Ф. НИЦШЕ ОБ ИДЕЕ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА»
Секция: 5. Философия
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Ф. НИЦШЕ ОБ ИДЕЕ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА»
Сверхчеловек – это человек с сильной волей, хозяин не только своей судьбы, но и жизней других людей. Кто же такой «сверхчеловек»? Достоинство это или недостаток – быть сверхчеловеком, быть не таким как все, быть другим? Обратив внимание на фразу: «Человек есть нечто, что должно превзойти» [4], из книги «Так говорил Заратустра», можно поставить вопрос о том, как может изменить идея «сверхчеловека» сознание и мир людей.
Данная тема является интересной и актуальной для меня, так как я хочу разобраться и понять, правда ли сверхчеловек – это есть совершенство человека во всех его проявлениях? Что мы знаем о «сверхчеловеке»? Возможно, мы живём, не придавая этому особого значения, и даже не можем себе представить, как могли бы измениться наша жизнь и восприятие мира, если бы мы постигли учение Ф. Ницше об идее «сверхчеловека».
На протяжении последнего столетия идея «сверхчеловека» остается актуальной и занимает значительное место в немецкой философии. Особое внимание идее уделили такие русские философы, как Н. Бердяев в произведении «Бог, человек и богочеловек», Е. Трубецкой в книге «Философия Ницше. Критический очерк», Д. Мережковский, А. Белый, Л. Толстой и другие. Понятие «сверхчеловек» явилось для них «ключом» к должному пониманию творчества Ницше. Каждый из них созерцал в учении Ницше нечто прекрасное. Н. Бердяев видел в сверхчеловеке образ духовного венца творения и великолепия. А. Белый, в свою очередь, оценивал Ницше, как художника, раскрывшего достоинства «телеологического символизма» [1]. Однако, согласно суждению самого Ницше, человек – это «недуг Земли», он «в своей сущности есть нечто ошибочное». Однако необходимо создать настоящего, нового человека – «сверхчеловека», который стремился бы быть победителем «бытия и ничто».
Идея «сверхчеловека» – это основная концепция философии Ницше. В ней соединяются воедино все высоконравственные идеи мыслителя. Идею «сверхчеловека» Ницше демонстрирует в книге: «Так говорил Заратустра». Само слово «сверхчеловек» создано не Ницше, а, как он выразился, «подобрано на дороге». Он перенял его из «Фауста» Гёте, где дух земли говорит Фаусту: «Какой жалкий страх овладевает тобою, сверхчеловеком». В это слово Ницше вложил собственное значение.
Слово «сверхчеловек» означает существо, возвышающееся над человеком. Однако, так ли колоссальны размеры этого возвышения?
В своем произведении Ницше основывается на теории естественного отбора Ч. Дарвина. У Ницше теория Дарвина выражается в принципе «Воля к мощи». Ницше считал, что люди – это только лишь переходная часть эволюции. Сверхчеловек – это конечный пункт эволюции, он есть венец творения. Он будет в корне отличаться от человека настоящего времени, как мы отличаемся от обезьяны. Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором [3]. Сверхчеловек противопоставляет себя добрым людям, потому что добрые люди – это бездумные люди, а значит бессмысленно верующие. «Добродетельный вид человека, уже есть человек низший, так как он не представляет собой личности» [5].
Самая главная отличительная черта «сверхчеловека» от человека современного – это наличие воли к власти. Воля к власти – это импульс, который управляет нашим миром. Ницше разделяет волю на четыре вида, для того чтобы показать, что воля конструирует наш мир, без нее невозможно движение и развитие. По мнению Ницше, воля делится следующим образом:
1. Воля к жизни: каждый человек обладает инстинктом самосохранения.
2. Внутренняя воля: у целеустремленного человека внутри есть «стержень». Этот «стержень» помогает ему понять то, чего он хочет. Когда у человека есть внутренняя воля его невозможно переубедить и ему невозможно навязать чужое мнение, с которым он не согласен. Этот «стержень» и есть внутренняя воля. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее» [4]. Внутренняя воля была ярко выражена у советского военачальника К.К. Рокоссовского. В результате репрессий в 1937–1938 годов, было арестовано множество офицеров РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия), среди них был генерал Рокоссовский. Он неоднократно подвергался пыткам, избиениям, но не сломался, не предал Родину и остался верен присяге и правительству. В итоге во время ВОВ стал маршалом армии Советского союза.
