Решение задачи классификации инцидентов информационной безопасности на основе прецедентного анализа
Секция: Технические науки
XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
Решение задачи классификации инцидентов информационной безопасности на основе прецедентного анализа
Аннотация. В статье рассматривается процесс управления инцидентами, в частности, метод решения задачи классификации инцидентов информационной безопасности на основе прецедентного анализа.
Ключевые слова: информационная безопасность, инцидент, классификация, прецедентный анализ, CBR-цикл.
Инцидент информационной безопасности – это нежелательное событие или совокупность событий информационной безопасности, которое может угрожать информационной безопасности предприятия (стандарт ISO/IEC TR 18044:2004) [1].
Эффективность системы управления информационной безопасности зависит от количества и частота появления инцидентов.
Поэтому управление инцидентами играет немаловажную роль в обеспечении информационной безопасности. Именно во время анализа инцидентов проявляются уязвимости в информационной системе.
Инцидент может быть неучтенным в случае первичного появления или же в случае, когда несколько последовательно произошедших событий привели к нарушениям информационной безопасности, т.е. последовательные события не считаются инцидентами по отдельности.
Поэтому при автоматизации процессов управления инцидентами сложными задачами становятся их обнаружение и анализ.
Существует понятие «аномальный инцидент» – не известный ранее и не имеющий конкретной схемы реагирования.
Тогда задача классификации сводится к разбиению множества на две группы: нормальные инциденты, которые близки друг к другу по описывающим характеристикам [2] и аномальные инциденты, требующие дальнейшего детального изучения.
Этот подход позволит выявить среди множества инцидентов критичные аномалии.
Тогда формально классификация инцидентов будет основываться на кластеризации.
В этом случае применяется прецедентный анализ, состоящий из:
– описания проблемной ситуации;
– совокупности действий, предпринимаемых для решения задачи;
– в некоторых случаях – результата применения решения.
Процесс вывода на основе прецедентов включает в себя несколько этапов, образующих цикл рассуждения на основе прецедентов (CBR-цикл), также называемый циклом обучения по прецедентам.
Основные этапы CBR-цикла:
– извлечение подобного прецедента для сложившейся ситуации из библиотеки прецедентов;
– повторное использование извлеченного прецедента для попытки решения проблемы;
– пересмотр и адаптация в случае необходимости полученного решения в соответствии с проблемой;
– запоминание вновь принятого решения как части нового прецедента.
Таким образом решение задачи классификации инцидентов информационной безопасности на основе прецедентов позволит обнаружить аномальные инциденты и автоматизировать процесс получения решения для инцидентов.