Статья:

ЖЕНЩИНА С ПЕРОМ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Пархоменко Е.А. ЖЕНЩИНА С ПЕРОМ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 17.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЖЕНЩИНА С ПЕРОМ

Пархоменко Екатерина Александровна
студент Школы педагогики ДВФУ, РФ, г. Уссурийск
Бутенин Николай Аркадьевич
научный руководитель, доц. Школы педагогики ДВФУ, РФ, г. Уссурийск

Гендерная история – новое направление отечественной историографии, изучающее взаимодействие мужского и женского аспектов в историческом пространстве. Работа по развитию данного направления представлена многочисленными публикациями отечественных историков [11].

В рамках развития темы «Положение женщины – дворянки после реформ Петра I», мною были проведены исследования по гендерной истории [9, 10]. Данная статья представляет нам дворянку в новом качестве. Ей теперь подвластно ремесло писателя, она рьяно берётся за перо.

«Сплав традиций родительского воспитания и их трансформацией под влиянием новых смыслов бытия, в первую очередь идей государственности и просветительства» – эта характеристика используется исследователями в качестве специфики переломного XVIII века [4, c.139]. Важнейшими вопросами эпохи становятся пункты, касающиеся определения роли женщины в общественной жизни и её воспитания. Но для того, чтобы соответствовать новым общественным идеалам, женщине XVIII в. было необходимо стать читательницей.

Как следствие женщина – дворянка того времени начинает читать книги и активно развивать кругозор, что со временем привело её к мысли о писательстве, как форме самореализации. В XVIII веке в России развивается новое средство коммуникативного общения – письмо. Нередко переписка являлась единственным способом узнать о положении дел родных и близких, находящихся вне дома, а также получить ценные указания по ведению домашнего хозяйства от супруга или отца. Более того, начало XVIII века окрашено в тона военных действий, что неизбежно влечёт за собой призыв мужчин на службу. В эпоху Петра Великого срок военной службы составлял 25 лет. В тылу оставались женщины, весь быт и хозяйственная жизнь находились в их руках и нередко им требовались консультации по ведению «дворянских дел». В этом случае письма становятся своего рода решением такой проблемы. Этот факт подробно освещён в художественной литературе того времени и позднее. Переписка велась в основном на французском языке, как следствие веяний моды и особенностей образования того времени [12].

В данной работе я исследую процесс появления женщины с пером, как базы для будущих литературных успехов прекрасной половины человечества. С того момента, когда женщина – дворянка впервые занялась написанием письма, начинается болезненный и долгий процесс перевоплощения обычных упоминаний о погоде и домашних делах из писем, в произведения русской литературы. Следствием этого становятся плотно устоявшиеся в русской культуре стихотворения Цветаевой и Ахматовой, романы и детективы, написанные отечественными писательницами.

Впервые упоминание о женщине – писательнице или поэтессе появляются в России в начале 18 века. Дело в том, что до воцарения Петра Великого на царствование в 1682 году женщина в России не получала достаточный уровень образования, дающий возможность грамотно излагать свои мысли на бумаге. Образовательный уровень в России того времени был низким. Петр видел необходимость в реформации этой сферы жизни общества. Об образовании девочек не шло и речи, они обучались исключительно домоводству. Это послужило ещё одним фактором, приведшим в последствии женщину к писательству

Живым примером женщины с пером, в начале XVIII века, представляется княгиня Наталья Борисовна Долгорукая. «Своеручные Записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой, дочери Г.-Фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева» датируются 1720–1767 годами, впервые они были опубликованы в 1913 году. В текст записок вошли разные стороны жизни этой замечательной женщины. Там нашли своё отражение, как печальные: «Я осталась после милостивой своей матери 14 лет. Эта первая беда меня встретила. Сколько я ни плакала, только еще все недоставало, кажется, против любви ее ко мне, однако ни слезами, ни рыданием не воротила: осталась я сиротою, с большим братом, который уже стал своему дому господин», так и радостные: «Я сама себя тем утешаю, когда вспомню все его благородные поступки, и счастливой себя считаю, что я его ради себя потеряла, без принуждения, из своей доброй воли. Я все в нем имела: и милостивого мужа, и отца, и учителя» [6].