3. Бессознательная воля: к ней относятся: все страсти, аффекты, не осознаваемые влечения, инстинкты, которые управляют человеком. Люди далеко не всегда являются разумными существами. Часто в действиях людей присутствуют внерациональные моменты.
4. Воля к мощи реализуется у каждого человека в большей или в меньшей степени, все хотят подчинять себе другого. Свойство присущее всем живым существам. Воля к мощи – это не то, чем мы располагаем, а это то, что мы есть на самом деле.
Самая последняя воля – это есть самая главная воля, по мнению Ницше. Именно она присуща сверхчеловеку. Идея «Воля к мощи» связана с изменением внутреннего мира. Если человек хочет достигнуть высшего уровня развития, ему нужно изменить свой внутренний мир. Мораль – это слабость, по мнению Ницше, которая тащит человека вниз. Помогая каждому, мы расходуем себя, забывая о себе и своих силах для движения вперёд. Естественный отбор, вот что есть истина жизни, принцип по которому должен жить сверхчеловек. Без воли к мощи сверхчеловек потеряет все свое могущество, свою силу и мощь, все те качества, которые и отличают его от обычного человека.
Ницше наделил сверхчеловека самыми что ни на есть любимыми качествами, для того чтобы он даровал смысл целому обществу и являлся примером в их глазах. Этими качествами являлись: духовное творчество, полная концентрация воли к власти, а также сверхиндивидуализм. Сверхчеловек – это человек будущего, в нем нуждается наше современное общество. Без него невозможно развитие ни в одной структуре общества.
В классической литературе существует множество примеров, когда герои проявляли себя как «сверхлюди». Например, в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников продемонстрировал себя, как носитель идеи «сверхчеловека». Его теория состоит в том, что весь мир делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Раскольников идет на убийство, чтобы доказать себе, что он относится к «право имеющим». После того, как он совершил преступление, он не может выдержать его и приходит к выводу, что он непригоден для роли Наполеона.
В другом произведении Ф.М. Достоевского «Бесы» отражается идея «сверхчеловека». И если в первом произведении Родион Раскольников представлял в единственном числе собственную идею о «вшах» и «Наполеонах», то в «Бесах» едва ли не каждый герой считает себя «сверхчеловеком», доказывая свое право на убийство. Пример того, когда люди считали себя сверхлюдьми, есть и в нашей истории. Например, Гитлер и Наполеон считали себя сверхчеловеками. Правда Гитлера нельзя назвать сверхчеловеком, в отличие от Наполеона, так как Гитлер истолковал саму идею Ницше неверно и заставил следовать ей всю нацию. А Наполеон, в свою очередь, просто кичился от собственного великолепия.
Что же касается книги Ницше «Так говорил Заратустра». В ней говорится о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Через его речи и действия Ницше высказывает свои мысли. Одной из центральных идей романа является то, что человек – промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека: «Человек – это канат, натянутый между зверем и сверхчеловеком. Канат над бездной» [4] Этот путь тернист, в любой момент можно поскользнуться и упасть в пропасть. Философ, важной темой которого является декаданс, также подчеркивает то, что человечество пришло в упадок, исчерпало себя. Чем больше люди стараются развиваться и самосовершенствоваться, тем больше вероятность приближения их к идее сверхчеловека. Но если же люди будут поддаваться своим сиюминутным желаниям и устремлениям, тем все больше и больше будет происходить скатывание в сторону зверя.
Идея «сверхчеловека» также затрагивает проблему выбора, согласно которой Ницше говорит о «превосходстве» одного над другим, в дальнейшем выделяя характерную только для него классификацию духовности: верблюд, лев, ребенок. Согласно этой теории в своем развитии мы должны освободиться от оков окружающего нас мира, стать чистыми как дети в начале своего пути. В дальнейшем перед нами предстает оригинальная концепция смерти, которая, по мнению автора, должна быть подчинена человеку. Только человек должен владеть монополией на жизнь, а значит, он должен стать бессмертным, а может и богом? Ведь многие люди не успевают за жизнь сделать все, что им хочется. Смерть должна подчиниться целям человека, так как он сам должен управлять этим процессом. «Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек» [2]. Смерть должна стать особой наградой за то, что человек проходит свою жизнь достойно, выполняя свое предназначение в жизни, на благо живущих после него поколей. Следовало бы научиться умирать; и не должно быть праздника там, где такой умирающий не освятил клятвы живущих [6]. Эта идея носит общие корни с кодексом чести самурая, по которому достойную смерть нужно заслужить только в том случае, если ты исполнишь свое предназначение в жизни.
