ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ( НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)
Секция: 11. Экономика
XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ( НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)
В условиях современной рыночной экономики регионы реализуют свои собственные интересы через механизмы межрегиональной и международной конкуренции. Чаще всего объектами конкурентных отношений для территориальных образований выступают: инвестиции, инновации, квалифицированные работники и др. В связи с этим регионы заинтересованы в создании условий, способствующий притоку капитала и кадров. Необходимым условием для привлечения инвестиций является инвестиционная привлекательность региона, обусловленная совокупностью экономических, социальных и природных факторов. В настоящее время остро стоит вопрос о повышении инвестиционной привлекательности регионов.
Снижение уровня инвестиционной привлекательности регионов обусловлено рядом проблем, присущих определенным территориям. Целесообразно на конкретном примере рассмотреть влияние негативных факторов на формирование инвестиционной привлекательности региона. В связи с этим хотелось бы провести анализ негативных особенностей, присущих экономике Оренбургской области.
Оренбуржье является одной из ключевых для России территорий с позиции сотрудничества со странами Центральной Азии, в особенности с Республикой Казахстан.
На экономику региона оказывают пагубное влияние уже имеющиеся системные недостатки.
В-первую очередь это значительный износ и низкие темпы обновления основных фондов.
Оренбургская область, занимая 76 место в России, входит в число регионов с наибольшим показателем износа основных фондов. Степень износа основных фондов в период с 2004 по 2015 год представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Степень износа основных фондов в Оренбургской области, в 2004–2015 гг.
Как видно из рисунка 1 уровень износа основных фондов Оренбургской области повышенный и растущий. Для сравнения общероссийский уровень износа основных фондов составляет менее 45%.
В число основных проблем Оренбуржья также входят: сокращение численности населения, в частности населения трудоспособного возраста; угрозы потери квалифицированных кадров; деградация инфраструктуры, наиболее проявляющаяся в транспортных сетях.
Согласно Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года одним из приоритетов области является создание эффективных инструментов привлечения и обслуживания инвестиционных ресурсов. В данной стратегии разработан ряд задач для стимулирования инвестиционного процесса, а именно:
· создание условий функционирования и развития финансовых рынков;
· формирование наилучшего инвестиционного климата, по сравнению с соседними регионами;
· обеспечение активного продвижения и позиционирования региона как в российском, так и международном информационном пространстве;
· кадровая и информационная поддержка инвестиционной деятельности региона;
· обеспечение государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности;
· создание условий для привлечения инвесторов путем развития неценовых факторов, таких как инфраструктура, наличие кластеров, рынка земли и др. [1]
В качестве мер по совершенствованию инвестиционной привлекательности как Оренбургской области в целом, так и ее муниципальных образований необходимо постоянное обновление инвестиционного паспорта территориального образования, а также формирование инвестиционных проектов, различных по составу и объему инвестирования.
Претворение стратегии в жизнь должно благоприятно сказаться на развитии инфраструктуры Оренбургской области, благосостоянии ее жителей и привести к подъему экономики.
Стоит также отметить, что Оренбургская область является дотационной. Объем предоставляемых федеральным центром дотаций региону представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Оренбургской области в 2013–2016 гг.
Данные рисунка 2 свидетельствуют о значительном увеличении объема дотаций в 2016 году, предпосылками этому послужило принятие дефицитного бюджета Оренбургской области на соответствующий период.
Сильное влияние на развитие региона оказывают проблемы экологии и демографии. Высокий уровень смертности, отток молодых специалистов в наиболее конкурентоспособные регионы привели к резкому дефициту кадров, а их наличие, как известно, во многом является ключевой составляющей эффективного развития экономики в целом и конкретного региона.
Проблема безработицы – еще одна «болевая точка» регионального развития. Динамика уровня безработицы в Оренбургской области представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Уровень безработицы в Оренбургской области за 2003–2015 гг.
Несмотря на тенденцию снижения уровня безработицы в регионе до 2015 г., на 1 мая 2016 года наблюдается повышение числа безработных в связи с массовыми сокращением штатов, о чем свидетельствуют данные министерства труда и занятости населения Оренбургской области. Одним из наиболее ярких примеров является АО «Оренбургские авиалинии», в которой за период 2015-2016 г. в связи с банкротством и слиянием с авиакомпанией «Россия» было высвобождено более 800 сотрудников, что составляет значительную долю в составе безработного населения.
Также на экономике и инвестиционной привлекательности Оренбургской области сказывается плачевное состояние инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства региона. По доле ветхого и аварийного жилищного фонда, в соответствии с таблицей 1, Оренбургская область занимает 51-е место среди субъектов РФ.
Таблица 1.
Рейтинг регионов по доле ветхого и аварийного жилья в общей площади всего жилищного фонда РФ
Место |
Регион |
Доля ветхого аварийного жилищного фонда |
В том числе доля аварийного фонда |
Изменения доли ветхого и аварийного жилищного фонда за 5 лет, п.п. |
Ветхий и аварийный фонд всего, тыс.кв.м. |
46 |
Новгородская область |
3,6% |
0,6% |
-0,8 |
627,4 |
47 |
Республика Марий Эл |
3,7% |
0,7% |
1,8 |
569,8 |
48 |
Костромская область |
3,7% |
0,9% |
-0,1 |
614,1 |
49 |
Республика Карелия |
3,8% |
1,3% |
1,0 |
623,3 |
50 |
Ярославская область |
4,0% |
0,7% |
-0,6 |
1255,6 |
51 |
Оренбургская область |
4,1% |
0,7% |
-1,0 |
1862,7 |
52 |
Пермский край |
4,4% |
0,7% |
0,0 |
2488,5 |
53 |
Камчатский край |
4,4% |
1,1% |
0,5 |
340,9 |
54 |
Республика Хакасия |
4,6% |
0,5% |
-0,1 |
512,2 |
Анализ данных проблем требует новых подходов к разработке стратегии развития региона с применением, в том числе, инструментов антикризисного управления.
Следует отметить, что региональные власти нацелены на повышение инвестиционной привлекательности и концентрируют свои усилия в следующих направлениях:
· развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную и инновационную деятельность;
· продвижение и позиционирование района как потенциальной инвестиционной площадки на различных уровнях;
· индивидуальная работа с инвесторами, проявившими интерес к экономике Оренбургской области;
· повышение качества управления региональными финансами, снижение административных барьеров, препятствующих привлечению инвесторов, создание позитивного имиджа и бренда региона, а также развитие многостороннего общественного диалога.
Несмотря на перечисленные трудности, у экономики Оренбургской области есть определенный потенциал, способный заинтересовать инвесторов. К нему можно отнести: мощный промышленный комплекс федерального значения, эффективное сельское хозяйство, наличие природных объектов, интересных для туризма и спорта, а также богатый культурно-исторический опыт и гармоничные межнациональные отношения. В связи с этим, необходимо формирование эффективной инвестиционной политики в данных направлениях.