МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ПРИОРИЕТНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГ
Секция: 11. Экономика
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ПРИОРИЕТНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГ
Вопросы повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата территории муниципального образования городского типа, на сегодняшний день, заслуживают особого внимания в работах разных авторов.
Муниципально-частное партнёрство – это юридически оформленное на определённый срок и основанное на объединении ресурсов, распределение рисков, сотрудничество публичного партнёра, с одной стороны, и частного партнёра, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о муниципально-частном партнёрстве, заключённых в соответствии с Федеральным законодательством в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества[1].
Проекты в рамках муниципально-частного партнёрства являются одним из приоритетных направлений деятельности администрации города Оренбурга в вопросах повышения эффективности использования муниципальной собственности.
Муниципально-частное партнёрство сегодня – основное условие успешного развития бизнеса и территории. Более 60% населения Оренбурга заняты в малом и среднем предпринимательстве. Малый и средний бизнес сегодня совместно с муниципалитетами производит 15% ВВП. Администрация Оренбурга, в рамках развития муниципально-частного партнёрства, осуществляет сотрудничество с самостоятельными хозяйствующими субъектами в разных сферах социально-экономического развития.
Как и во всей стране, в городе Оренбург активно осуществляется реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства. В рамках реформ за последнее время муниципальное имущество ведущих муниципальных предприятий было передано в аренду наиболее успешным частным операторам. На модернизацию муниципального имущества были сделаны серьёзные финансовые вложения. В результате этого существенно повысилось качество и эффективность услуг горожанам.
Предприятие водоснабжения и водоотведения ООО «Оренбург Водоканал» является одним из таких эффективных операторов. Оно входит в состав крупнейшего частного оператора «РОСВОДОКАНАЛ», с которым было заключено «Соглашение о сотрудничестве в организации городской системы эффективного водоотведения и водоснабжения».
Администрация Оренбурга и «РОСВОДОКАНАЛ» в рамках данного «Соглашения» подписали договор об организации эффективного водоотведения и водоснабжения. «Оренбург Водоканал» осуществляет оперативное управление муниципальной собственностью на праве арендатора в результате передачи в аренду городского водопроводно-канализационного хозяйства.
Специалистами «Оренбург Водоканал» и администрацией Оренбурга была разработана комплексная программа развития систем водоотведения и водоснабжения, на основе которой была разработана долгосрочная инвестиционная программа развития систем водоотведения и водоснабжения города Оренбурга, рассчитанная на 2010–2015 годы. Данная программа была нацелена на: улучшение состояния окружающей среды; создание благоприятных условий для проживания населения города; создание экологической безопасности развития города.
Так, например, в городе стальные трубы предприятия заменяют на полиэтиленовые как на наиболее износоустойчивые и способные повысить срок эксплуатации водопроводно-канализационных сетей с 20 лет до 50. Так же более современным способом проводят замену изношенных трубопроводов, прокладку инженерных коммуникаций, а именно горизонтальным бурением без рытья траншей и вскрытия земли.
Следующий значимый шаг – реорганизация в муниципальном тепловом хозяйстве. Администрация Оренбурга подписала соглашение о сотрудничестве в сфере теплоснабжения города с ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» и передала ей в аренду муниципальные объекты. В июне 2006 года была внедрена новая оргструктура в Оренбургских тепловых сетях, согласно которой всё тепловое хозяйство разделено на 3 района ЦТП и тепловых сетей, 3 района котельных, на 1 район магистральных тепловых сетей вместо 10 районов, которые действовали до объединения предприятий.
В основу программы «Комплексного развития теплового хозяйства города Оренбурга», рассчитанную на 2007–2015 годы, были заложены решения проблемных вопросов. Для её реализации разработана и утверждена инвестиционная программа, предусматривающая вложения около 1,2 млрд. рублей. Предприятие за счёт собственных средств, в соответствии с данным соглашением, производит содержание, капитальный и текущий ремонт.
