Статья:

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ П. А. СОРОКИНА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Таран Л.Н. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ П. А. СОРОКИНА И СОВРЕМЕННОСТЬ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ П. А. СОРОКИНА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Таран Лариса Николаевна
студент кафедры ПГС, УГТУ, РФ, г. Ухта
Федотова Людмила Фёдоровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии и методологии образования, кафедры ФиМО УГТУ, РФ, г. Ухта

До сих пор потрясает масштабность и разносторонность творческого наследия знаменитого философа и социального мыслителя, уроженца Коми края Питирима Сорокина. При этом речь идет не столько об огромном числе написанных им произведений (а это 43 книги в области социологии и свыше двух тысяч научных статей), сколько об их полном содержательном богатстве, так как практически ни одна область человеческой деятельности не осталась без интереса П. Сорокина как исследователя.

«П. Сорокин подарил человечеству не только бесконечное множество плодотворных научных идей, но и кладезь афоризмов, мыслей, мудрых советов, которые и в ХХI в. способны завладеть мыслями людей и помочь им в жизни делать правильный выбор из множества вариантов поведения» [4, с. 4].

Данная статья посвящена анализу учений классика социологии XX столетия – П.А. Сорокина и его влиянии на развитие современных наук.

П. Сорокин принадлежит к тому редкому типу учёных, чье имя становится символом избранной им науки. Такой наукой для Питирима Александровича стала социология. Но, уделяя ей главное внимание, «Сорокин в то же время серьезно занимался исторической и экономической науками, психологией, историей и практикой культуры. В центре же его миропонимания находилась общественная философия как интегральная и наиболее тесно объединенная с социологией часть философского знания» [1, с.252].

П. Сорокин – основоположник теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Именно этим теориям посвящены такие фундаментальные исследования Сорокина как «Социальная мобильность», «Система социологии», «Современные социологические теории», «Человек, цивилизация, общество». Для описания места индивида в иерархически организованной общественной структуре (т. е. социального статуса), его объективной позиции, соотносимой с положением других людей, Сорокин вводит понятия «горизонтальная и вертикальная мобильность», «социальная стратификация». П. Сорокин считал социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения – мифом. Формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако важнейшими из них являются экономическая, политическая и профессиональная, которые тесно связаны, что в свою очередь означает, что люди, которые принадлежат к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. «Социальная мобильность характеризует степень открытости (закрытости) или общества в целом, или отдельной общественной группы: открытое общество или группа определяется высокой социальной мобильностью, закрытое – низкой. Для количественной оценки этого явления был введен показатель индекса мобильности/стабильности, который характеризует соотношение числа индивидов, занимающих мобильное и стабильное положение в конкретном обществе или группе» [2, с. 41–42]. С течением времени новые положения и дополнения теорий социальной мобильности и социальной стратификации Сорокина были развиты социологическими исследованиями его последователей (К. Дэвис, У. Мур, Т. Парсонс и др.), так как со времени его научного творчества прошло более полувека и за это время кардинально изменился сам социум, у него появились новые качества. Но в целом и сегодня теория социальной мобильности П. Сорокина является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров, так как помогает объяснять социальные явления (например, массовый переход людей из одного класса в другой, причины такого перехода), собирать и обобщать информацию о них, классифицировать мировосприятие людей, имеющих различные социальные статусы. Сам Сорокин считал, что «только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать ... как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты, и счастливы ... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение»
[5, с. 8].

