Статья:

МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ЗА РУБЕЖОМ

Конференция: XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Калошина А.Я. МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ЗА РУБЕЖОМ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(36). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(36).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ЗА РУБЕЖОМ

Калошина Анастасия Яковлевна
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Михнева Светлана Георгиевна
научный руководитель, д-р экон. наук, проф. Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза

В последние годы большинство стран начали проводить оценку общей доли в ВВП «теневых» и «неофициальных» компонентов своих экономик. Актуальность таких оценок определяется тем, что теневая экономика развивается параллельно с легальной экономикой и в процессе развития подрывает эффективность распределения бюджетных средств и нарушает логику развития внутренней инфраструктуры доходов [1]

На современном этапе масштабы теневой экономики в европейских странах можно оценить, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера, (Universität Linz, Austria). По данным исследования Фридриха Шнайдера, в 2013 году размер теневой экономики в Европе достиг отметки в 215 трлн. евро, что составляет 18,5% от всей экономической деятельности ЕС. Почти две трети европейской теневой экономики сосредоточено в пяти крупнейших европейских странах - Германии, Франции, Италии, Испании и Великобритании. В Австрии и Швейцарии теневая экономика составляет около 7–8% официального ВВП этих стран. Высоким по сравнению со средним по ЕС остается размер теневой экономики в Греции – 24% ВВП. В Болгарии, Хорватии, Литве и Эстонии теневая экономика достигает 30% размера официальной экономики.

Теневая экономика включает в себя такие виды экономической деятельности, которые осуществляются без внимания государственных органов. Эти мероприятия обычно разделяют на две категории. Первая категория, на которую приходится примерно две трети теневого сектора, включая незадекларированную заработную плату. Такая неофициальная работа распространена в строительстве, сельском хозяйстве и в сфере бытовых услуг. Треть приходится на занижение официальных результатов деловых операций для тех сфер деятельности, которые связаны с наличными расчетами. Так, небольшие магазины, бары, такси показывают только часть своих доходов, чтобы избежать значительного налогового бремени.

Теневой сектор порождается благодаря следующим основным взаимосвязанным факторам: преобладание наличного расчета, отсутствие прозрачности операций и несоблюдение законодательства. При этом в теневой сектор не входит незаконная деятельность и преступления, в том числе по торговле наркотиками, контрабанде, отмыванию денег, хищению или семейные предприятия, которые по законам большинства европейских стран не нужно регистрировать в государственных органах.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия Голландия и Великобритания, согласно данным МВФ[1], имеют наименьший в мире удельный вес теневой экономики ВВП страны. Сегодня этот показатель составляет 1,5% – 2%.

Теневыми считаются отрасли, предприятия, фирмы и компании, которые не платят налоги с доходов от своей деятельности. Борьба
с указанным явлением началась в Нидерландах в 80-х годах прошлого столетия, когда теневые доходы в стране составляли около 13% ВВП.

Главной причиной перехода предприятий в тень, по мнению специалистов этой страны, являются большие расходы правительства стран и соответственно высокие налоги. Например, в Швеции расходы правительства в 1998–1999 годы составляли 57%, а это привело к уходу в тень в 15% ВВП.

Другой причиной, которая способствует процветанию подпольной экономики, является обращение в государстве большого количества наличных. Нидерланды – одна из первых стран в мире, которая начала переход на выплату заработной платы исключительно через частные банковские счета с использованием пластиковых карт. Этот процесс
в Нидерландах был полностью завершен в 90-х годах. Сегодня выплата заработной платы наличными в стране запрещена [3].

Борьба с расширением теневой экономики в ЕС проходит на трех уровнях: национальном, региональном (в рамках союза) и международном
(в рамках международных организаций, в которые входят страны ЕС).

Борьба с теневой экономикой проходит по следующим направлениям:

1)  Борьба с коррупцией, с отмыванием денег и с криминальным сектором теневой экономики, в первую очередь с наркобизнесом.

2)  Изменения в налоговой политике.

3)  Ограничение теневого рынка рабочей силы в ЕС.

Борьба с теневой экономикой в ЕС носит комплексный характер.

С точки зрения методов, противодействие негативным проявлениям теневой экономики не ограничивается санкциями за нарушение условий запрета (поскольку для эффективного введения санкций необходимо большое количество бюджетных средств).

Основным оружием в арсенале правительства стран ЕС в борьбе с теневой экономикой являются:

1)  Прозрачное налоговое, уголовное и гражданское право.

2)  Высокий уровень оплаты труда государственных служащих.

3)  Высокое качество предоставления государственных услуг населению.

4)  Эффективный механизм защиты прав и свобод граждан перед посягательствами государственных структур.

5)  Действенный рыночный механизм и высокий уровень конкуренции [2].

Именно вышеперечисленные условия, а не жесткие санкции, являются фундаментом для борьбы с теневой экономикой в любой стране.

Бюро Экономического Анализа США (BEA) в 1984–1985 годы издало ряд статей о том, как информация о скрытых и неформальных экономических действиях отражена в национальном доходе США и продуктовых счетах (NIPAS).

Часть незаконной экономической деятельности фиксируется в NIPAS, хотя информация может быть неточной по классификации и по времени. Незаконная экономическая деятельность фиксируется в национальной экономической статистике до той степени, до какой незаконный доход «отмывается» через законные деловые действия и используется на покупку товаров и услуг на законных рынках. Рынок США – большой и вполне вероятно, что реальный объем нелегальной экономической деятельности не фиксируется в NIPAS таким образом.

