Статья:

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ В РОССИИ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Чистохина А.С. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ В РОССИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ В РОССИИ

Чистохина Анастасия Сергеевна
студент, кафедра «Оценка и управление собственностью», ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», РФ, г. Москва
Волович Николай Владимирович
научный руководитель, д-р экон. наук, проф., кафедра «Оценка и управление собственностью», ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», РФ, г. Москва

Одна из основных проблем при осуществлении государственной кадастровой оценки возникает на этапе отбора исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключения с ним договора на проведение оценки.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости осуществляется на конкурсной основе путем проведения электронного аукциона согласно законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [1].

Электронный аукцион – это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором, а победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта [2].

Преимуществом такого способа определения исполнителя работ по государственной кадастровой оценке является возможность заключения контракта по более низкой цене по сравнению с начальной (максимальной) ценой в связи с конфиденциальностью информации об участниках, препятствующей их сговору, а существенным недостатком – невозможность гарантировать высокое качество оказания услуг, так как заявки участников электронного аукциона оцениваются исключительно по предлагаемой цене контракта.

Вследствие этих особенностей электронного аукциона в 2014 году совокупная стоимость заключенных государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ по определению кадастровой стоимости составила 164 миллиона рублей, хотя сумма начальных (максимальных) цен контрактов была равна 574 миллиона рублей. Общее снижение составило 71,5%.

О качестве выполненных работ по определению кадастровой стоимости можно судить об информации о рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. В 2014 году при рассмотрении споров в судебном порядке кадастровая стоимость снизилась в совокупности на 84,5%, а за 8 месяцев 2015 года – на 83,6% [3]. По результатам рассмотрения споров в комиссиях в 2014 году кадастровая стоимость была снижена на 34,1%, а за 8 месяцев 2015 года – на 32,8% [4]. Таким образом, демпинг при проведении электронных аукционов приводит к низкому качеству выполнения работ по определению кадастровой стоимости и нестабильности налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В настоящее время рассматриваются 2 пути решения данной проблемы. Первым является отбор исполнителя работ по кадастровой стоимости путем проведения конкурса с ограниченным участием, при котором наравне с ценой контракта критериями отбора исполнителя станут квалификация сотрудников участника, опыт работы на рынке, а также опыт исполнения государственных и муниципальных контрактов. Первым шагом в этом направлении стало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1051 «О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99», которое вступило в силу 03.01.2016.

Вторым путем является формирование института государственных кадастровых оценщиков согласно проекту Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», который в отношении которого в настоящее время готовится заключение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия и проводится независимая антикоррупционная экспертиза.

В соответствии с указанным выше проектом Федерального закона орган, уполномоченный на проведение государственной кадастровой оценки, создает бюджетное учреждение, которому передает полномочия по определению кадастровой стоимости. В функции бюджетного учреждения также включены:

·     определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;

·     предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

·     рассмотрение обращений, связанных с ошибками в определении кадастровой стоимости;

·     рассмотрение обращений, связанных с расчетом платежей, исчисляемых от кадастровой стоимости;

·     сбор, обработка, систематизация и накопление сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, в том числе данных рынка недвижимости, а также сведений, использованных при проведении государственной кадастровой оценки и формируемых в результате ее проведения [5].

Среди недостатков предлагаемой системы организации государственной кадастровой оценки стоит отметить следующие:

·     высокие первоначальные затраты на организацию бюджетных учреждений, а также на их последующее содержание;

·     возможность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать давление на бюджетное учреждение в части формирования базы налогообложения;

·     в состав межведомственной коллегии входят исключительно представители органов власти;

·   исключение экспертизы отчетов об определении кадастровой стоимости саморегулируемыми организациями оценщиков, не определены полномочия органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам;

·     отсутствие кадров, а также квалификационных требований к государственным кадастровым оценщикам;

·     одна из основных проблем государственной кадастровой оценки – низкое качество исходной информации об объектах оценки – остается нерешенной.

В качестве направлений совершенствования института государственных кадастровых оценщиков могут быть предложены:

·     определение квалификационных требований к государственным кадастровым оценщикам, разработка федерального государственного образовательного стандарта, в том числе дополнительного профессионального образования;

·     для повышения качества исходной информации об объектах оценки включить в функции бюджетных учреждений систематизацию баз данных Федеральной налоговой службы, Росреестра, государственный кадастр недвижимости, а также региональных и муниципальных баз данных об объектах оценки; проведение инвентаризации для выявления неучтенных объектов; мониторинг рынка недвижимости и ведение информационной базы по рыночным ценам;

·     включение в состав межведомственной коллегии представителей предпринимательского сообщества и саморегулируемых организаций оценщиков.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, Ст. 3813 // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, Ст. 1652 // СПС КонсультантПлюс.
3. Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-sudebnykh-sporakh-v-otnoshenii-rezultatov-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-obektov-/ (Дата обращения 09.05.2016).
4. Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-deyatelnosti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-/ (Дата обращения 09.05.2016).
5. Проект Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=25289 (Дата обращения 09.05.2016).