Занимаясь исследованием общества, П. Сорокин уделял внимание и проблеме человека, так как считал главной и конечной задачей социологии не только объяснение судьбы целых народов, но и отдельных людей. Человек в понимании Сорокина – особое идеациональное существо, для которого мир идей, образов и ассоциаций, мир интеллектуально и нравственно представ­ленной культуры является доминирующим, главным, обосновывающим индивидуальное бытие. Для П. Сорокина представители идеациональной культуры – люди будущего, а сама культура – великая, единственно истинная, а её ценности безусловны, неизменны, вечны. Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход из кризиса современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е. веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству в неминуемом возрождении идеациональной культуры с ее абсолютными религиозными идеалами, «истинной верой», непогрешимой и дающей адекватное знание о подлинно реальных ценностях. Подобные идеи мы можем найти и у других учёных, составляющих гордость земли Коми: литератора и философа Каллистрата Фаллалеевича Жакова («Теория переменного и предела в гносеологии и в истории познания»), философа и математика Василия Васильевича Налимова («Спонтанность сознания»), педагога Сергея Иосифовича Гессена («Основы педагогики. Введение в прикладную философию»). Например, С. И. Гессен, понимая кризис состояния культуры, видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, приобщении личности к высшим культурным ценностям через образование. Стремление к всемирной любви и гармонии реализуется
у К. Ф. Жакова через развитие в людях склонности к религии и образование этими людьми религиозного союза добрых. В. В. Налимов считал, что духовность ушла на задний план, вытесненная материальным успехом, влечение к деньгам материализует жизнь, лишает ее глубокого духовного поиска. Может быть, их имена не так известны широкой общественности как имя П. Сорокина, но все-таки их вклад в науку и культуру нельзя недооценивать. Выходцы из зырянского края, они пронесли через всю свою жизнь ощущение особенной символической экзистенции – «мира в себе», того особого «окуляра», который помогает найти национальное в глобальном, высокое в заурядном, идеальное в феноменальном. «Такое – гипердуховное, отчасти христианское, отчасти буддийское, отчасти конфуцианское, отчасти языческое – восприятие Человеческого Космоса в истории человеческой мысли исключительно. Оно относит интеллектуальные модели коми мыслителей и к классической греческой философии Платона, и к философии антропоцентризма «кенигсбергского гения» И. Канта, увидевшего в человеке «смыслы всего мира», его трансцендентальное «подтверждение», и к неклассическим построениям о «разорванном», «безыдеальном», амбивалентном человеке француза Жака Деррид» [4, с. 9]. При этом надо отметить, что философско-культурологическое наследие П.А. Сорокина – не простая, не обычная, а – высокая научная мысль, претендующая на достойное место в мировой интеллектуальной сокровищнице всех времён и народов.

П. Сорокин был подлинным гуманистом, «апостолом бескорыстной любви», «самым добрым человеком» по словам его сына С. Сорокина, умело соединившим научное мышление и высокие моральные принципы альтруисти­ческого преобразования общества. В своих работах «Альтруистическая любовь», «Пути и власть любви», «Власть и мораль», «Долгий путь. Автобиография» П. Сорокин констатирует, что важнейшее средство преодоления бездуховности современной цивилизации – это созидательный альтруизм, бескорыстная, создающая любовь. Согласитесь, эта идея особенно насущна сегодня, когда «болезнью» поражены все социальные слои, а особенно нынешняя молодежь, у которой нарушены духовно-нравственные ориентиры, и как следствие развиты бехдуховность и безнравственность. Сорокин также отмечал, что ни демократические преобразования, ни создание международных организаций типа Организации Объединённых Наций сами по себе не могут обеспечить устранение войн и конфликтов. В своей статье «Условия и перспективы мира без войны» Сорокин написал: «Под влиянием чувственной культуры общая деградация человеческих ценностей ускорила вспышку войны и насилия … она рассматривает человека лишь как «электронно-протонный комплекс», некий «механизм рефлексов», простой «животный организм», лишённый чего-либо сверхчувственного, священного или божественного. Неудивительно, что при такой культуре с человеком обращаются так же, как со всеми другими чувственными «комплексами», «механизмами» и «животными»: любые человек или группа, препятствующие реализации чьих-то желаний, устраняются так же, как мы ликвидируем комара, змею или «нейтрализуем» любой органический или неорганический объект, препятствующий исполнению наших желаний. Это объясняет, почему вопреки всем громогласным претензиям нашей культуры на её гуманное, человечное и гуманитарное предназначение она – объективно – находится в декадентской фазе – одна из самых бесчеловечных изо всех культур, десятками миллионов убивающая, калечащая, унижающая человеческие существа. Основные институты современного общества пропитаны тем же милитаризмом, непрерывно генерируя межличностные, гражданские и межгосударственные конфликты» [6, c.5]. Сорокин верил, что только значительное увеличение степени альтруизма отдельных личностей, институтов или культур способно установить крепкий мир и гармонию между людьми. Альтруизм, альтруистическая любовь, как считал учёный, является огромной силой, но при условии, что мы знаем, как её производить, аккумулировать и использовать. Сорокин считал, что если удастся избежать новой мировой войны, то в будущем господствующей формой общества будет не капитализм и не социализм, а некая интегральная форма, сочетающая в себе лучшее из обеих систем. Но в то же время она будет характеризоваться новым типом личности, новыми социальными институтами, новыми культурными ценностями, не сводимыми ни к «капиталистическим», ни к «социалисти­ческим». Учения Сорокина о любви, альтруизме, морали и власти не теряют своей актуальности и в наши дни, особенно сейчас, когда в мире остаются еще неразрешенные военные конфликты, когда каждый год гибнут десятки тысяч людей, а сотни тысяч остаются без крова и средств к существованию.

