Статья:

Ф. НИЦШЕ ОБ ИДЕЕ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА»

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Карасёва К.С. Ф. НИЦШЕ ОБ ИДЕЕ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА» // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 107 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ф. НИЦШЕ ОБ ИДЕЕ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА»

Карасёва Карина Сергеевна
студент 1 курса кафедры ТГВ УГТУ, РФ, г. Ухта
Федотова Людмила Фёдоровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии и методологии образования, УГТУ, РФ, г.Ухта

Сверхчеловек – это человек с сильной волей, хозяин не только своей судьбы, но и жизней других людей. Кто же такой «сверхчеловек»? Достоинство это или недостаток – быть сверхчеловеком, быть не таким как все, быть другим? Обратив внимание на фразу: «Человек есть нечто, что должно превзойти» [4], из книги «Так говорил Заратустра», можно поставить вопрос о том, как может изменить идея «сверхчеловека» сознание и мир людей.

Данная тема является интересной и актуальной для меня, так как я хочу разобраться и понять, правда ли сверхчеловек – это есть совершенство человека во всех его проявлениях? Что мы знаем о «сверхчеловеке»? Возможно, мы живём, не придавая этому особого значения, и даже не можем себе представить, как могли бы измениться наша жизнь и восприятие мира, если бы мы постигли учение Ф. Ницше об идее «сверхчеловека».

На протяжении последнего столетия идея «сверхчеловека» остается актуальной и занимает значительное место в немецкой философии. Особое внимание идее уделили такие русские философы, как Н. Бердяев в произведении «Бог, человек и богочеловек», Е. Трубецкой в книге «Философия Ницше. Критический очерк», Д. Мережковский, А. Белый, Л. Толстой и другие. Понятие «сверхчеловек» явилось для них «ключом» к должному пониманию творчества Ницше. Каждый из них созерцал в учении Ницше нечто прекрасное. Н. Бердяев видел в сверхчеловеке образ духовного венца творения и великолепия. А. Белый, в свою очередь, оценивал Ницше, как художника, раскрывшего достоинства «телеологического символизма» [1]. Однако, согласно суждению самого Ницше, человек – это «недуг Земли», он «в своей сущности есть нечто ошибочное». Однако необходимо создать настоящего, нового человека – «сверхчеловека», который стремился бы быть победителем «бытия и ничто».

Идея «сверхчеловека» – это основная концепция философии Ницше. В ней соединяются воедино все высоконравственные идеи мыслителя. Идею «сверхчеловека» Ницше демонстрирует в книге: «Так говорил Заратустра». Само слово «сверхчеловек» создано не Ницше, а, как он выразился, «подобрано на дороге». Он перенял его из «Фауста» Гёте, где дух земли говорит Фаусту: «Какой жалкий страх овладевает тобою, сверхчеловеком». В это слово Ницше вложил собственное значение.

Слово «сверхчеловек» означает существо, возвышающееся над человеком. Однако, так ли колоссальны размеры этого возвышения?

В своем произведении Ницше основывается на теории естественного отбора Ч. Дарвина. У Ницше теория Дарвина выражается в принципе «Воля к мощи». Ницше считал, что люди – это только лишь переходная часть эволюции. Сверхчеловек – это конечный пункт эволюции, он есть венец творения. Он будет в корне отличаться от человека настоящего времени, как мы отличаемся от обезьяны. Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором [3]. Сверхчеловек противопоставляет себя добрым людям, потому что добрые люди – это бездумные люди, а значит бессмысленно верующие. «Добродетельный вид человека, уже есть человек низший, так как он не представляет собой личности» [5].

Самая главная отличительная черта «сверхчеловека» от человека современного – это наличие воли к власти. Воля к власти – это импульс, который управляет нашим миром. Ницше разделяет волю на четыре вида, для того чтобы показать, что воля конструирует наш мир, без нее невозможно движение и развитие. По мнению Ницше, воля делится следующим образом:

1.  Воля к жизни: каждый человек обладает инстинктом самосохранения.

2.  Внутренняя воля: у целеустремленного человека внутри есть «стержень». Этот «стержень» помогает ему понять то, чего он хочет. Когда у человека есть внутренняя воля его невозможно переубедить и ему невозможно навязать чужое мнение, с которым он не согласен. Этот «стержень» и есть внутренняя воля. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее» [4]. Внутренняя воля была ярко выражена у советского военачальника К.К. Рокоссовского. В результате репрессий в 1937–1938 годов, было арестовано множество офицеров РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия), среди них был генерал Рокоссовский. Он неоднократно подвергался пыткам, избиениям, но не сломался, не предал Родину и остался верен присяге и правительству. В итоге во время ВОВ стал маршалом армии Советского союза.

