Статья:

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Елисеев И.А. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Елисеев Игорь Алексеевич
магистрант экономического факультета, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г.Шахты
Васенев Сергей Леонидович
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., экономический факультет, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г.Шахты

Основной характеристикой хозяйственной деятельности предприятия, обуславливающей его результативность, является ‒эффективность предприятия Эффективное производство – залог экономического успеха предприятия. И как показывают исследования, большое влияние на формирование эффективного производства играет «корпоративная культура ‒ система этических норм, моральных ценностей, образцов поведения, существующая в организации достаточно длительное время, разделяемая всеми или почти всеми работниками организации и передаваемая новичкам как единственно верная»[1].

Основная мысль современных исследований корпоративной культуры заключается том, что она оказывает преимущественное влияние на удовлетворенность сотрудников и их вовлеченность в процесс труда, этику поведения с потребителями. «Данные факторы оказывают дальнейшее влияние на финансовые и рыночные результаты деятельности компаний. «Под рыночными результатами понимается удовлетворенность и лояльность клиентов, а под финансовыми производительность труда, прибыльность деятельности. Наиболее важным и значимым показателем эффективного производства считается производительность труда — показатель, характеризующий результативность труда работников за определѐнный период времени. И чем выше этот результат, тем больше эффективность промышленного предприятия» [2].

Чаще всего эффективность деятельности предприятия определяют комплексно – по двум блокам.

В первый экономический блок входят:

·     результативность;

·     производительность;

·     прибыль;

·     рентабельность;

·     экологичность;

·     энергоемкость.

Второй социально-психологический блок включает в себя:

·     удовлетворенность трудовой деятельностью;

·     относительная стабильность организации;

·     сработанность коллектива организации.

Экономические и социально-психологические показатели эффективности деятельности промышленного предприятия оказывают взаимное влияние, что доказано учеными. Трудовая активность работников, согласно исследованию, зависит от:

·     сбалансированности материального и морального стимулирования труда;

·     наличия в организации лидеров, инициаторов, выдвигающих идеи, отражающих интересы и потребности сотрудников, умеющих убедительно доказывать необходимость предлагаемых инноваций;

·     обучения персонала предприятия.

В свою очередь, «трудовая активность сотрудников благоприятно отражается на: результативности и продуктивности труда, социально-психологической атмосфере, степени сработанности членов трудового коллектива.

На удовлетворенность трудом влияют следующие факторы: результативность труда, санитарно-гигиенические условия труда, система организации труда, система стимулирования труда, способы принятия решений, сложившиеся в организации» [3].

Основным фактором, оказывающим влияние на все выше перечисленные стороны деятельности промышленного предприятия, является корпоративная культура, основная цель которой – это традиционное создание и сохранение целостности и стабильности предприятия. Сегодня существует дефицит квалифицированных, опытных и лояльных сотрудников. Поэтому развитие кадров, сохранение квалифицированного коллектива, вложение в персонал и установка на стабильность – характерные черты промышленных предприятий.

Для подтверждения данного заключения мы провели исследования на крупном промышленном предприятии ООО «Шахтинская керамика», которое входит в группу компаний “Unitile”. В ходе исследования также удалось получить общий ответ на вопрос о том, что является результатом развития корпоративной культуры компании, т.е. чем измеряется ее эффективность с точки зрения бизнеса.

По мнению участников опроса, корпоративная культура влияет, прежде всего, на уровень мотивации персонала, репутацию компании среди потребителей и ее репутацию как работодателя.

По мнению участников исследования, важнейшие факторы корпоративной культуры, влияющие на эффективность деятельности промышленных предприятий, можно расположить в следующей последовательности:

1.  Внимание руководства к профессионализму сотрудников.

2.  Координация и согласованность действий сотрудников.

3.  Эффективность стиля руководства.

4.  Атмосфера в коллективе.

5.  Мотивация сотрудников.

6.  Осознание миссии организации.

7.  Наличие социального пакета.

8.  Существование корпоративных традиций и досуга.

Все перечисленные факторы рассмотрим более подробно на примере крупного промышленного предприятия строительной отрасли ООО «Шахтинская керамика».

Самый первый фактор – это внимание руководства компании к профессионализму сотрудников. В ООО «Шахтинская керамика» это проявляется, прежде всего, в критериях приема на работу и увольнения, организации системы адаптации и передачи опыта, политики повышения квалификации и развития персонала, практики аттестации сотрудников. На данном промышленном предприятии установлены жесткие критерии найма на работу, испытательные сроки, нет допуска вторичного приема уволившихся сотрудников, использование мигрантов и сезонных сотрудников категорически запрещено. Главные требования, предъявляемые к будущим сотрудникам ООО «Шахтинская керамика» ‒ это готовность к обучению и готовность работать в соответствии с ценностями и принципами предприятия. Работа на этом предприятии ‒ это возможность максимально проявить себя специалистом и руководителем.

