотором улучшении состояния платежной способности организации по отношению к поставщикам сырья, продукции и товаров, а также внебюджетным, бюджетным фондам и сотрудникам компании. Также произошло значительное уменьшение продолжительности одного оборота собственного капитала на 31,76 дней, это свидетельствует о том, что имеет место быть значительное повышение эффективности использования собственного капитала.

Одним из важнейших критериев оценки финансового состояния организации является ее платежеспособность. На текущую платежеспособность непосредственное влияние оказывает ликвидность Баланса, которая представлена в табл.2.

Таблица 2.

Оценка ликвидности Баланса за 2014–2015 гг.

Активы

Пассивы

Платежный излишек (+) или недостаток (-)

Группировка активов (А) по степени их ликвидности

2014 г., тыс.руб.

2015 г., тыс. руб.

Группировка пассивов

(П) по срочности погашения

2014 г., тыс. руб.

2015 г., тыс.руб.

2014 г

2015 г.

А1- наиболее ликвидные активы

91 283 829

144 946 151

П1 – наиболее срочные обязательства

53 565 168

63 445 547

37 718 661

81 500 604

А2 – быстро реализуемые активы

34 236 375,4

42 178 920,4

П2 – краткосрочные пассивы

13 268 749

50 529 235

20 967 626,4

-8 350 314,6

А3 – медленно реализуемые активы

27 431 451,6

35 472 011,6

П3 – долгосрочные пассивы

14 137 779

21 200 970

13 293 672,6

14 271 041,6

А4 – трудно реализуемые активы

60 583 095

76 530 919

П4 – постоянные пассивы

63 283 028

49 344 061

-2 699 933

27 186 858

Баланс

145 880 279

186 544 805

Баланс

145 880 279

186 544 805

-

-

 

Из полученных данных табл. 2 следует, что Баланс ПАО «Аэрофлот» не является достаточно ликвидным, ликвидность снизилась в 2015 г. по сравнению с 2014 г. В частности, организация располагает излишками по первой и третьей группе активов и пассивов, что свидетельствует о возможности погасить в полном объеме краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы.

Вместе с тем у организации наблюдается недостаток быстро реализуемых активов в 2015 г., о чем свидетельствует отрицательная разница между второй группой активов и пассивов. Сравнение четвертой группы активов и пассивов позволяет установить недостаток у ПАО «Аэрофлот» собственного оборотного капитала, являющегося необходимым условием финансовой устойчивости организации.

В целом, следует отметить, что за сравниваемый период соотношения между отдельными группами активов и пассивов организации улучшаются.

Платежеспособность корпорации выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования. Для оценки текущей платежеспособности используются три относительных показателя, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств [3, c. 46].

В результате оценки платежеспособности ПАО «Аэрофлот» было выявлено, что в 2014 г. ПАО «Аэрофлот» за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений сможет погасить 35% своих краткосрочных обязательств, в 2015 г. – 29%.

Вместе с тем, когда организация получила деньги от дебиторов в 2014 г., она смогла расплатиться почти по всем своим долгам (коэффициент критической ликвидности составил 0,84). Однако, этот коэффициент в 2015 г. снизился на 0,2, поэтому ПАО «Аэрофлот» не имел возможности покрыть свои краткосрочные обязательства. В то же время, даже в случае реализации запасов, организация в тот же год не смогла покрыть обязательства оборотными активами, так как коэффициент, составивший 0,93, намного меньше оптимального значения.

Таким образом, следует отметить, что у ПАО «Аэрофлот» наблюдается недостаток быстро реализуемых активов. В 2015 произошло увеличение краткосрочной задолженности, в 1,7 раз, что привело к снижению коэффициентов критической и текущей ликвидности. В целом текущая платежеспособность ПАО «Аэрофлот» снизилась в 2015 г. по сравнению с 2014г.

Финансовая устойчивость была оценена с помощью относительных показателей – коэффициентов, характеризующих степень независимости организации от внешних источников финансирования.