3.  Бессознательная воля: к ней относятся: все страсти, аффекты, не осознаваемые влечения, инстинкты, которые управляют человеком. Люди далеко не всегда являются разумными существами. Часто в действиях людей присутствуют внерациональные моменты.

4.  Воля к мощи реализуется у каждого человека в большей или в меньшей степени, все хотят подчинять себе другого. Свойство присущее всем живым существам. Воля к мощи – это не то, чем мы располагаем, а это то, что мы есть на самом деле.

Самая последняя воля – это есть самая главная воля, по мнению Ницше. Именно она присуща сверхчеловеку. Идея «Воля к мощи» связана с изменением внутреннего мира. Если человек хочет достигнуть высшего уровня развития, ему нужно изменить свой внутренний мир. Мораль – это слабость, по мнению Ницше, которая тащит человека вниз. Помогая каждому, мы расходуем себя, забывая о себе и своих силах для движения вперёд. Естественный отбор, вот что есть истина жизни, принцип по которому должен жить сверхчеловек. Без воли к мощи сверхчеловек потеряет все свое могущество, свою силу и мощь, все те качества, которые и отличают его от обычного человека.

Ницше наделил сверхчеловека самыми что ни на есть любимыми качествами, для того чтобы он даровал смысл целому обществу и являлся примером в их глазах. Этими качествами являлись: духовное творчество, полная концентрация воли к власти, а также сверхиндивидуализм. Сверхчеловек – это человек будущего, в нем нуждается наше современное общество. Без него невозможно развитие ни в одной структуре общества.

В классической литературе существует множество примеров, когда герои проявляли себя как «сверхлюди». Например, в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников продемонстрировал себя, как носитель идеи «сверхчеловека». Его теория состоит в том, что весь мир делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Раскольников идет на убийство, чтобы доказать себе, что он относится к «право имеющим». После того, как он совершил преступление, он не может выдержать его и приходит к выводу, что он непригоден для роли Наполеона.

В другом произведении Ф.М. Достоевского «Бесы» отражается идея «сверхчеловека». И если в первом произведении Родион Раскольников представлял в единственном числе собственную идею о «вшах» и «Наполеонах», то в «Бесах» едва ли не каждый герой считает себя «сверхчеловеком», доказывая свое право на убийство. Пример того, когда люди считали себя сверхлюдьми, есть и в нашей истории. Например, Гитлер и Наполеон считали себя сверхчеловеками. Правда Гитлера нельзя назвать сверхчеловеком, в отличие от Наполеона, так как Гитлер истолковал саму идею Ницше неверно и заставил следовать ей всю нацию. А Наполеон, в свою очередь, просто кичился от собственного великолепия.

Что же касается книги Ницше «Так говорил Заратустра». В ней говорится о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Через его речи и действия Ницше высказывает свои мысли. Одной из центральных идей романа является то, что человек – промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека: «Человек – это канат, натянутый между зверем и сверхчеловеком. Канат над бездной» [4] Этот путь тернист, в любой момент можно поскользнуться и упасть в пропасть. Философ, важной темой которого является декаданс, также подчеркивает то, что человечество пришло в упадок, исчерпало себя. Чем больше люди стараются развиваться и самосовершенствоваться, тем больше вероятность приближения их к идее сверхчеловека. Но если же люди будут поддаваться своим сиюминутным желаниям и устремлениям, тем все больше и больше будет происходить скатывание в сторону зверя.

Идея «сверхчеловека» также затрагивает проблему выбора, согласно которой Ницше говорит о «превосходстве» одного над другим, в дальнейшем выделяя характерную только для него классификацию духовности: верблюд, лев, ребенок. Согласно этой теории в своем развитии мы должны освободиться от оков окружающего нас мира, стать чистыми как дети в начале своего пути. В дальнейшем перед нами предстает оригинальная концепция смерти, которая, по мнению автора, должна быть подчинена человеку. Только человек должен владеть монополией на жизнь, а значит, он должен стать бессмертным, а может и богом? Ведь многие люди не успевают за жизнь сделать все, что им хочется. Смерть должна подчиниться целям человека, так как он сам должен управлять этим процессом. «Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек» [2]. Смерть должна стать особой наградой за то, что человек проходит свою жизнь достойно, выполняя свое предназначение в жизни, на благо живущих после него поколей. Следовало бы научиться умирать; и не должно быть праздника там, где такой умирающий не освятил клятвы живущих [6]. Эта идея носит общие корни с кодексом чести самурая, по которому достойную смерть нужно заслужить только в том случае, если ты исполнишь свое предназначение в жизни.