Значительное внимание реализации процессов по предупреждению угроз экономической безопасности государства и детенизации экономики уделяют государственные корреляты в США. Существует большое количество институтов, которые занимаются вопросами финансового мониторинга, а по его результатам - предупреждением и борьбой с теневыми операциями в различных секторах экономики, а именно – временная бригада по оценке масштабов операций по легализации криминальных доходов; Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; Федеральное бюро расследований; Совет Федеральной резервной системы; Отдел уголовных расследований; Налогового управления; Управление по контролю за ценными бумагами и тарифами; Комиссия по ценным бумагам и биржам; Таможенная служба США; Правоохранительная сеть по борьбе с финансовыми преступлениями - FinCEN.

Министерству финансов США отведена ведущая роль в борьбе с теневыми финансовыми операциями и легализацией доходов, полученных нелегальным путем. При этом министр финансов США регулирует деятельность и координирует усилия подчиненных организаций, привлекает к гражданской ответственности; устанавливает требования по ведению учета и представлению отчетности финансовыми учреждениями или освобождает их от наказания. Отчет о платежах наличными на сумму более 10 тыс. долл. подается в органы финансового мониторинга. За сознательное непредставление отчета применяется штраф до 25 тыс. долл. и/или пятилетнее тюремное заключение [1].

Объективным нужно признать то, что в США таможенной службой контролируется международное перемещение валюты и денежно-кредитных документов на сумму свыше 10 тыс. долл. Тем не менее, несмотря на мощные структуры, США по объемам теневой экономики в денежном эквиваленте по данным неофициальной статистики являются бесспорными «лидерами».

В 1994 году Статистическое бюро Канады выпустило исследование, показывающее потенциальный размер канадской теневой экономики. Изучение было проведено после анализа данных налогов по товарам и услугам, было сделано предположение, что значительная часть экономики является теневой. Исследование должно было установить статистический диапазон, который может быть пропущен в ВВП из-за теневой деятельности и сравнить это с ранее выполненной работой. Результаты этого исследования были включены в 2003 году в Отчет национальных действий по оценке ненаблюдаемых экономических действий в национальных счетах. С тех пор Статистическое бюро Канады не издавало никаких официальных оценок размера теневой экономики.

Однако с 2002 года проводится работа по установлению временных рядов оценок теневой экономики, начиная с 1991 года Публикация Справочника ОЭСР по измерению ННЭ способствовала усилиям Статистического бюро Канады в исследованиях ННЭ, которые должны были показать динамику оценок теневой деятельности и возможность их генерирования.

В Канадской системе национальных счетов СНС (CSNA) теневая экономика исследуется с использованием подхода по расходам. Определение теневой экономики состоит из рыночных экономических действий законных или запрещенных, которые не отражаются в ВВП из-за скрытой, запрещенной или неформальной природы действий. Работа, которая проводится в Статистическом Агентстве Канады, основывается на аналитическом подходе Итальянского агентства ISTAT для измерения теневой экономики. Изучаются все компоненты ННЭ за исключением скрытого производства. Исследуется возможность использования дополнительных источников данных, которые могут применяться в измерении скрытого, запрещенного и неформального секторов теневой экономики. Акцент делается на использовании данных отчетов домашних хозяйств о расходах, используемых, чтобы измерить скрытые
и неформальные секторы; налоговые контрольные данные, чтобы измерить скрытый сектор, отчеты полиции и данные связанных отчетов по криминальной деятельности, чтобы измерять запрещенные действия.

В 2011 году оценка верхней границы совокупного объема теневой экономической деятельности составила 40,9 млрд. канадских долларов. Эта сумма эквивалентна 2,3% ВВП Канады. Этот удельный показатель снижался с середины до конца 1990-х годов с верхнего значения 2,6% в 1994 году и до 2001 года, когда он достиг текущего уровня в 2,3%. В последующее десятилетие он оставался относительно стабильным [4].

Одним из самых популярных в мире инструментов «детенизации» экономики является налоговая амнистия. Исходя из мирового опыта, основными условиями успешного применения амнистии являются:

1)  Четкие и незыблемые гарантии освобождения от ответственности лиц, которые задекларировали скрытый от налогообложения доход.

2)  Сохранение конфиденциальности сведений об этих лицах.

3)  Разовый характер проведения амнистии.

4)  Одновременно с амнистией необходимо усовершенствование системы налогообложения.

5)  Низкий уровень налога со скрытых доходов в рамках амнистии, который бы стимулировал их декларирование.

6)  Проведение массированной информационной и рекламной кампании.

7)  Усиление уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.

Всего за последние 15 лет амнистию осуществили США, Аргентина, Бельгия, Индия, Ирландия, Пакистан, Филиппины, Франция и Южноафриканская республика [1].

 

Список литературы:
1. Воронкова О.В. Зарубежный опыт исследования теневых доходов // Terra Economicus. – 2010. – Т. 8. – № 4. – С. 82–89.
2. Неженская И.В. Анализ зарубежной практики борьбы с теневой экономикой // АНИ: экономика и управление. – 2013. – № 1. – С. 18–20.
3. Саришвили Г.Н. Борьба с нелегальной миграцией и теневой экономикой: опыт ЕС // Научное мнение. – 2014. – № 2. – С. 158–161.
4. Теневая экономика в Канаде в 1992−2011 годах – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/ge.20/2014/ECE-CES-GE.20-2014-8-r.pdf.
 


[1] Международный Валютный Фонд (МВФ) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН), созданное в целях развития международного финансового сотрудничества.