Дочь поэта А.П. Сумарокова княжна Екатерина Александровна писала стихи. Некоторые из них даже печатались в журналах. Отец не мог позволить, чтобы столь проникновенные стихи были написаны девушкой и поэтому многие строки Екатерины печатались от мужского лица и без подписи.

«Тщетно я скрываю сердца скорби люты,

Тщетно, я спокойною кажусь:

Не могу спокойна быть я ни минуты,

Не могу, как много я ни тщусь»1769 [8].

Известно, что не только дворянки, но и сама императрица Екатерина II пробовала себя в роли писательницы. Известны около 50 произведений, принадлежавших её перу. Часть её стихотворений, обращенных к Г.А. Потёмкину датируются 1787–1790 годами [1].

Исторический интерес представляют собой мемуары княгини Екатерины Дашковой. В них прослеживается жизнеописание главы двух академий, прекрасной женщины с удивительной судьбой.

«… Перед вами картина жизни беспокойной и бурной или, точнее говоря, печальной и обремененной затаенными от мира тревогами сердца, которых не могли победить ни гордость, ни мужество. Уже давно мои друзья и родственники требовали от меня тот труд, который теперь посвящаю вам …» [5].

В конце 18 века появляется новое веяние моды – женский альбом. В них дамы вели дневниковые записи, сохраняли стихи, цитаты, афоризмы, как излюбленных авторов, так и свои собственные. Особое место в таких альбомах занимали отзывы. Их как правило записывали в конце. Отзыв мог быть стихотворением, зарисовкой, цитатой, выражением собственного мнения о хозяйке альбома. Дело в том, что если дама не вела альбом, она становилась не модной, не интересующейся личностью. Подобного рода сочинения можно сравнить с современными интернет – блогами, в которых отражается то же самое, только в электронной форме.

Сейчас, на живых примерах записей дам того времени, мы проследим, как это происходило и чем было обусловлено на самом деле.

В 19 веке интерес к писательству не исчез, а только рос и преумножался. Более того он стал неким веянием модных тенденций. Женский альбом, давший форму изложения женских записей, прочно закрепился в среде женщин – дворянок. Они охотно вели его и с удовольствием читали отзывы о себе, своём творчестве и интересах, от мужской половины человечества, которая в свою очередь по достоинству оценила новомодные веяния.

А.С. Пушкин писал: «Прелесть! Живо, оригинально, слог прекрасен!» Эти строки мэтр русской литературы посвятил Надежде Дуровой. [7, с.57] Она была офицером русской армии, кавалером георгиевского креста, одной из героинь Отечественной войны 1812 года. В конце жизни Надежда написала автобиографию «Записки кавалер – девицы», а также повести и рассказы. На страницах автобиографии девушка делится своими впечатлениями, мечтами, мыслями. Она без всякого стеснения излагает о мечте сделаться воином и сражаться на благо родины. Надежда Дурова описывает трудности новой, совсем не женской профессии, а также отношение окружающих к ней самой и к её выбору. Мужчины вокруг шутили над ней и поначалу ей трудно было сдержать слёзы, но она справилась [2, с. 42].

Зинаида Волконская – княгиня. Имела литературный салон в Москве в первой половине 20-х 19 века. Он стал ведущим центром творческой интеллигенции того времени. Теперь женщина выражает своё мнение в письмах, сохранившихся с тех далеких времен. Например, в своём письме к Пушкину, она восхищается его творчеством, называя его гением и призывая вернуться в Россию. В письмах к подругам она ведёт подробное повествование событий, произошедших с ней, придаётся воспоминаниям [2, с.111].