Ницше презирает современного человека за то, что он не стыдится признать себя христианином. В христианстве есть такая фраза «Возлюби ближнего своего». Ницше понимает данную фразу следующим образом «Возлюби ближнего своего – это значит оставь ближнего своего в покое!» [4].

Христианство «встало костью» в горле у Ницше. Ницше говорит, что на самом деле, если мы подумаем и попробуем для себя ответить на вопрос: «Может ли существовать равенство между людьми»? Ответ на заданный вопрос будет отрицательным. Равенства между людьми, согласно Ницше, нет и быть не может. Изначально кто-то знает и умеет больше, а кто-то меньше. Не может быть идеи абсолютного равенства, что пропагандирует христианская религия. Ницше утверждает, что выделяются два класса людей: люди с сильной волей к власти и люди со слабой волей к власти, которых намного больше, чем первых. Христианство воспевает и возводит на пьедестал именно ценности людей со слабой волей к власти, то есть, людей, которые по своей сути не являются борцами и идеологами прогресса.

Сверхчеловек освобождается не только от морали и религии, но и от авторитетов, даже таких сильных, как пророк сверхчеловека – Заратустра, который учит своих последователей: «потеряйте меня и найдите самого себя». То есть каждый человек должен найти самого себя, принять себя. В нашей жизни существует немало примеров того, когда люди освобождались от всех моральных оков, для того чтобы найти самого себя. Ярчайшим примером является украинская военнослужащая Надежда Савченко, обвиняемая в убийстве российских журналистов. Именно она переступила через все нравственные устои, она переступила через кровь. Ей хотелось доказать всем, насколько она независима от морали, религии и даже государства.

Идея сверхчеловека, сформулированная философом, все чаще проявляется в современном мире. В последнее время во многих странах стал развиваться принцип – «человек, который сделал себя сам». Одной из характерных особенностей данного принципа является эгоизм и воля к власти. Человек, который сделал себя сам, – это человек, поднявшийся от самых низов до самого высокого положения в обществе, благодаря упорной работе над собой, активному развитию своих качеств. Для того чтобы стать сверхчеловеком, необходимо обладать яркой индивидуальностью, нужно отличаться от других людей тем, что у тебя есть внутренний мир, порой не совпадающий с общепринятыми нормами поведения. Величие души – это удел очень немногих людей, но именно эти люди дают смысл самому существованию человека, который превращается из серой безликой массы в ярчайшую личность.

Кроме того, самосовершенствование – безгранично, никогда нельзя останавливаться на месте, путь вперед – это путь, приближающий спутника к новому виду человека, еще не родившемуся на свет. Быть может, в каждом человеке есть характерные черты сверхчеловека, и если мы будем обладать сильной волей, а также откажемся от моральных принципов и устоев, мы в конечном итоге придём к новому совершенному виду человека. И это будет лишь отправной точкой создания идеального человека. Но с другой стороны, «сверхчеловек» – это «единичный» продукт. По своей природе их не может быть много. В нашей жизни есть как лидеры, так и ведомые люди. Если каждый второй человек будет стремиться стать сверхчеловеком, тогда наш мир превратится в хаос. В таком случае, идея «сверхчеловека» сработает против общества и вместо желанного развития, мы будем довольствоваться насущными проблемами. Общество не готово к такому риску, поэтому мы будем жить обыденной жизнью и ждать, когда на нас снизойдет просветление о том, что нужен ли нам «сверхчеловек».

 

Список литературы:

1. Белый А.Ф. Ницше // Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994. – 182 с.

2. Идеи Фридриха Ницше // Вестник иностранной литературы. 1895. №2. С. 203.

3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Азбука-классика; СПБ, 2006 – 347 с.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Азбука-классика; СПБ, 2012 – 352 с.

5. Орлов С.В. История философии: Питер; СПБ, 2006 – 192 с.

6. Соловьев В. Идея сверхчеловека. С. 629.