Статья:

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Конференция: XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Скачкова И.Л. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(36). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(36).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Скачкова Ирина Леонидовна
бакалавр 2 курса, кафедра экономики и менеджмента, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, РФ, г. Владивосток
Балдина Юлия Васильевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента ВГУЭС, РФ, г. Владивосток

В данной статье рассматриваются два инструмента региональной политики на территории Приморского края: территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) и свободная экономическая зона (СЭЗ). ТОР и ОЭЗ – это два инструмента развития Приморского края, ориентированные на глобальную конкурентоспособность и движение в страны АТР.

 

Ключевые слова: территория опережающего развития, свободная экономическая зона, инвестиции, развитие Приморского края, предпринимательство, льготное налогообложение.

 

Приморский край достаточно богат своими ресурсами и является перспективным в своём развитии, поэтому с точки зрения инноваций и инвестиций представляет особый интерес для инвесторов. Также необходимо учитывать тот факт, что Приморский край удалён от центра России и имеет выходы к морю и, соответственно, несколько крупных торговых портов, что не мало важно для развития отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона [1, с. 323]. Предпринимательство в регионе с трудом развивается из-за высоких налогов, несовершенства нормативно-правовой базы, а также из-за возникающих сложностей с получением кредита. Поскольку главным барьером является высокая процентная ставка налогообложения, то создание территорий опережающего развития и свободных экономических зон на льготных условиях налогообложения позволит решить эту и другие проблемы, а также поддерживать и развивать предпринимательство в регионе [11]. Актуальность исследования не вызывает сомнений: процветание региона, и страны в целом, напрямую связана с торгово-экономическим сотрудничеством со странами АТР.

Целью данной работы является исследование влияния ТОР и СЭЗ на развитие Приморского края.

Задачами исследования являются:

·     Дать определение СЭЗ и ТОР.

·     Рассмотреть особенности СЭЗ.

·     Рассмотреть особенности ТОР.

·     Сравнить два инструмента региональной политики.

Проблема данного исследования заключается в значении ТОР и СЭЗ для развития Приморского края. Гипотезой является то, что для развития Приморского края создание экономических зон является важным стратегическим решением. В данном исследовании объектом являются экономические зоны и территории опережающего развития, а предметом – их значение для развития Приморского края.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) – это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В Приморском крае создаются восемь зон опережающего развития, некоторые из них уже функционируют в полном объеме. Все эти проекты были разработаны с учётом необходимого развития экономики края. Специализация этих площадок обеспечит производство товаров и услуг, которые будут конкурентоспособны на рынке АТР, а также будут иметь высокую степень экспортного потенциала.

Одним из проектов является особая автосборочная экономическая зона промышленно-производственного типа на базе действующего производства «Соллерс». На создание инфраструктуры было направлено более 5,6 миллиарда рублей бюджетных средств, в том числе 5,3 миллиарда из федерального бюджета. Кроме того, привлечено более 12 миллиардов рублей частных инвестиций, создано более двух тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест.

Также одной из перспективных зон опережающего развития является создание нефтехимического кластера, а именно нефтеперерабатывающий комплекс ЗАО «ВНХК» в Находке. «Судостроительный комплекс «Звезда», специализирующийся на производстве прочих транспортных средств и оборудования, ремонт монтаж машин и оборудования. Помимо этого, разработан проект по созданию многофункциональной площадки в Шкотовском районе. Она включит в себя рыбоперерабатывающий кластер с портовой инфраструктурой, угольный терминал и контейнерные причалы. Уже выполняет свои функции агропарк в Михайловском районе, а также промышленный парк в Надеждинском районе [7].

«Свободный порт», позволяющий осуществлять беспошлинную и безналоговую торговлю, можно назвать частью ТОРа. По своей сути это разновидности СЭЗ, с разницей лишь в том, что Свободный порт имеет альтернативную систему налогообложения, а на ТОР создаётся инфраструктура за счёт государства. При этом территория опережающего развития может территориально входить в зону Свободного порта [7].

Льготы, предоставляемые резидентам ТОР:

1.  Пониженные тарифы страховых взносов: общий размер взносов на 10 лет составит 7,6% в течение трех лет с момента принятия закона [5].

2.  Льготные арендные ставки: 0,4% от базовой ставки [5].

3.  Преференция в отношении налогов: освобождение или снижение ставки на имущество и землю, налог на прибыль в течение первых пяти лет составит от 0% до 5%, последующие пять лет – 10% [5].

4.  Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала [5].

5.  Использование режима свободной таможенной территории[5].

6.  Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР[5].

