Статья:

МИССИЯ СИБГИУ В XXI веке

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Федулова А.А., Занозина Е.О., Березовский И.Е. [и др.] МИССИЯ СИБГИУ В XXI веке // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МИССИЯ СИБГИУ В XXI веке

Федулова Анна Александровна
студент Института машиностроения и транспорта, СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
Занозина Екатерина Олеговна
студент Института машиностроения и транспорта, СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
Березовский Илья Евгеньевич
студент Института машиностроения и транспорта, СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
Косаченко Никита Андреевич
студент Института машиностроения и транспорта, СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк
Быкасова Лариса Валентиновна
научный руководитель, канд. культурологии, доц. кафедры философии, СибГИУ, РФ, г. Новокузнецк,

Сибирский государственный индустриальный университет (далее СибГИУ) является одним из старейших и крупнейших вузов Сибирского региона. Легендарное высшее учебное учреждение с легендарной историей. Оно было создано в 1930 г. на базе Томского технического института для подготовки профессиональных кадров для строящегося гиганта первой пятилетки Кузнецкого металлургического комбината. История СибГИУ неразрывно связана с историей нашей страны, с развитием советского промышленного производства в эпоху непростого XX века. Летом 2016 г. вузу исполнится 86 лет.

Целью данной работы стало выявление принципов деятельности СибГИУ в современном образовательном пространстве региона.

Современные университеты, в том числе и СибГИУ, стремятся занять и сохранить определенную социальную позицию в подготовке интеллектуальной элиты общества, развивать у студентов их способности к исследовательской деятельности.

В настоящее время существуют парадигмы высшего образования, нацеленные на создание значимых для общества образовательных технологий. Однако нельзя отказываться от осмысления исторического опыта создания высших учебных заведений, без которого немыслимо рассмотрение процесса профессионального обучения в современных университетах, в том числе и в СибГИУ.

В XX века, в связи с качественными преобразованиями производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор общественного производства, появилась необходимость кардинального преобразования концепции университета, которая послужила основой для формирования академического инновационного университета. Здесь уместно будет вспомнить о концепции знаменитого испанского ученого и педагога Х. Ортеги-и-Гассета, которая имела исключительное значение для разработки современных моделей классических технических университетов. На протяжении всей своей жизни мыслитель изучал и анализировал предлагаемые в то время концепции. Итогом его деятельности стали многочисленные научные труды, в которых прослеживалась главная мысль: необходимо сделать ядром университета факультет культуры, который будет призван осуществить культурный синтез идей на уровне своего времени. Целью же университета становится обеспечение здорового синтеза и систематизация знаний,интегрирование усилий интелектуально подготовленных людей для осмысления и выражения стоящих перед мировым обществом задач. По мнению Х. Ортеги-и-Гассета, мало дать студентам возможность овладевать знаниями, они должны научится понимать проблемы современности и всю меру своей ответственности за судьбу человечества. Вместе с тем, было бы неверно утверждать, что Ортега считал науку чем-то второстепенным,напротив он утверждал: «Университет отличен, но не отделим от науки. Университет – это в том числе наука» [3, с. 98].

Миссия (предназанчение) университета более многопланова. Не только на базе науки, но и на базе культуры университет должен быть центром подготовки культурных людей и одновременно хороших профессионалов. Концепция же как такогого университета предполагает необходимую адаптацию выпускников к особенному современному миру. Технические науки и получение инженерной квалификации, важность культурных и либеральных аспектов входит в концепции университетов, и все это в какой то степени соответствует положениям, сформулированным Ортегой.

Теперь конкретнее об университетах, занимающихся подготовкой бакалавров, магистров и специалистов в сфере материального производства. В настоящее время система университетского образования в России объединяет более 103 университетов, развивающие направления технического и технологического профилей, с контингентом студентов дневного обучения более 330 тыс. В университетах работают более 62 тыс. человек профессорско-преподавательского и научного состава, в числе которых более 5 тыс. докторов наук, 45 тыс. кандидатов наук. Нынешние выпускники университетов обладают не только высоким уровнем инженерной культуры, но и соответствуют высокому уровню социально-психологической и физической культуры человека. Резюмируя само понятие «культура» в его значении относительно университета, хотелось бы уточнить, что культура – это соответствующий эпохе уровень интеллектуального развития человека, обеспечивающий его способностью ориентироваться в окружающем социальном мире и отыскивать пути решения, стоящих перед ним задач.