Ницше презирает современного человека за то, что он не стыдится признать себя христианином. В христианстве есть такая фраза «Возлюби ближнего своего». Ницше понимает данную фразу следующим образом «Возлюби ближнего своего – это значит оставь ближнего своего в покое!» [4].
Христианство «встало костью» в горле у Ницше. Ницше говорит, что на самом деле, если мы подумаем и попробуем для себя ответить на вопрос: «Может ли существовать равенство между людьми»? Ответ на заданный вопрос будет отрицательным. Равенства между людьми, согласно Ницше, нет и быть не может. Изначально кто-то знает и умеет больше, а кто-то меньше. Не может быть идеи абсолютного равенства, что пропагандирует христианская религия. Ницше утверждает, что выделяются два класса людей: люди с сильной волей к власти и люди со слабой волей к власти, которых намного больше, чем первых. Христианство воспевает и возводит на пьедестал именно ценности людей со слабой волей к власти, то есть, людей, которые по своей сути не являются борцами и идеологами прогресса.
Сверхчеловек освобождается не только от морали и религии, но и от авторитетов, даже таких сильных, как пророк сверхчеловека – Заратустра, который учит своих последователей: «потеряйте меня и найдите самого себя». То есть каждый человек должен найти самого себя, принять себя. В нашей жизни существует немало примеров того, когда люди освобождались от всех моральных оков, для того чтобы найти самого себя. Ярчайшим примером является украинская военнослужащая Надежда Савченко, обвиняемая в убийстве российских журналистов. Именно она переступила через все нравственные устои, она переступила через кровь. Ей хотелось доказать всем, насколько она независима от морали, религии и даже государства.
Идея сверхчеловека, сформулированная философом, все чаще проявляется в современном мире. В последнее время во многих странах стал развиваться принцип – «человек, который сделал себя сам». Одной из характерных особенностей данного принципа является эгоизм и воля к власти. Человек, который сделал себя сам, – это человек, поднявшийся от самых низов до самого высокого положения в обществе, благодаря упорной работе над собой, активному развитию своих качеств. Для того чтобы стать сверхчеловеком, необходимо обладать яркой индивидуальностью, нужно отличаться от других людей тем, что у тебя есть внутренний мир, порой не совпадающий с общепринятыми нормами поведения. Величие души – это удел очень немногих людей, но именно эти люди дают смысл самому существованию человека, который превращается из серой безликой массы в ярчайшую личность.
Кроме того, самосовершенствование – безгранично, никогда нельзя останавливаться на месте, путь вперед – это путь, приближающий спутника к новому виду человека, еще не родившемуся на свет. Быть может, в каждом человеке есть характерные черты сверхчеловека, и если мы будем обладать сильной волей, а также откажемся от моральных принципов и устоев, мы в конечном итоге придём к новому совершенному виду человека. И это будет лишь отправной точкой создания идеального человека. Но с другой стороны, «сверхчеловек» – это «единичный» продукт. По своей природе их не может быть много. В нашей жизни есть как лидеры, так и ведомые люди. Если каждый второй человек будет стремиться стать сверхчеловеком, тогда наш мир превратится в хаос. В таком случае, идея «сверхчеловека» сработает против общества и вместо желанного развития, мы будем довольствоваться насущными проблемами. Общество не готово к такому риску, поэтому мы будем жить обыденной жизнью и ждать, когда на нас снизойдет просветление о том, что нужен ли нам «сверхчеловек».
Список литературы:
1. Белый А.Ф. Ницше // Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994. – 182 с.
2. Идеи Фридриха Ницше // Вестник иностранной литературы. 1895. №2. С. 203.
3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Азбука-классика; СПБ, 2006 – 347 с.
4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Азбука-классика; СПБ, 2012 – 352 с.
5. Орлов С.В. История философии: Питер; СПБ, 2006 – 192 с.
6. Соловьев В. Идея сверхчеловека. С. 629.