Как и учение об альтруистической любви, особый интерес представляет и философия интегрализма П. Сорокина, подробно изложенная им в статье «Моя философия - интегрализм». Суть её в том, что она рассматривает всю действительность как бесконечное X бесконечных качеств и количеств: духовных и материальных, скоротечных и вечных, постоянно меняющихся и неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных, пространственных и лишенных пространства, единых и многих, меньших, чем малое, и больших, чем большое. Наивысшей точкой действительности является Бесконечное (неопределенное) Творческое X, которое проходит через весь человеческий разум. В своей неиссякаемой полноте вся действительность недоступна для конечного человеческого ума. Однако главные аспекты действительности приблизительно могут быть поняты нами, потому что мы тоже являемся частью реальности. П. Сорокин активно вводил в общественные науки идеи философии интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека. Он предлагал изучать общество как с точки зрения объективных изменений социокультурных суперсистем (Сорокин полагал, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная), так и с точки зрения интегральной сущности человека. С точки зрения способов познания П. Сорокин различал: «эмпирический аспект действительности (постигаемый опытом); рациональный (постигаемый разумом, то есть посредством логики и математики); сверхчувственно-сверхрациональный (постигаемый творческим озарением и интуицией)» [3, с. 45–46]. Наиболее же полной является истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех способов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов.

Рассуждая о философии П. Сорокина, можно выделить не только её концептуальную основу, не только её теоретические возможности, но и сферу практического применения. Это, прежде всего, сфера образования, теория и практика образовательной деятельности. Сорокин создал целый ряд учебных программ для изучения его любимой науки в учебных заведениях различного уровня. Для достижения этой же цели и популяризации науки об обществе он написал первый в России «Общедоступный учебник социологии».

Для меня наследие Питирима Сорокина – это наследие одного из основателей современной социологии и социальной философии. Изучение его трудов или просто ознакомление с ними положительно влияют как на кругозор, так и на специальные знания будущего специалиста, помогают лучше понять современность, ее конкретные проблемы и вызовы различного уровня и масштаба. Например, для меня, как для формирующегося специалиста, необходимо иметь представление о социальной стратификации, так как подобное знание дает ясное представление о групповой динамике, расслоении общества, расстановке интересов самых различных социальных категорий населения. Кроме того, иногда специалисту в будущем приходится налаживать нормальную экономическую жизнь в условиях дезорганизации не только производства и связей между регионами, но и духовной и эмоцио­нальной сферы. Именно здесь очень высоки требования к общекультурной и социологической подготовке профессионала. Также не стоит забывать, что социология – наука не только об обществе, но и его системах, а если принять трудовой коллектив за одну из таких систем, то становится очевидным важность знания социологических основ (особенно для руководителей).

Питирим Сорокин относится к тем явлениям мировой культуры, значимость которых со временем становится всё яснее. Удивительно: знакомые, уже когда-то прочитанные и обдуманные идеи, мысли, труды
П. Сорокина возникают в новом свете, и из небытия воскресает образ учёного, вступает с нами в конструктивный диалог. В этом весь П.А. Сорокин, гарвардский «тихий гений», осмысливший и подготовивший для нас действенные методы и способы понимания главных социальнокультурных процессов на годы вперёд.

«П. Сорокин не брал на себя смелость безапелляционно судить о настоящем и будущем. Питирим Сорокин – не пророк и не основатель нового вероучения, он наш пытливый и чуткий современник, помогающий нам разобратьсяв противоречивых тенденциях и факторах, самим найти свою путеводную звезду» [2, с. 43].

Не случайно, а по праву П.А. Сорокин в плеяде мыслителей, вошедших в мировую историю, прославивших Коми край, будоражащих умы и воображение современных исследователей, занимает почётное место.

 

Список литературы:

1. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. – М., СПб.: Алетейя – Логос, 2008. – 357 с.

2. Осипов Г.В., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизаций. – М.: ИНЭС, 2007. – С.43.

3. Питирим Александрович Сорокин: жизненный путь и идейное наследие / ГБУ РК «Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина». – Сыктывкар, 2013. – 55 с.

4. Питирим Сорокин: суждения и афоризмы / Автор-составитель
В.М. Теребихин; Предисловие В.А. Сулимова. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2013. – 272 с.

5.Русская социология в ХХ веке  / Рубеж, 1992. – № 4. – С.6–18.

6.Условия и перспективы мира без войны//Социологические исследования, 1999, № 5. – С.3–11 [http://ecsocman.hse.ru/data/734/725/1217/001_ sorokin.pdf].