ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ
Секция: 11. Экономика
XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ
Переход России к инновационному социально-ориентированному пути развития требует от отечественной транспортной системы развития опережающими темпами. При этом миссия государства в сфере транспорта определяется через создание условий для улучшения качества жизни и удовлетворения потребностей человека и экономики через доступ к безопасным, экономичным и качественным транспортным услугам [7]. Для ее выполнения необходима современная инфраструктура и транспортные средства.
Транспорт является системообразующей отраслью, которая обеспечивает не только перемещение грузов и перевозку пассажиров, но наряду с этим служит катализатором для промышленного роста, создавая спрос на высокотехнологичную продукцию различных сфер народного хозяйства [5]. Наряду с географическим положением и природными ресурсами инфраструктурные возможности транспортной системы определяют конкурентные преимущества страны. Благодаря транспорту происходит структуризация рыночной экономики, формируется единое экономическое пространство.
В условиях роста конкуренции ни одна страна мира, не имея сильных позиций в транспортной сфере, не способна контролировать риски собственной экономики [3]. Тем более это справедливо для России с ее огромной территорией и протяженными транспортными магистралями.
Развитие национальной транспортной системы в современных условиях предполагает разработку стратегии повышения конкурентоспособности транспортных компаний на мировом рынке транспортных услуг, то есть ориентацию на мировые стандарты, основные цели достижения которых следующие:
· рост мобильности грузов и пассажиров за счет инновационных систем управления, формирования национальных и региональных транспортно-логистических центров, развития общественного пассажирского транспорта;
· модернизация транспортной сети, прежде всего, развитие автомагистралей, скоростного железнодорожного транспорта по международным стандартам, оптимизация маршрутной сети;
· интеграция отечественного транспорта в международную структуру, расширение экспорта транспортных услуг и другие стратегические ориентиры.
Развитие национальной транспортной системы в современных условиях предполагает разработку стратегии повышения конкурентоспособности транспортных компаний на мировом рынке транспортных услуг, то есть ориентацию на мировые стандарты, основные цели достижения которых следующие [1];
· рост мобильности грузов и пассажиров за счет инновационных систем управления, формирования национальных и региональных транспортно-логистических центров, развития общественного пассажирского транспорта;
· модернизация транспортной сети, прежде всего, развитие автомагистралей, скоростного железнодорожного транспорта по международным стандартам, оптимизация маршрутной сети;
· интеграция отечественного транспорта в международную структуру, расширение экспорта транспортных услуг и другие стратегические ориентиры.
В настоящее время необходимо развитие современных способов доставки грузов для повышения качества обслуживания потребителей транспортных услуг, уменьшение расходов на перевозку, снижение экологических нагрузок на природную среду, что позволит [8, с.10];
· гармонично сочетать на рынке транспортных услуг различные виды транспорта на основе освоения перспективных форм грузовых комбинированных перевозок, организовать технологическое и информационное взаимодействие транспорта с существующими финансовыми и производственными структурами;
· улучшить транспортное обслуживание экономики России и сократить транспортные расходы;
· укрепить конкурентоспособность транспортно-дорожного комплекса РФ на мировых рынках транспортных услуг;
· снизить экологические нагрузки от деятельности автотранспорта на окружающую среду.
Среди общих преимуществ от использования комбинированных перевозок грузов можно отметить следующие:
· более низкие затраты трудовых ресурсов, экономия на переменных затратах;
· повышение конкурентоспособности;
· экономия на топливе;
· уменьшение износа оборудования, увеличения срока эксплуатации автомобилей;
· увеличение гибкости в управлении транспортными потоками;
· сокращение времени транзита;
· сокращение риска повреждения товаров во время перегрузки;
· улучшение дорожной безопасности;
· уменьшение загрязнения воздуха.
Сегодня необходимо разработать концепцию организации взаимодействия железнодорожного и автомобильного видов транспорта при перевозках грузов с применением механизма функционирования комбинированных перевозок [5, с.84].
Таким образом, поддерживая точку зрения ведущих ученых в области транспорта о необходимости неотложных мер по обеспечению эффективности и конкурентоспособности транспортной системы России, опираясь на их научные публикации [7, с. 22], необходимо отметить, что создание стабильной экономически эффективной системы грузового транспорта и логистики является средством повышения конкурентоспособности, качества и безопасности перевозок, удовлетворения потребностей внешней торговли, оптимального использования ресурсов в экономике страны.
