Статья:

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА НА ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Хамгоков И.В. ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА НА ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(34).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА НА ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Хамгоков Ислам Валерьевич
студент, кафедра финансов и кредита, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, РФ, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ
Хетагуров Георгий Валерьевич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., кафедра финансов и кредита, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, РФ, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ

Аннотация. В статье рассмотрены понятие и элементы налогового механизма, представлены его основные функции. Определены основные направления влияния налогового механизма на экономику Российской Федерации.

Ключевые слова: Налоговый механизм, налоговая система, налог, налогообложение.

Налоговая система играет значимую роль в экономическом развитии государства. От её состояния в первую очередь зависит состояние экономики страны. Именно экономика сочетает в себе основные факторы налоговых систем, присущих, как правило, исключительно развитым странам. Необходимо подчеркнуть, что в работе А. Ларионовой рассмотрены актуальные вопросы современной экономики Российской Федерации, наиболее перспективные пути развития этой системы, основанные, прежде всего на опыте иностранных коллег [3]. Благодаря проведённому сравнительному анализу налоговых систем Российской Федерации и Германии экспертам удалось установить, как сходства, так и различия в поставленном вопросе.

Со времени создания налоговая система Российской Федерации неоднократно подвергалась изменениям, но по-прежнему далека от требований, которые предъявляются к ней на данном этапе. Необходимо подчеркнуть, что она является главным экономическим рычагом, который позволит государству воздействовать не только на экономические, но и на социальные процессы.

В настоящее время основными задачами являются: стабилизация положения экономических процессов, обеспечение на длительное время нормальных темпов модернизации экономики. А это, в свою очередь, практически невозможно без совершенствования государственной системы налогов.

Следует учесть, что две стороны – государство и налогоплательщики – имеют абсолютно разные точки зрения на налоговую систему. Интерес государства возникает в первую очередь к максимизации поступления денежных средств (налогов), а налогоплательщиков – в минимизации финансов. В огромной работе, проделанной О. Шинкаревой и Е. Майоровой, даётся точная оценка влияния торгового сбора, введённого в Москве в 2015 году, на деловую сферу в области розничной торговли [11]. Таким образом, совершенство налоговой системы зависит от близости позиций государства и налогоплательщиков.

Чтобы сформировать более-менее уравновешенную налоговую систему, нужно правильно оценить непосредственно механизм влияния данной системы как на социальные, так и на экономические процессы. Каково влияние имущественных налогов на данную систему рассматривается в работе А. Майоровой [4–8]. А состояние и перспективы развития современной экономики рассматривается в многочисленных работах российских экономистов [10;11].

Налоговая политика осуществляется через — налоговый механизм. Имеется несколько определений понятия налогового механизма. С одной стороны, налоговый механизм – это совокупность правил и способов налоговых отношений, которые способствуют достижению некоторых целей в области налоговой политики [2, с.14]. С. Барулин полагает, что налоговый механизм представляет собой совокупность форм, которые закреплены положениями налогового права, а также различных методов, инструментов государственного налогового планирования и налогового контроля, реализация которых происходит в рамках принятой концепции, стратегии и тактики государственной налоговой политики [1, с.94]. Е. Мураховская предлагает абсолютно другое определение; по её мнению, налоговый механизм является совокупностью средств и методов эксплуатации налоговых отношений в определённом месте, в определённое время и в определённых целях, в которых отражается способ организации налогового влияния на социальные и экономические процессы [9, с. 57].

Стоит отметить, что налоговый механизм охватывает не только способы формирования налоговых отношений, но и их количественного (размеры ставок, налоговых обложений, доля ВВП и т.д.) и качественного (эффективность налогового регулирования, воздействие налогов на экономическое развитие общества, организация инвестиционной политики) определения. В полном соответствии с сущностью налоговых средств осуществляется содержание налоговой политики. При этом учитывается паритет таких функций, как регулирующей и фискальной. Обе предполагают равновесие не только государственными, но и личными интересами.

Обеспечение и качественных, и количественных показателей проектов социально-экономического развития и потенциала страны является передовой задачей налогового планирования.

Выделяют несколько принципов налогового регулирования:

1)  экономическая обоснованность;

2)  финансовая целесообразность;

3)  сбалансированность интересов.

Налоговое регулирование предполагает реализацию общего «климата» как для внешней, так и для внутренней деятельности компании. Помимо всего прочего, необходимо создать особые условия, в которых будет чётко прослеживаться стимулирование отраслевых и региональных направлений движения денежного капитала.

Налоговая ставка считается важным средством осуществления разумной политики в этой сфере. С помощью ставки осуществляется определение точного процента налоговой базы. Денежная оценка, в свою очередь, – величина налога. Внося какие-либо изменения в положения, власти могут корректировать налоговое регулирование, не изменяя при этом налогового законодательства в целом.

Не менее эффективным средством проведения налоговой политики являются налоговые льготы. Данный способ предусматривает полное либо частичное освобождение определённых физических и юридических лиц, в полной мере отвечающих за установленные требования, от налогообложения.

Наиболее часто стимулом налогового обложения становится инвестиционная деятельность. В большинстве стран мира (в том числе и Российской Федерации до 2002 года) частично, а в некоторых случаях полностью освобождается от налогообложения прибыль, направленная на эти цели.