Находясь в управлении частных операторов, муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры остались муниципальной собственностью. При этом, муниципалитет, не принимая прямого участия в хозяйственной деятельности коммунальных предприятий, охранил законодательно установленные функции контроля как над поставкой коммунальных услуг потребителям, так и над модернизацией и использованием муниципального имущества, которое передано в долгосрочную аренду, что способствовало решению вопросов претензий по платежам за оказанные услуги.
Управлением ЖКХ администрации города разработан порядок взаимодействия с каждым предприятием в части мониторинга инвестиционных и производственных программ, участия предприятий в региональных и федеральных целевых программах по модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры, а также софинансирования и тарифообразования инвестиционных программ предприятий из бюджетов всех уровней.
Администрация города, для выполнения задач, которые существуют на сегодняшний день в сфере строительства в Оренбурге, тесно сотрудничает с такими инвесторами-порядчиками как: ООО «Лист», ЗАО «ЛикосСтрой», ЗАО «Уральский строительный комплекс», а также с проектными организациями ООО «РОНА», ОАО «ПИ «Оренбурггражданпроект»», ООО «КАРАДАДА», ОАО «УралНИИгипрозем».
На территории города взаимодействие с рекламными компаниями в области размещения социальной рекламы производится на основе договоров, которые заключены между «Управлением по наружной рекламе и художественному оформлению города Оренбург» и такими рекламными компаниями как ООО «Оренкарт», ООО «Любимый город», рекламное агентство «СВ 56», рекламная компания «Союз», рекламное агентство «Премьер» и другими.
Достаточно эффективно администрация Оренбурга осуществляет взаимодействие с местными товаропроизводителями, которые осуществляют производство продуктов питания. Для них на льготных условиях предоставляются места для размещения товаров в микрорайонах, торговых комплексах города и на рынках для реализации производимой ими продукции – это молочная продукция, колбасные и хлебобулочные изделия и другое. Товаропроизводители, в свою очередь, берут на себя обязательство реализовать продукцию с минимальной торговой надбавкой.
В транспортной сфере развитие частно-муниципального партнёрства осуществляется на программной основе. Например, «Развитие пассажирского транспорта на территории города Оренбурга», рассчитанная на 2014–2016 годы.
В городе Оренбург, в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития территории города, внедряется автоматизированная информационная система «Управление территориями продовольственного пояса» – сокращенно АИС УТПП. Её разработка и внедрение осуществлялось в рамках муниципального контракта фирмой ОАО «АйСиЭл – КПО ВС» город Казань, которая является победителем конкурса.
Создание данной системы направлено на создание муниципальных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства, а также на обеспечение администрации Оренбурга достоверной и оперативной информацией о производственно-финансовой деятельности сельхозпроизводителей, сельхозпредприятий, крестьянско-фермерских хозяйств и личного подсобного хозяйства.
Анализ развития муниципально-частного партнерства в городе Оренбурге позволяет выделить преимущества данного направления, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Преимущества частно-муниципального партнёрства в городе Оренбург
Результаты проведённого анализа теории и практики реализации инвестиционной политики на территории МО городского типа доказывают, что для привлечения инвестиций необходимы объективные и субъективные условия и предпосылки. К объективным относятся реальные экономико-географические и другие факторы положения территории, а к субъективным так - деятельность органов МСУ по раскрытию инвестиционного потенциала.
Таким образом, исходя из вышеперечисленного, в городе Оренбург признана важность развития механизма муниципально-частного партнёрства как инструмента привлечения дополнительного финансирования, а также формирование привлекательного образа местного сообщества в целях привлечения покупателей из других городов и регионов, местоположение корпораций, управление землепользованием, создание представительских характеристик территорий в условиях конкуренции за привлечение выгодных инвесторов.
Дальнейшее развитие частно-муниципального партнёрства в Оренбурге позволит активизировать инвестиционную деятельность как в отношении объектов муниципальной собственности, так и системы местного хозяйства в целом. Наличие целенаправленной инвестиционной политики, которая базируется на прогнозировании и оценке инвестиционного климата муниципального образования, и которая учитывает интересы всех участников инвестиционного процесса, является условием успешного привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов.