СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА
Секция: 11. Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА
В экономике ряда стран существует особая форма взаимодействия бизнеса и государства. Речь идет о государственно-частном партнерстве(ГЧП).
Компетентным понятием ГЧП является – сотрудничество между государственным и частным сектором, предполагающее заключение соглашений и разделение рисков и прибыли от результатов объединения ресурсов для достижения намеченных целей социально–экономической политики. ГЧП чаще всего выражается в контракте, подписанным каким- либо органом государственной власти с одной стороны и частной организацией с другой стороны, на оказание услуг или осуществление проекта.
Среда развития ГЧП – это комплекс мер или условий, необходимых для успешного развития ГЧП. Весомым условием является преодоление противоречий между общественными и частными интересами в сфере ГЧП. Еще одно необходимое условие, выполнение которого требует достаточно длительного времени,-создание среды ГЧП.
Рассмотрим факторы, формирующие среду развития государственно-частного партнерства:
Рисунок 1. Факторы развития ГЧП
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2016 года, регулирует вопросы подготовки, заключения, исполнения, прекращения соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в отношении закрытого перечня объектов общественной инфраструктуры. Анализ данного закона позволяет сделать вывод о необходимости доработки данного ФЗ по некоторым направлениям. Например, новый закон устанавливает дополнительные ограничения, которые могут усложнить реализацию проектов ГЧП (длительные сроки процедуры в рамках подачи частных предложений, неадекватные требования к процедуре оценки ГЧП-проектов).
Законодательная практика показывает, что развитие ГЧП в каждом отдельно взятом субъекте Федерации должно опираться на нормативную базу, позволяющую участникам проектов, взаимодействовать в рамках правового поля и «играть» по одним правилам.
Региональный анализ государственно-частного партнерства позволяет оценить региональный законодательный фактор.
В 2015 году Ленинградская область улучшила место в рейтинге за счет развития нормативно-правовой базы и запуска проектов в сфере здравоохранения. Однако, Санкт-Петербург, несмотря на то, что является многолетним лидером в сфере государственно-частного партнерства и обладает наиболее богатым опытом реализации проектов рискует потерять лидирующие позиции в ближайшее время, поскольку в 2014 году в данном субъекте не наблюдается роста ни по одному из факторов развития государственно-частного партнерства. В связи с этим мы можем оценить (по Ленинградской области) законодательную базу на 3-(по 5-ой шкале).
Важно отметить, что только в 4 регионах (4,7%) действует региональное законодательство, которое эксперты оценили, как эффективное (без понижающего коэффициента). В числе этих регионов и Санкт-Петербург.
Квалификация участников ГЧП – неотъемлемая часть успешного процветания ГЧП в нашей стране. Статистика за 2012–2015 гг.: обучено более 2280 человек: 84% государственные и муниципальные служащие, 16% представителей частных компаний, ВУЗов, общественных организаций региональные программы в 22 субъектах РФ для 1720 государственных и муниципальных служащих. Восемь программ повышения квалификации с ведущими ВУЗами РФ для 400 специалистов 700 участников вебинаров международные и открытые программы для 370 участников рынка ГЧП. Основной проблемой является отсутствие на территории России профессиональных операторов ГЧП-проектов, которые владеют технологиями управления объектами инфраструктуры. На данном этапе становления ГЧП в нашей стране, мы можем оценить данный критерийна2(по 5-ой шкале). Такой вывод, по нашему мнению, является верным на сегодняшний день(именно отсутствие высококвалифицированных специалистов приводит многие ГЧП – проекты в тупик).Число проектов, которые так и не увенчались успехом,растет с каждым годом! Для более высокой реализации – требуются грамотные, а самое главное опытные специалисты, для чего и был создан Институт(ГЧП) – центр подготовки специалистов в области ГЧП.
Развитие институциональной среды ГЧП связано с созданием специальных институтов, которые занимаются регулированием вопросов ГЧП и контролем реализации проектов в данной области. Ими могут выступать различные агентства, координационные органы, центры компетенций, министерства и ведомства. Институт развития государственно-частного партнерства (ГЧП – Институт) создан в 2012 году по инициативе Центра развития ГЧП в рамках стратегической задачи по подготовке квалифицированных кадров в сфере государственно-частного партнерства и обеспечение условий эффективного развития государственно-частного партнерства. Главной его миссией является: методологическая и образовательная поддержка в сфере государственно-частного партнерства.
Инвестиционная деятельность регулируется нормативными актами, которые представляют собой систему, включающую в себя федеральные правовые акты, региональные правовые акты, заключаемые договоры. Во всех регионах распространена практика предоставления в соответствии с действующими нормативными правовыми актами мер государственной финансовой поддержки в виде налоговых льгот по налогу на имущество, по налогу на прибыль организаций, возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитным ресурсам и др. Осуществляется участие средств областного бюджета в формировании уставных капиталов открытых акционерных обществ. Общее состояние инвестиционного климата в регионах можно проиллюстрировать следующим образом. Положительные результаты достигнуты в области скорости подключения к электросетям, в упрощении процедуры получения разрешения на строительство, в качестве процедуры регистрации юридических лиц, а также регистрации прав собственности. Недовольство у представителей регионального бизнеса вызывает качество транспортных путей в регионах, доступность и качество трудовых ресурсов, меры предоставления финансовой поддержки, низкая доступность недвижимости.
По нашему мнению, для улучшения инвестиционного климата в сфере ГЧП необходимо: благоприятная административная среда, выгодные тарифы (реализация и подготовка проектов), квалифицированные работники. Данные факторы мы сможем оценить на территории РФ удовлетворительно.
Целесообразность развития ГЧП в современной России признается на государственном уровне. На сегодняшний день в нашей стране механизмы государственно-частного партнерства используются, как правило, в масштабных инвестиционных проектах. Однако, есть и пробелы, с которыми нашей стране придется бороться для усовершенствования данной сферы. Внедрение механизмов в реальную практику ГЧП должно производиться намного быстрее, должен увеличиться приток проектов-ГЧП и их эффективность. Всему этому будет способствовать ФЗ о ГЧП, который непременно, по нашему мнению, даст результат.
Институт (ГЧП), готовящий специалистов по нужной и необходимой специальности растет с каждым годом. Вклад института в развитие ГЧП -неоценим. Только опытные и грамотные специалисты смогут создать благоприятную обстановку в данной сфере. Также, по нашему мнению, необходимо организовать взаимодействие заинтересованных сторон для обмена опытом(практика) реализации проектов на основе концессионных соглашений и многих других механизмов ГЧП. Инвестиционный климат в сфере ГЧП развивается с каждым годом, через некоторый промежуток времени, мы сможем увидеть новые притоки данного фактора, что будет способствовать инноваторству в сфере ГЧП.