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – некоторая выделенная территория страны, на которой имеется льготный валютный, налоговый и таможенный режим. В таких зонах приветствуется приток иностранного капитала, а также совместная с ним предпринимательская деятельность [4]. В Приморском крае выделяются две такие зоны: рекреационно-туристическая зона на острове Русский и промышленно-производственная зона «Владис». С точки зрения инвестиций эти проекты являются весьма привлекательными: эти два принципиально важных стратегических объекта позволят стимулировать развитие региона, увеличат количество туристов на территорию России, и, конечно же, обеспечат жителей новыми рабочими местами [7].

Приоритетными направлениями СЭЗ «Остров Русский» являются лечебно-профилактический туризм, гостиничные комплексы, водный и круизный туризм, спортивный и экстремальный туризм, бизнес- и экотуризм. Целями создания особой зоны являются: развитие рекреационно-туристического потенциала Владивостока и Приморского края; создание доступных туристических и санаторно-курортных услуг, что позволит повысить здоровье и качество жизни населения; сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей; развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры [8]. Приоритетными направлениями промышленно-производственной зоны «Владис» являются: автомобилестроение, автокомпоненты, приборостроение, строительные материалы, медицинское оборудование, строительная техника, бытовая техника, ИТ оборудование.

Рассмотрев понятие ТОР и СЭЗ, проведем сравнительный анализ этих двух инструментов региональной политики.

Таблица 1.

Сравнительный анализ двух инструментов региональной политики

Критерий

ТОР

 СЭЗ

Определение

 

Часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.

 

Ограниченная территория в регионах, с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей.

Цель

Создание подходящих условий для привлечения инвестиций, ускоренного социально-экономического развития, а также обеспечение благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности населения

Развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Налоги

Для резидентов ТОР Приморья налог на прибыль первые пять лет – 0%, последующие – от 10%

Первые пять лет – 0% налог на прибыль. Следующие пять лет – 10%

 

Границы

На территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

 

Границы особой экономической зоны образуют земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности и отведенные под создание СЭЗ

Срок действия

70 лет. Срок может быть продлен.

49 лет. Не подлежит продлению.

Источник: составлена автором

 

Сравнивая определения данных инструментов, можно заметить наличие в определении ТОР формулировки «часть территории субъекта РФ», в то время как в определении СЭЗ используется формулировка «часть территории РФ». На основании этого определения можно подумать, что создать ТОР может субъект федерации, но это не так: решение о создании ТОР и СЭЗ принимается Правительством. Однако инициатором создания ТОР являются инвесторы, а СЭЗ – региональные власти.

Цели СЭЗ прописаны более детально, чем в ТОР. Различие в целях и определяет срок существования этих двух инструментов региональной политики. Наличие нескольких различных целей СЭЗ обуславливает наличие четырех типов СЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. По логике законодателя, достижение этих целей возможно за 49 лет - срок функционирования СЭЗ. Цели ТОР более обширны, потому и срок функционирования ТОР больше - 70 лет.

Не будет ошибкой сказать, что глобальная цель этих методов едина - привлечение инвестиций и создание определенной формы государственно-частного партнерства. Такое партнерство заключается в том, что государство предпринимает меры поддержки и создает частному партнеру благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности на определенной территории, а частный партнер вкладывает инвестиции в развитие данной территории [1, с. 222].

В заключение хотелось бы сказать, что наш Дальневосточный Федеральный Округ «разворачивается на восток», поэтому географическое местоположение и наличие ресурсов Приморского края является весьма выгодным для сотрудничества со странами АТР. На сегодняшний день стоит необходимость создавать выгодные условия для развития масштабных проектов, в долгосрочной перспективе обещающий хорошую прибыль.

 

Список литературы:
1. Балдина Ю.В. Формирование научного определения феномена «государственный франчайзинг» (на основе когнитивного метода двухуровневой триадической дешифровки) // Научное обозрение, 2015. - № 13. – С. 279–282.
2. Кузнецова О.В. Региональная политика России. 20 лет реформ и новые возможности / Кузнецова О.В. – Изд-во Либроком, 2015. - 392с.
3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/.
4. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015). // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/.
5. Свободные экономические зоны – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fincle.ru/svobodnyie-ekonomicheskie-zonyi.html.
6. Территория опережающего развития. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/180479/territoriya-operejayuschego-razvitiya
7. Остров Русский - туризм и отдых – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primkray.ru/blog/ostrov-russkij-turizm-i-otdykh – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/zone03/.
8. Особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ey.com/RU/ru/Industries/Real-Estate/EY-russia-industrial-and-innovation-infrastructure-special-economic-zones.
9. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spb-venchur.ru/regions/128.htm.