Основной метод обучения, используемый на заводе ‒ наставничество. Когда на работу принимается новый человек, за ним обязательно закрепляют наставника из числа опытных сотрудников, который знает все особенности данной профессии. Таким образом, в течение двух месяцев новый сотрудник проходит производственное обучение, в это время самостоятельно работать ему дают не более, чем на 50%. Потом «новичок» сдает специальный экзамен, и, получив квалификацию, начинает свой самостоятельный трудовой путь на предприятии.

Не вызывает сомнение факт влияния профессионализма сотрудника на его трудовой вклад, вовлеченность в процесс труда, а следовательно рост производительности труда. Профессионализм сотрудников положительно сказывается на формировании имиджа компании у партнеров и клиентов. Немаловажной составляющей карьерного роста на предприятии является и самообучение. Сотрудники изучают руководство по профессии, различные документы, необходимые для трудовой деятельности. Поэтому, помимо практических навыков, работники получают хорошую базу теоретических знаний.

Кроме того, политика непрерывного развития персонала, особенно применение творческих форм обучения, таких как разработка инновационных и предпринимательских проектов, может также существенно увеличить удовлетворенность сотрудников, лояльность компании, стимулировать рост числа новых продуктов и методов организации бизнеса.

В ООО «Шахтинская керамика» уже два года работают Советы поддержки рационализаторской деятельности, целью которых, согласно Положению о рационализаторской деятельности, является обеспечение эффективного рассмотрения и внедрения рационализаторских предложений сотрудников. Советы состоят из сотрудников Группы компаний. Сбор информации и регистрация поданных предложений осуществляется силами Д༌ирекции по производству и Д༌ирекции по персоналу. С༌овет направля༌ет на рассмотрение поданные рационализаторские предложения༌, и контролирует внедрение данных предложений.