Известная муза А. С. Пушкина Анна Керн оставила после жизни мемуары и дневники ставшей истинной находкой для филологов и историков. Писала стихи, рассказы [2, c.119].

В это время прослеживаются первые шаги женской журналистики. На примере княгини Каролины Павловой, занимавшейся переводами зарубежных изданий на русский язык можно явно проследить эволюцию женской эпистолярной журналистики. В 1833 выпускает сборник переводов стихотворений русских поэтов на немецкий язык. В русских журналах она публикует свои элегии, стихотворные послания [2, c.131].

Фрейлина императорского двора Александра Смирнова-Россет писала рассказы, стихи и оставила после себя мемуары [3, c.175].

Таким образом мы проследили процесс, ставший базисом для появления такого феномена, как женщина с пером в России. Этот переворот длился долго и болезненно. Нельзя говорить о том, что женщины сразу взявшись за перо стали мастерами литературного искусства. Но пройдя несколько стадий от письма, как средства коммуникации, через мемуарные записи и женские альбомы, сейчас мы имеем множество примеров женщин писателей и поэтесс, вносящих свой вклад в культуру нашей страны.

 

Список литературы:

1. Былинина В.К. и Одесский М.П. Екатерина II. Сочинения // – М. 1990 URL.:http://lib-ru.do.am/publ/ekaterina_vtoraja_stikhotvorenija/1-1-0-9859 (Дата обращения 15.03. 2016).

2. Василенко Л.В., Горбунов В.В., Десятерик В.И., Жесткова Г.А. Исповедь женского сердца или История России XIX столетия в дневниках, записках, письмах и стихах современниц // Изд. АСКИ – Фонд развития отечественного книгоиздателя имени И.Д. Сытина – М. 2000 т.1.

3. Василенко Л.В., Горбунов В.В., В.И. Десятерик В.И., Жесткова Г.А. Исповедь женского сердца или История России XIX столетия в дневниках, записках, письмах и стихах современниц // Изд. АСКИ – Фонд развития отечественного книгоиздателя имени И.Д. Сытина – М. 2000 т.2.

4. Грицай Л. А. Педагогические идеи и повседневный опыт родительского воспитания детей в культуре Российского просвещения XVIII века // Вест. Том. гос. ун-та. 2013. № 367.

5. Дашкова Е.Р. Записки княгини // URL: http://az.lib.ru/d/dashkowa_e_r/text_0010.shtml (Дата обращения 16.03.2016).

6. Долгорукая Н.Б. Своеручные Записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой, дочери Г.-Фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19902/ (Дата обращения 22.03.2016).

7. Ловецкая Т.Ю. Переписка Пушкина А.С. Письма к Надежде Дуровой Т. 2. // – М., «Художественная литература», 1982.

8. Муравьев В.Л. «Лиры и трубы. Русская поэзия XVIII века» // – М. 1961

9. URL: http://livejournal.com/112369.html (Дата обращения 15.03.2016).

10. Пархоменко Е. А. «Женщина – дворянка в эпоху петровских реформ» // XII Студенческая международная заочная научно - практическая конференция. – М 75 Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки. Электронный сборник статей по материалам ХII студенческой международной заочной научно-практической конференции. —Москва: Изд. «МЦНО». – 2014. – № 5 (12). – С. 100–105. – [Электронный ресурс]. Режим доступа.URL:http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf.

11. Пархоменко Е.А. «Художественная литература, как исторический источник по гендерной истории России» // XXIV Студенческая Международная заочная научно – практическая конференция «Молодёжный научный форум: Общественные и экономические науки. Электронный сборник статей по материалам ХXIV студенческой международной заочной научно-практической конференции. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2015. – № 5 (24) / – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(24).pdf.

12. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. 1998. № 6. С. 76–86.

13. Толстой Л.Н. Война и мир том 1 // Москва 1989 Советская Россия.