Поэтому транспортным компаниям следует учитывать современные направления рынка транспортных перевозок, такие как:
1) развитие рынка услуг грузового транспорта путем:
· разработки технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение гарантированной сохранности грузов;
· внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий на базе ГЛОНАСС;
· усиление взаимодействия видов транспорта путем развития мультимодальных перевозок и международных транспортных коридоров;
· развитие транспортно-экспедиторской деятельности;
· совершенствование механизмов сертификации и лицензирования операторов грузового транспорта;
· увеличение до уровня мировых достижений скорости перемещения товаров и ритмичности их доставки, сокращение времени обработки партий товаров;
· обеспечение эксплуатационной совместимости железнодорожных сетей и выделение маршрутов для грузовых перевозок;
· создание национальных транспортных компаний, способных конкурировать с мировыми и т.п.
2) создание благоприятных технических, правовых, организационных и финансово-экономических условий развития интермодальных перевозок и справедливых рыночных условий конкуренции между видами транспорта, обеспечение качества интермодальных перевозок, их привлекательности и доступности для транспортных операторов благодаря [6, с.15]:
· утверждению нормативно-правовых основ функционирования интермодального транспорта;
· идентификации стратегической сети интермодальных перегрузочных пунктов и коридоров, определению интермодальных контейнерных и контрейлерных маршрутов в рамках международных транспортных коридоров;
· маркетингу интермодальных транспортных услуг;
· разработке технологий взаимодействия всех участников перевозки;
· созданию института операторов интерьера / мультимодальных перевозок;
· увеличению уровня контейнеризации перевозок и номенклатуры грузов в контейнерах и т.п.
3) развитие логистики, транспортно-складской и информационной инфраструктуры, внедрение концепций и технологий управления цепями поставок и интеграция транспортных и производственных процессов требует:
· развития и модернизации транспортной, складской инфраструктуры, грузовых терминалов;
· поддержки проектов государственно-частного партнерства, привлечения инвестиций в развитие логистической инфраструктуры и инновационные технологии [4, с.39];
· повышения кадрового потенциала в сфере логистики, внедрения эффективной системы сертификации логистов;
· создание комплексных информационных систем управления, телематических средств навигации и мониторинга, инновационных технологий переработки в интермодальных терминалах, оснащение транспортных средств спутниковыми навигационными системами, интегрированными в единую систему координатного управления;
4) обеспечение приоритетного развития инфраструктуры международных транспортных коридоров, их функционирования на основе современных логистических технологий, сквозного тарифа, скорости доставки, сохранности грузов, информационной поддержки, отсутствия административных барьеров и т.д.
Реализация вышеуказанных стратегических направлений на уровне всей транспортной отрасли требует определенных управленческих воздействий в области каждого вида транспорта. На железнодорожном транспорте такими должны стать:
· обновление и модернизация производственно-технической базы железнодорожного транспорта, обеспечение развития государственно-частного партнерства и внедрение механизма лизинга, что будет способствовать укреплению материально-технической базы железных дорог и росту производительности ее использования;
· интенсификация работ по обустройству железнодорожных переходов через государственную границу;
· техническое переоснащение объектов инфраструктуры железных дорог, в частности модернизация железнодорожных линий по направлениям транспортных коридоров;
· продолжение работ по электрификации железнодорожных путей (электрификация железной дороги позволяет сэкономить на стоимости топлива при перевозках);
· организация скоростного движения пассажирских поездов;
· внедрение новых контейнерных маршрутов [2, с.35].
Таким образом, перспективы развития конкурентных отношений на транспортном рынке России связаны с усилением конкурентной борьбы между видами транспорта за дополнительные объемы грузо- и пассажиропотоков, что возможно при условии укрепления их конкурентных преимуществ. При этом в современных условиях для всех видов транспорта важна открытость к диалогу и сотрудничеству с другими видами транспорта на взаимовыгодных условиях с целью обеспечения устойчивых конкурентных позиций на международном рынке перевозок.