Современные университеты определяют свою историческую роль, для того чтобы быть представителями образования,культуры и науки,за счет этого они становятся центрами развития регионов и работают над созданием системы знаний, перетекающей из сферы науки в сферу экономики, промышленности и социальную сферу. Современные концепции высшего образования отражают опыт прошлого, проблемы современности и обозначают будущие тенденции развития. Например в уставе Московского Государственного Университета им. Ломоносова четко указано, что «Храня верность миссии Московского университета, определенной Императрицей Елизаветой I в Указе от 23 (12) января 1755 года об учреждении Московского университета как «просвещение народов ... к пользе общего житья человеческого, ... к благополучию всего отечества», Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова подтверждает ее истинность в историческом контексте XXI века. Московский университет осознает, что дальнейшая реализация его Миссии потребует гармоничного применения глобальных образовательных тенденций на фундаменте национальной образовательной идентичности через развитие традиций Университета как интегратора научных, образовательных, экономических и социальных процессов и распространение культурной среды Университета как эталона российского общества» [1].

Темпы развития современного общества настолько велики, что система высшего образования вынуждена гибко реагировать на потребности экономики, промышленности, социальной сферы. Выпускник университета, получивший солидную фундаментальную подготовку, в последствие может творчески освоить определенные сферы деятельности, в которых ему предстоит работать.

Проанализировав вышеизложенную информацию и опираясь на устав СибГИУ, мы актуализируем следующие положения и принципы деятельности данного образовательного учреждения.

Миссия СибГИУ в XXI веке – возрождение и воспроизводство интеллектуальной элиты Сибири на основе глубокой интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, базирующейся на гармоничном сочетании лучших традиций отечественной науки и высшего образования с передовым опытом ведущих научно-педагогических школ мирового уровня.

Видение СибГИУ – один из крупнейших научно-образовательных полюсов многополярного интеллектуального пространства России, имеющий международную репутацию лидера, определяющего тренды развития научной мысли, политехнического и социально-экономического образования в контексте формирования инновационной культуры современного общества.

Политика руководства СибГИУ в области качества базируется на следующих основных положениях:

·     повышение роли институтов и кафедр как решающего звена в обеспечении качества образования, улучшение координации деятельности структурных подразделений и стратегических партнеров вуза;

·     обеспечение четкой регламентации полномочий и ответственности работников на всех уровнях управления, развитие корпоративной культуры, атмосферы доверия и доброжелательности;

·     сохранение, развития и повышение качества кадрового потенциала, стимулирование карьерного роста педагогических работников посредством реализации программ профессиональных и социальных «лифтов», внедрение современных технологий оценки эффективности деятельности преподавателей и сотрудников университета и связанной с ними системы материальных поощрений;

·     улучшение качества учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, разработка и внедрение современных образовательных технологий, в том числе электронного и дистанционного обучения, использование отечественных и мировых информационных ресурсов;

·     усиление позиций университета в международном образовательном пространстве, развитие экспорта образовательных услуг и реализацию образовательных программ в партнерстве с зарубежными университетами, включая программы международной академической мобильности и международного научно-исследовательского сотрудничества;

·     расширение и интенсификация научно-исследовательской и инновационной деятельности на основе поддержки и развития научных школ, коммерциализации интеллектуальной собственности университета, повышения публикационной активности, привлечение талантливой молодежи;

·     совершенствование воспитательной работы, развитие студенческой инициативы, корпоративной культуры с целью формирования духовно-нравственных ценностей, гражданской позиции, профессионализма и способности студентов адаптироваться к динамическим социальным условиям. [2, с. 2–15].

Все эти положения прописаны в уставе СибГИУ, и они отвечают требованиям современного рынка образования, в частности, и общества, в целом. Университет дает не только знания, но и учит самостоятельно добывать и реализовывать их. СибГИУ стремится сохранить свою историческую роль в подготовке интеллектуальной элиты сибирского региона, удовлетворить потребности людей, живущих в эпоху информационной эры.

 

Список литературы:

1. Устав МГУ им. Ломоносова. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.msu.ru/projects/pr2020/docs/slovo.pdf.

2. Устав ФГБОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк: СибГИУ, 2011.

3. Отега-и-Гассет Х. Миссия университета. – Мн.: БГУ, 2005. – 104 с.