Статья:

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Донцов А.Л. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(35).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Донцов Алексей Леонидович
студент 2 курса, кафедра социологии и организации работы с молодежью НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород
Кисиленко Анастасия Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры социологии и организации работы с молодежью НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

Проблематика девиантного поведения получила широкое освещение как зарубежной, так и в отечественной социологической литературе. Однако зачастую акцент делается на изучение девиаций не отдельных возрастных групп, а общества в целом. Поэтому долгое время такой аспект проблемы, как девиантное поведение молодежи был изучен крайне слабо. Отклоняющееся поведение представляет сложное явление, изучение которого подразумевает разноплановый, междисциплинарный характер. Необходимо выделить тот факт, что, несмотря на большое количество всевозможных подходов по исследованию проблемы девиантного поведения, формы проявления девиаций в молодежной среде долгое время упускались из внимания ученых и только в последнее время начали изучаться. Однако и в настоящее время исследования профилактики девиантного поведения молодежи зачастую носят бессистемный, эпизодический, в большинстве случаев сравнительно-описательный характер и проблема девиаций в молодежной среде сегодня требует дальнейшего изучения.

Современное педагогическое знание еще не выработало довольно эффективных социально-культурных технологий профилактики и коррекции проявлений отклоняющегося поведения в молодежной среде, соответствующих всему масштабу и глубине изучаемой проблемы. Даже несмотря на объемный теоретический потенциал проведенных исследований девиаций в рамках таких наук как социология, культурология, право, этика, весьма мало изученными остаются те вопросы, которые касаются социально-психологических причин девиации среди молодежи, специфики отклоняющегося поведения данной социальной группы в новых реалиях глобализирующегося мира.

Также подавляющее большинство современных результатов исследований и данных о специфике психологического типа личности с девиантным поведением получено исключительно с помощью стандартизированных методов, поэтому подобные данные нельзя назвать достаточно надежными. Также они в наименьшей степени адаптируемы к задачам социологии и педагогики.

Под девиантным поведением понимается система поступков, которые отклоняются от принятых в социуме правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде отсутствия сбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении протекания процессов самоактуализации индивидов, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением. Сущность всех видов отклоняющегося поведения заключается в неправильном осознании молодыми людьми своего собственного места и назначения в обществе и своей социальной роли, в определенных проявлениях дефектов нравственного и правового сознания, нарушениях социальных установок и сформировавшихся привычек;

Девиации в человеческом поведении существовали всегда и оказывали неоспоримое влияние на все процессы, происходящие в социуме. Постепенно они привлекали к себе внимание отдельных исследователей. Однако сегодня человеческое общество все чаще обращает свой взор на социальные отклонения. Ученые начинают искать социальные причины проявления и развития в социуме различных видов девиаций, выполняя тем самым предупредительную функцию. Выяснение базовых причин девиаций, показывает насколько человек, зависит от общества: социум может принять или же отвергнуть его. На данный момент нет однозначного ответа на вопрос о причинах проявления девиаций в поведении личности. К тому же нет четких критериев поиска отклонений в поведении. Это обусловлено тем, что все люди отличаются друг от друга и поэтому норма поведения может иметь весьма размытые границы.

Не существует единой типологии девиантного поведения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что отклоняющееся поведение может быть разделено по многим основаниям и показателям. Столь большое количество структур и типологий девиантного поведения является следствием зависимости способа взаимоотношения индивида с действительностью и механизма возникновения поведенческих аномалий.

Существует зависимость многообразных форм девиантного поведения от социальных, экономических, демографических, культурных и иных факторов среды. При этом различные социальные девиации по-разному реагируют на средовые воздействия. Все данные факторы обуславливают развитие столь большого количества типологий отклоняющегося поведения. Девиантное поведение понимается как ситуативно обусловленные, транзиторные реакции.;

Такой феномен как девиантное поведение является весьма относительным: в каждом обществе на любой из стадий его развития типологии девиантного поведения имеют конкретный облик в зависимости от историко–культурных традиций, экономико–политических отношений и целого ряда других не менее важных факторов, оказывающих воздействие на жизнь социума. Девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость.

Различия в классификациях также вызваны и тем, что разные отрасли науки, такие как психология, медицина, криминология, и научные школы неодинаково понимают то, какие формы человеческого поведения можно называть девиациями, нет точного ответа на то, как отличить норму от девиации и может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер и способствовать развитию всего общества, или же она способна оказывать только лишь деструктивный характер воздействия на социум.

Профилактика девиантного поведения и сокращение своеобразной зоны риска его проявления у представителей молодого поколения предполагает ряд целенаправленных усилий по расширению личностного потенциала каждого молодого человека и, соответственно, оптимизацию культурно-образовательной среды общества. Исходя из этого, педагогическая работа может быть эффективной только в случае взаимодополнения и совместного применения значительного потенциала педагогических методов с социальными технологиями, которые были сформированы вне педагогического знания;

Приоритетами развития личности и ее формирования с социально-нормативной и культурно-нормативной стороны должны выступать «формирование социальной направленности и конструктивных социальных коммуникаций засчет включения в социальное проектирование социально-значимых акций; развитие молодежи в нравственном плане; оптимизация культурной и образовательной среды, которые являются основой социальной жизнедеятельности личности;

В современном социуме существует большое количество систем социальных норм, которых должны придерживаться абсолютно все члены общества. Система социальных норм должна всегда развиваться, быть динамичной и соответствовать современным реалиям всего общества. Но бывает, что система социальных норм не изменяется, а входит в этап своеобразного застоя. Таким образом, она становится главным препятствием на пути развития личности.

Значительными аспектами современной негативной тенденцией в жизни социума являются кризис института семьи, нивелировка понятия моральных норм и нравственных ценностей. Следствием этого является неуклонный рост количества проявлений девиантного поведения в молодежной среде. Данное понятие превратилось в современном мире в применяемое не только в социологии и в педагогике, но и широко распространенное выражение в повседневной жизни. В настоящее время молодым людям с отклоняющимся поведением уделяется достаточно много внимания специалистов разных областей науки. Сегодня они в большинстве случаев указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе.

При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а также в числе причин свое место отводится снижению жизненного уровня граждан нашей страны, нарушению уже сформировавшегося баланса сил между институтами воспитания, проявлению кризиса традиционной системы ценностей.

Лучшей профилактикой девиантного поведения является целенаправленное организуемое с четким определением используемых средств, методов и форм воспитания воздействие. Однако, использование предупредительных возможностей воспитания является более эффективным по сравнению с другими средствами сдерживания.

 

Список литературы:
1. Аванесов С.С. Дефиниции культуры [Текст] / С.С. Аванесов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1998. – 258 с.
2. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества [Текст] / С.Н. Гавров. – М.: МГУКИ, 2002. – 146 с.
3. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Змановская. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 288 с.
4. Ломброзо Ч. Преступный человек [Текст] / Ч. Ломброзо. – М.: Мидгард, 2005.
5. Тард Г. Законы подражания [Текст] / Г. Тард. – СПб.: Социально-психологический центр, 1998.