Статья:

ОСНОВНЫЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Колоси Б.Д. ОСНОВНЫЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(35).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Колоси Биана Джемаловна
студент 4 курса направления «Социология», МГУПС (МИИТ), РФ, г. Москва
Ярина Евгения Владиславовна
научный руководитель, старший преподаватель МГУ ПС (МИИТ), РФ, г. Москва

В условиях реформирования современного общества формирование ценностных ориентаций у молодежи является крайне сложной, но очень важной задачей. Особую значимость здесь приобретают процессы, меняющие ценностное сознание молодежи. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затрагивают эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.

Общество – это саморазвивающейся система. Молодые люди живут, развиваются и учатся в рамках этого общества. Во всем мире принята практика передачи опыта старшим поколением младшему. Но, темпы развития внешней среды слишком велики, а соответственно опыт и знания становятся неактуальны уже спустя 10 лет.

Молодым людям приходится самим решать, что важно - нажива любыми средствами или получение высокой квалификации, обеспечивающей способность приспособиться к новым условиям; отречение прежних морально-нравственных норм или гибкость, адаптивность к новой действительности; безмерная свобода межгендерных взаимоотношений или семья, как надёжная защита успешного существования и т.п. Стало быть, имеет большое значение выявить и изучить ценности, которыми руководствуются молодые люди, определяющие их неоднозначные повседневные представления о настоящем и будущем.

Образовательная среда способствует различию ценностного отношения студентов к окружающей социокультурной действительности, благодаря этому постижение ценностного мира студенчества во всем многообразии его социально-культурного содержания имеет первостепенное значение.

Ценностные ориентиры студентов вызывают особый социологический интерес. Это обусловлено следующими причинами: во-первых, ценностные ориентации молодёжи находятся на стадии формирования, но, даже сформировавшись, они нуждаются в еще некотором количестве времени для приобретения устойчивости, поэтому молодые люди чувствуют огромную зависимость от внешних факторов. Во-вторых, в прогностических целях молодёжь демонстрирует интерес как поколение, которое в перспективе займет место главной общественной производительной силы, следовательно, её ценности будут значительно определять ценности всего общества [2, с.192].

Зарубежные и отечественные исследователи выделяли множество факторов оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций. Но с течением времени и трансформаций, происходящих в современном обществе, тот или иной этап исторического развития имеет свои особенности. Таким образом, следует выделить особенности ценностных ориентаций современной молодежи: 1) возрастно-демографический; 2) амбивалентно-транзитивный; 3) образовательный; 4) девиантно-делинквентный.

1.  Возрастно-демографический фактор связан с определенным возрастом (15–25 лет), который одновременно отражает социальный статус и степень опеки индивида государством, обществом, семьей и пр. Возрастная характеристика, также, служит один из показателей степени усвоения ценностей и норм, прочность жизненной позиции и убеждений.

2.  Амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно – переходным характером молодежной студенческой массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Проблемой является отсутствие практической базой теоретических знаний, самостоятельность выбора в данном случае приводит в тупик.

3.  Образовательный фактор является самым положительным из всех т.к. он связан с системным процессом, обучением профильным дисциплинам и помимо них гуманитарным. Что в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование у индивида ценностей, ценностных ориентаций, морали, норм и пр. Индивиды сталкиваются, при изучении гуманитарных предметов, с религией, философскими идеями, историей искусств, что формирует миропонимание и самосознание. Также вырабатывают чувства солидарности, сочувствия, человеческих взаимоотношений в целом. Кроме того, культурное образование очень важно, ведь из него выходит духовная сила, поэтому очень важно изучать культурные составляющие истории, философии и искусства.

4.  Девиантно-делинквентный фактор служит фильтром асоциальных ценностей. Отсеивая ненужное, он помогает усваивать человеку новые ценности. Алкоголизм, наркомания, суицидальные синдромы, все это исходит из социальной фрустрации, ломки инфантильных стереотипов, кризисов личности, болезни адаптации к меняющимся условиям, императива экономической самостоятельности и пр. – все это вызывает различные, порой патологические, формы отклоняющегося поведения [1, с. 40].

Основной проблемой ценностных ориентаций современной молодежи является их обширность, различная направленность и коррелированность с политическими, экономическими и прочими факторами, а также поляризованность, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность.

С целью изучения основных смысложизненных ценностей студенческой молодежи автором в апреле 2016 года было проведено эмпирическое исследование посредством интернет-опроса и раздаточного анкетирования. В исследовании приняли участие 307 студентов различных вузов в возрасте от 17 до 25 лет.

Так, по результатам исследования, в ряду наиболее значимых жизненных ценностей, первое место разделили: любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и здоровье (физическое и психологическое) составили 57,3%. А это значит, что современная молодёжь задумывается о своём здоровье и это в свою очередь отразится на здоровом и могущественном поколении. Любовь, конечно же, всегда была на первом месте, ведь это самое ценное и светлое, что есть в нашей жизни. Очень приятно осознавать, что молодые люди не утратили веру в любовь, а значит, в недалёком будущем появятся больше крепких ячеек общества.

Самый низкий процент (5,2%), студенты отметили счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом). Это не может не огорчать, жаль, что меньше всего людей заботит чужая жизнь, что меньше патриотов, да и люди не думают о благосостоянии всего человечества, а именно это и важно, поскольку в наше не легкое время, люди должны ценить других людей, помогать им, быть одной командой.

На вопрос: «Какие качества в людях Вы считаете наиболее ценными?», респонденты отметили на первое место жизнерадостность (чувство юмора) 56,4%. Конечно же, без чувство юмора прожить подрастающему поколению, да и собственно говоря, любому человеку будет трудно. И это, по мнению автора, несомненно, положительная тенденция, поскольку подтверждает наличие позитивного настроя, а это незаменимое качество для каждого человека.

На втором месте – воспитанность (хорошие манеры), ответственность (чувство долга, умение держать своё слово), а также честность (правдивость, искренность) – 54,7% опрошенных студентов. Всего лишь 2% ответивших ценят в людях непримиримость к недостаткам в себе и других. Довольно хороший результат, поскольку тяжело быть человеком, который не может смириться с недостатками других людей. У всех есть недостатки и легче будет принять их или скрыть, а ещё лучше, превратить их в достоинство, ведь каждый человек по-своему уникален.

На вопрос: «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг?», большинство студентов ответили: смотреть ТВ-передачи/фильмы/сериалы и заниматься спортом. Как же здорово, что молодёжь культурно проводит своё свободное время, особенно приятно, что молодые люди активно начали заниматься спортом это своего рода в наше время считается трендом. Ведь активно в социальных сетях начали пропагандировать здоровый образ жизни, много образовалось активистов, негативно относящихся к алкоголю и наркотикам. Опять же, возвращаемся к тому, что впереди будет здоровое поколение, а значит здоровая страна. Всё больше и больше людей отказываются от пагубных привычек в пользу здорового образа жизни.

Таким образом, система ценностных ориентаций выступает не только элементом духовной сферы, но и показывает в целом отношение молодежи к окружающей действительности, являясь одновременно индикатором стабильности общества. Очевидно, что основные смысложизненные ценности современных студентов, нельзя назвать абсолютно негативными. Молодежь такова, какой ее воспитали.

 

Список литературы:
1. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее: Учеб. пособие / Ю.Н. Дорожкин, Э.С. Гареев, Т.А. Зайцева. - Уфа: УГНТУ, 1997 - 67 с.
2. Ярина Е.В. Особенности формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи // Позиция. Философские проблемы науки и техники. - 2013 - № 7(7) – С. 190–193.