Полученные результаты позволяют увидеть, что ПАО «Аэрофлот» характеризуется достаточно высокой зависимостью от внешних источников финансирования, так как доля собственных средств в общей величине источников финансирования за рассматриваемый период составила 1/ 2,78 от заемного капитала. Отрицательное значение собственного оборотного капитала свидетельствует о том, что часть краткосрочных заемных средств (равная разнице) «осела» в основных средствах, или, в худшем случае, использована для покрытия убытков. В данном случае финансовое состояние предприятия неблагополучно, поскольку у него явная нехватка средств. О неустойчивом финансовом состоянии свидетельствуют также остальные рассчитанные коэффициенты, которые значительно отклоняются от оптимальных значений в отрицательную сторону.

Анализ динамики и структуры доходов и расходов в ПАО «Аэрофлот» по данным Отчета о финансовых результатах за 2014–2015 гг. позволяет отметить, что произошло значительное увеличение доходов и расходов. При этом в составе наибольший прирост (на 125 999 760 тыс. руб.) наблюдается по доходам от обычных видов деятельности, которые в 2015 г. составили 88,9 % от общей величины доходов. Кроме того, произошло увеличение суммы прочих доходов на 10 130 066 тыс. руб., при снижении доли прочих доходов на 1,81%. Доходы организации формируются практически полностью за счет доходов, носящих стабильный характер.

Увеличение расходов в 2015 г. по сравнению с 2014 г. произошло более значительно, чем увеличение доходов, и главным образом за счет роста расходов по обычным видам деятельности на 115 396 554 тыс. руб. Также произошло увеличение суммы прочих расходов и их доли на 10,7%.

Если в 2014 г. доходы превышали расходы, то в 2015 г. наблюдается значительное превышение расходов над доходами на 18 927 841 тыс. руб. или на 4, 25%, что и составило убыток организации.

Темп роста выручки в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составил 152,4%. Резко возросла прибыль от продаж в 8,83 раза, что составило 11 957 413 тыс. руб. Значительно увеличились проценты к уплате (темп прироста составил 323,2%), сумма прочих расходов на 55 978 689 тыс. руб., за счет чего прибыль до налогообложения показала отрицательную динамику в виде снижения темпа роста -88,5% и составила убыток в размере – 17 457 060 тыс. руб. Отрицательным моментом в 2015 г. также явилось увеличение прочих (иных налоговых платежей). Все это определило полученный непокрытый убыток ПАО «Аэрофлот» в размере – 18 927 841 тыс. руб.

Аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках позволяют оценить рентабельность обычных видов деятельности ПАО «Аэрофлот».

Расчет показателей рентабельности выявил, что значительней всего наблюдается процент убыточности рентабельности собственного капитала и внеоборотных активов на каждый вложенный рубль в товар. Отрицательная рентабельность сигнализирует о том, что предприятие неэффективно распоряжается собственными активами.

Что касается рентабельности производства, то отрицательная рентабельность – свидетельство того, что сумма издержек на производство и реализацию продукции выше цены ее продажи.

 В целом, финансовое состояние ПАО «Аэрофлот» может быть охарактеризовано как крайне неустойчивое. Характеризуется достаточно высокой зависимостью от внешних источников финансирования, так как доля собственных средств в общей величине источников финансирования за рассматриваемый период составила 1/ 2,78 от заемного капитала.

Анализ показателей рентабельности выявил отрицательную рентабельность за счет получения отрицательного финансового результата в отчетном периоде, это означает, что организация неэффективно распоряжается собственными активами.

Таким образом, ПАО «Аэрофлот» необходимо принять меры по предотвращению банкротства, в частности, перейти к процедуре санации.

 

Список литературы:
1. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности публичного акционерного общества «Аэрофлот – российские авиалинии» по итогам деятельности за 2014–2015 гг.
2. Официальный сайт ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/ru-ru, свободный. (Дата обращения: 30.04.201 г.).
3. Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Т.А. Пожидаева. – М.: КНОРУС, 2007. – 320 с.