Значимым элементом налогового механизма являются налоговые санкции. С одной стороны, они служат мощным инструментом в руках правительства для контролирования выполнения обязательств налогоплательщиками. С другой стороны – создание стимула для налогоплательщиков на эксплуатацию наиболее действенных форм хозяйствования. Налоговые санкции представлены в косвенной форме эксплуатации налогового механизма; непосредственного влияния они не оказывают на эффективность хозяйствования. В зависимости от качества работы контролирующих органов, собственно, и определяется действенность налоговых санкций.

Конечной целью налогового регулирования является уравновешение трёх субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и, конечно же, граждан. Существует два условия формирования правильного налогообложения – эффективная налоговая политика и «отточенный», слаженно работающий налоговый механизм.

В первую очередь необходимо учесть, что экономика является общим источником уплаты налогов. В том случае, если данные налоги станут натуральными, то распределяются налоги на ту продукцию, которая находится на стадии производства. Рассмотрим случай, когда налог будет являться денежным. В данном случае товар, находящийся на стадии производства, должен пройти так называемую обменную стадию, в ходе которой, собственно, и появится денежная форма стоимости товара. Следует подчеркнуть, что в её распределении прямым образом задействовано налогообложение. Вскоре эта денежная форма, находящаяся на тех или иных стадиях распределения и перераспределения, второй раз выступит в качестве источника выплаты налога.

Кроме того, нельзя забывать, что с социальной точки зрения налоги представляют собой систему экономических отношений, то есть, по сути они сами являются неотъемлемой частью экономики. А налоговая система, в свою очередь, считается основным «атрибутом» экономической системы в целом.

Стоит отметить, что юридический факт может выступать как один из объектов налога, так или иначе связанный со стадией социального производства: обмена, потребления, распределения и так далее.

Налоги, помимо всего прочего, непосредственно связаны со стадией распределения. Согласно этому факту, налоги являются как распределительными, так и перераспределительными экономическими отношениями.

Государство, разрабатывая определённые цели и направления налогового механизма, обязано решить:

·     экономические задачи, включая стимулирование роста экономики, преодоление возможных инфляций, уменьшение дефицита бюджета и так далее;

·     социальные задачи, в которые входит обеспечение работой дееспособного населения, стимулирование роста бюджета и улучшение уровня жизни людей и тому подобное;

·     оптимизация налоговых изъятий, то есть заслуги и достижения паритета в сфере налогообложения.

По пункту «Б» части 1 статьи 114, Конституция Российской Федерации окончательно закрепила принцип единой финансовой политики, проводимой в стране. Налоговая политика есть составная часть финансовой политики, а также мощный инструмент в руках государства в сфере регулирования социально-экономических отношений. Первый случай подразумевает регулирование государством собственных средств хозяйствующих субъектов. В этом заключается фискальная функция налогов.

Налоговый механизм обретает юридическую форму посредством налогового законодательства, при этом осуществляя управление им. Если рассматривать налоговый механизм через призму реальной практики, то можно сделать вывод, что он различен в конкретном времени и пространстве. Во-первых, действия на различных уровнях управления неоднозначны. Существенны различия и во временном отношении. Налоговые отношения упорядочиваются благодаря налоговому механизму. А способствуют этому налоговое право и основы управления налогообложением.

Налоговый механизм объединяет два абсолютно противоположных начала: планирования и стихийно-рыночную конкуренцию. А в результате обособленности производителей, а также противоречивости их интересов возникают неизбежные плачевные последствия.

Таким образом, с одной стороны рыночные отношения приводят к стремительному развитию производства конкретных субъектов в атмосфере конкуренции. С другой стороны, следствием рыночных отношений является разрыв хозяйственных связей между обособившимися организациями. Отсюда следует, что возникает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения отнюдь не приятных последствий. Данным регулятором на сегодняшний день стал налоговый механизм, который признан эффективным во многих странах мира.

 

Список литературы:
1. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степанченко В.В. Налоговый менеджмент. – М.: Издательский дом Омега-Л, 2007.
2. Данченко М.А. Налогообложение: Учебное пособие, Томск 2012.
3. Ларионова А. А. Сравнительный анализ налоговых систем России и Германии // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 17 (359). С. 2–16.
4. Майорова А.Н. От налога на имущество юридических лиц к налогу на недвижимость // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2 (52-2). С. 195–198.
5. Майорова А.Н. Оценка влияния имущественного налогообложения на финансовый механизм // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 3 (41). С. 82–86.
6. Майорова А.Н. Налог на имущество: проблемы практического применения и перспективы // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 135–140.
7. Майорова А.Н. Влияние налогообложения имущества на финансовый механизм организаций: дисс. … канд. экон. наук. – Москва, 2012.
8. Майорова А.Н. Финансовый механизм налогообложения недвижимости / В сборнике: Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире Сборник статей Международной научно- практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 118–120.
9. Мураховская Е.С. Налоги и сборы. – М.: КОДЕКС; Проспект, 2000.
10. Основные направления и проблемы инвестиционной деятельности в горно-металлургическом комплексе РФ // Камбердиева С.С., Шелкунова Т.Г. // Устойчивое развитие горных территорий. 2009. № 2. С. 44–48.
11. Проблема сбалансированности бюджета в современных условиях // Хетагуров Г.В., Сокурова Д.Э. // В сборнике: экономика. Теория и практика. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2015. С. 136–140.