Обращаясь к фактору, координация и согласованность действий сотрудников, нужно отметить, что он сильно связан с организационной структурой организации. В основе организационной структуры данного промышленного предприятия лежит современная эффективная матричная структура управления, в которой сосуществуют разные направления информационных потоков. Под этим понимается стремление к усилению обратной связи от подчиненных к руководству, т.е. к развитию форм обмена информацией с непосредственным руководителем. Для совершенствования горизонтальных связей, т.е. хороших плодотворных деловых связей сотрудников одного ранга, используют рабочие совещания, наглядную агитацию и корпоративную газету, что, безусловно, совершенствует корпоративную культуру на данном предприятии. 
Важным критерием вовлеченности сотрудников в процесс труда является зависимость зарплаты от результатов труда. На предприятии функционирует система поощрения, используется при оплате коэффициент трудового участия, отражающий количественную оценку меры участия отдельного работника в общих результатах труда группы работников, характеризующий суммарный вклад работника в общие результаты труда.
Следующим фактором корпоративной культуры, оказывающим влияние на эффективность промышленного предприятия, является атмосфера в коллективе. Для развития предприятия необходимо говорить о позитивной, жизнерадостной, деловой и доброжелательной атмосфере с элементами личного и командного соревнования. Внедрение наставничества, развитие командной организация труда, командное соревнование взамен личной конкуренции – это основные элементы, внедряемые на производстве ООО «Шахтинская керамика». 
Уровень мотивации персонала занимает пятое место в списке факторов корпоративной культуры, влияющих на эффективность деятельности. Мотивация должна давать сотрудникам ощущение собственной значимости, формировать чувство сопричастности к делу, стимулировать инициативу и ответственность за результат, повышая удовлетворенность сотрудников и вовлеченность в процесс труда. 
Среди мотивирующих воздействий, используемых на исследуемом промышленном предприятии, можно условно выделить три группы: материальное стимулирование, моральное поощрение и возможность профессионального роста и творческой реализации.
Материальное стимулирование тщательно продумано, руководство использует премиальные схемы в структуре зарплаты, в которых прослеживается четкая связь между вкладом конкретного сотрудника и объемом вознаграждения. Хотелось бы отметить, что важным моментом является отрицательная мотивация, т.е способы пресечения нарушений трудовой дисциплины, критерии применения санкций.
«К нематериальным стимулам, используемым на промышленном предприятии, можно отнести: интерес к участию в соревновательном процессе, стремление к признанию, уважению и почету, а также возможность участия в управлении» [2]. В канун праздников ‒ Нового года, Дня строителя, Дня рождения завода обязательно выделяются лучшие по профессии среди различных специальностей и поощряются ценными призами либо денежными премиями. На корпоративном сайте исследуемого предприятия во вкладке «Заслуженные работники» размещены фамилии работников данного предприятия, имеющих награды. Во вкладке «История успеха» наглядно продемонстрированы карьерные шаги некоторых сотрудников предприятия, по примеру которых у каждого работающего есть возможность добиться успеха, можно стимулировать желание молодежи повышать профессиональное мастерство.
Западные специалисты фактор осознания сотрудниками миссии, ценности и этических принципов компании ставят на первое место при исследовании влияния корпоративной культуры на эффективность бизнеса промышленных компаний. В российских исследованиях этот фактор занимает лишь шестое место. Важность миссии вытекает из общепризнанного тезиса о том, что желание идентифицировать себя с обществом, коллективом ‒ одна из самых сильных мотиваций человека. Таким образом, миссия и ценности определяют вовлеченность в процесс труда. Кроме того степень осмысленности своих действий определяет удовлетворенность процессом труда.
Миссия исследуемого промышленного предприятия ‒ быть № 1 в России по производству керамогранита, облицовочной плитки, кирпича. Обеспечить:
Клиентам ‒ высококачественные отделочные материалы, керамическую плитку современных дизайнов, эстетическое удовольствие.
Партнёрам ‒ надежность, взаимовыгодные отношения, перспективное сотрудничество.
Персоналу ‒ современный коллектив, возможность активного развития, достойную зарплату.
Акционерам – высокие дивиденды, престиж, владение лидером российской керамической отрасли.
Можно сказать, что миссия описывает цель промышленного предприятия с точки зрения пользы для общества в целом. Декларируемая цель достижима, достойна и привлекательна, поскольку действует не только на логическую, но и на эмоциональную составляющую сотрудников. Ценности, прописанные в миссии, являются системой этических правил, которые очерчивают рамки допустимого поведения. Декламируемые ценности являются личными убеждениями руководства компании и разделяются большинством сотрудников предприятия, что максимально влияет на корпоративную культуру. Ценности компании не противоречат общечеловеческой этике и не ставят интересы конкретной группы людей выше общественных интересов. Кроме этого, корпоративные ценности ООО «Шахтинская керамика» находят выражение в поведенческом кодексе, который оказывает большое влияние на имидж компании в глазах клиентов, партнеров и владельцев. 
И последними рассмотрим факторы, имеющих немаловажное значение для российских управленцев, в отличие от западных менеджеров, ‒ это наличие социального пакета и существование корпоративных традиций и досуга.
В социальный пакет исследуемого предприятия входит: 
бесплатное медицинское обслуживание в поликлиниках;
оборудованный медицинский пункт;
ежегодный профилактический осмотр сотрудников предприятия;
оплата тренингов и курсов повышения квалификации; 
льготные путевки в санатории и детские оздоровительные лагеря для работников и их детей;
оплата жилья для сотрудников, привлеченных из других городов; 
оплачиваемая мобильная телефонная связь, интернет; 
предоставление корпоративного автотранспорта до места работы.
Наличие социального пакета на предприятии – это эффективный и действенный инструмент управления, который позволяет стимулировать повышение производительности труда работников, формировать имидж предприятия. 
При анализе социальных факторов корпоративной культуры промышленного предприятия ООО «Шахтинская керамика» необходимо обратить внимание на профсоюзную организацию, которая не тормозит развитие бизнеса, а создает у сотрудников предприятия ощущение сопричастности. Сюда можно отнести материальную помощь, оказываемую сотрудникам предприятия, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Большое значение для формирования внутреннего имиджа имеет наличие базы отдыха, лагерей для детей сотрудников. Проводятся различные соревнования как спортивные, так и интеллектуальные, культурно-массовые конкурсы для детей. Кроме того, для сотрудников организуют различные спортивные состязания. Положительное влияние оказывают на корпоративную культуру праздничные корпоративные мероприятия и командные тренинги.
Таким образом, мы завершили описание восьми основных факторов корпоративной культуры, оказывающих влияние на эффективность деятельности промышленного предприятия. Основным критерием устойчивым эффективным развитием данного предприятия можно считать достижение устойчивых темпов экономического роста основного вида деятельности производство керамической плитки, получение прибыли, достаточной для самофинансирования экономического развития и обеспечения стабильной работы данного предприятия, не смотря на негативные внешние факторы.
Мировой кризис показал, что конкурентное преимущество имеют те предприятия или организации, которые способны адаптироваться к сложным условиям, четко представляют себе перспективы своего дальнейшего развития и которые могут организовать производственную деятельность в соответствии с выбранными стратегическими направлениями. Подводя итог можно сказать, что при умелом использовании корпоративной культуры можно привести предприятие к успеху, процветанию и стабильности. Следовательно, корпоративную культуру необходимо продолжать изучать, совершенствовать и регулировать ее изменения. Она должна стать органичной частью всего промышленного предприятия, быть адекватной к современным требованиям, продиктованными экономическим и технологическим развитием, спецификой российского законодательства и менталитета, а также спецификой промышленного предприятия. Она должна содействовать достижению поставленных целей, а, следовательно, повышению эффективности деятельности предприятия.
 
Список литературы:
1. Полищук Е.В. Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. ‒ 2012. ‒ №3. ‒ С. 183–185. 
2. Первакова Е.Е. О механизмах воздействия корпоративной культуры на эффективность и производительность труда – [Электронный ресурс] – URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Pervakova.pdf (Дата обращения: 5.05.2016)
3. Иванова, Т.Б., Журавлёва, Е.А. И 20 Корпоративная культура и эффективность предприятия: Монография / Т.Б. Иванова, Е.А. Журавлёва. – М.: РУДН, 2011. – 152 с.: ил.