РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ В РОССИИ
Секция: 11. Экономика
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ В РОССИИ
Одна из основных проблем при осуществлении государственной кадастровой оценки возникает на этапе отбора исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключения с ним договора на проведение оценки.
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости осуществляется на конкурсной основе путем проведения электронного аукциона согласно законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [1].
Электронный аукцион – это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором, а победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта [2].
Преимуществом такого способа определения исполнителя работ по государственной кадастровой оценке является возможность заключения контракта по более низкой цене по сравнению с начальной (максимальной) ценой в связи с конфиденциальностью информации об участниках, препятствующей их сговору, а существенным недостатком – невозможность гарантировать высокое качество оказания услуг, так как заявки участников электронного аукциона оцениваются исключительно по предлагаемой цене контракта.
Вследствие этих особенностей электронного аукциона в 2014 году совокупная стоимость заключенных государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ по определению кадастровой стоимости составила 164 миллиона рублей, хотя сумма начальных (максимальных) цен контрактов была равна 574 миллиона рублей. Общее снижение составило 71,5%.
О качестве выполненных работ по определению кадастровой стоимости можно судить об информации о рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. В 2014 году при рассмотрении споров в судебном порядке кадастровая стоимость снизилась в совокупности на 84,5%, а за 8 месяцев 2015 года – на 83,6% [3]. По результатам рассмотрения споров в комиссиях в 2014 году кадастровая стоимость была снижена на 34,1%, а за 8 месяцев 2015 года – на 32,8% [4]. Таким образом, демпинг при проведении электронных аукционов приводит к низкому качеству выполнения работ по определению кадастровой стоимости и нестабильности налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В настоящее время рассматриваются 2 пути решения данной проблемы. Первым является отбор исполнителя работ по кадастровой стоимости путем проведения конкурса с ограниченным участием, при котором наравне с ценой контракта критериями отбора исполнителя станут квалификация сотрудников участника, опыт работы на рынке, а также опыт исполнения государственных и муниципальных контрактов. Первым шагом в этом направлении стало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1051 «О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99», которое вступило в силу 03.01.2016.
Вторым путем является формирование института государственных кадастровых оценщиков согласно проекту Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», который в отношении которого в настоящее время готовится заключение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия и проводится независимая антикоррупционная экспертиза.
В соответствии с указанным выше проектом Федерального закона орган, уполномоченный на проведение государственной кадастровой оценки, создает бюджетное учреждение, которому передает полномочия по определению кадастровой стоимости. В функции бюджетного учреждения также включены:
· определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;
· предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
· рассмотрение обращений, связанных с ошибками в определении кадастровой стоимости;
· рассмотрение обращений, связанных с расчетом платежей, исчисляемых от кадастровой стоимости;
· сбор, обработка, систематизация и накопление сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, в том числе данных рынка недвижимости, а также сведений, использованных при проведении государственной кадастровой оценки и формируемых в результате ее проведения [5].
Среди недостатков предлагаемой системы организации государственной кадастровой оценки стоит отметить следующие:
· высокие первоначальные затраты на организацию бюджетных учреждений, а также на их последующее содержание;
· возможность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать давление на бюджетное учреждение в части формирования базы налогообложения;
· в состав межведомственной коллегии входят исключительно представители органов власти;
· исключение экспертизы отчетов об определении кадастровой стоимости саморегулируемыми организациями оценщиков, не определены полномочия органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам;
· отсутствие кадров, а также квалификационных требований к государственным кадастровым оценщикам;
· одна из основных проблем государственной кадастровой оценки – низкое качество исходной информации об объектах оценки – остается нерешенной.
В качестве направлений совершенствования института государственных кадастровых оценщиков могут быть предложены:
· определение квалификационных требований к государственным кадастровым оценщикам, разработка федерального государственного образовательного стандарта, в том числе дополнительного профессионального образования;
· для повышения качества исходной информации об объектах оценки включить в функции бюджетных учреждений систематизацию баз данных Федеральной налоговой службы, Росреестра, государственный кадастр недвижимости, а также региональных и муниципальных баз данных об объектах оценки; проведение инвентаризации для выявления неучтенных объектов; мониторинг рынка недвижимости и ведение информационной базы по рыночным ценам;
· включение в состав межведомственной коллегии представителей предпринимательского сообщества и саморегулируемых организаций оценщиков.