Статья:

СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 16. Технологии

Выходные данные
Хома А.А. СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/4(4).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ

Хома Алексей Александрович
студент Ноябрьского института нефти и газа, г. Ноябрьск
Кручинин Сергей Васильевич
научный руководитель, научный руководитель, доцент Ноябрьского института нефти и газа, г. Ноябрьск

По мнению отечественных специалистов, развитие малой энергетики в ближайшие годы будет связано с более широким использованием сжиженного природного газа. В настоящее время мировой рынок торговли СПГ стал наиболее динамично развивающимся рынком углеводородов. В среднем его прирост составляет около 7 % в год. Ведущими странами мира он признан как один из самых перспективных видов энергоносителей на обозримое будущее. 

По прогнозам, объем мировой торговли сжиженным природным газом может возрасти к 2010 году до 150 млрд. м3 и более. Уже сейчас в США и странах Западной Европы доля СПГ в общем газопотреблении составляет более 20 %. Япония импортирует до 85 % (45 млрд. м3) природного газа в сжиженном состоянии. 

Актуальность данной работы обусловлена ростом востребованности сжиженного природного газа.

Объект исследования: поиск новых видов топлива и теплоснабжения.

Предмет исследования: статьи в газетах и журналах, работы ученых и специалистов в нефтегазовой отрасли.

Цель: поиски новых источников топлива, использования природного сжиженного газа.

Теоретической базой настоящей работы послужили исследования различных специалистов и ученых: Свалов А.М., Калинин А.Г., Богомолов А.И., Гайле А.А., Громова В.В., Гульянц Г.М., Мальцев А.В., Дюков Л.М., Гиматудинов Ш.К., Ширковский А.И.

Теоретические основы настоящей работы основаны на общенаучных методах исследования: информационных, логических. Использование указанных методов исследования позволило показать пути и перспективы использования сжиженного природного газа.

На этом фоне достижения России в области использования СПГ выглядят очень скромно, хотя запасы природного газа в России составляют около 40 % от мировых (доказанные запасы составляют, по разным оценкам, от 48 до 64 трлн. м3, при этом известны 20 крупных месторождений с запасами более 500 млрд. м3). Себестоимость газа существенно ниже нефтепродуктов, а его цена на российском рынке почти в три раза ниже, чем на западноевропейском. 

Первые шаги по использованию сжиженного природного газа для энергосбережения в промышленности и коммунальном хозяйстве были осуществлены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Здесь были введены в действие две опытно-промышленные установки по производству СПГ, кроме того, несколько удаленных котельных в области работают на привозном сжиженном природном газе. 

При этом были использованы все преимущества СПГ как топлива. Что это за преимущества? Технология производства СПГ предоставляет возможность гибко реагировать на рыночную конъюнктуру. Направления поставок сжиженного природного газа могут достаточно оперативно меняться, что недостижимо при поставках сетевого газа. В ОАО «Газпром» осуществляется подготовка к принятию Окончательного Инвестиционного Решения по проекту производства СПГ на базе Штокмановского газоконденсатного месторождения — основного проекта СПГ для развития рыночных позиций «Газпрома» в Атлантическом регионе. Объем поставок СПГ с первой фазы проекта составит 7,5 млн. т в год (более 10 млрд. куб.м в год).

Проводится анализ возможностей реализации СПГ-проектов на Дальнем Востоке России, в том числе, с учетом имеющейся инфраструктуры проекта «Сахалин-2», а также по разработке концепции создания СПГ-проекта на базе месторождений полуострова Ямал. Результаты исследований позволят принять решение о дальнейшей реализации проектов СПГ Группы Газпром, нацеленных как на Атлантический, так и на Азиатско-Тихоокеанский регионы.

В рамках стратегии «Газпром» ставит перед собой цель выйти в перспективе на производство до 80—90 млн. т сжиженного природного газа, что будет составлять (в зависимости от темпов реализации проектов в других странах) до 25 % мирового рынка СПГ.

Если экспорт СПГ в Европе может рассматриваться как альтернатива при определенном развитии событий, то развитие рынка СПГ внутри России может иметь положительный безвариантный результат. Речь идет не о создании морских экспортных терминалов для СПГ и освоении шельфовых газовых месторождений, а о создании инфраструктуры сжижения, хранения, транспортировки и распределения сжиженного газа на основе уже освоенных ресурсов и прежде всего на основе утилизации попутного газа и также использовании инфраструктуры магистральных и распределительных газопроводов (ГРС). Ключом здесь является организация железнодорожных перевозок сжиженного газа, так как перевозка автотранспортом на порядок обходится дороже и делает вообще развитие СПГ экономически не оправданным.

Стоимость сжижения низконапорного попутного газа будет обходиться примерно в $ 50 на тонну СПГ, автомобильные перевозки на 1000 км удваивают эту себестоимость, если учесть себестоимость добычи, подготовки газа, хранения, перевалок СПГ, то себестоимость СПГ будет примерно $ 170—200 за тонну, что делает СПГ неконкурентным с обычным газом в России. А организации системы железнодорожных перевозок, когда стоимость перевозки тонны СПГ на расстояние 1000 км примерно $ 5 за тонну, стоимость СПГ в России становится вполне конкурентной даже сетевым газом, не говоря уже о мазуте. 

Прежде чем перейти к конкретным мероприятиям необходимым для создания инфраструктуры СПГ внутри России поговорим о том, что получит Россия, в случае если такая инфраструктура будет создана:

  1. Можно будет заменить ценное химическое сырье пропан-бутан, используемый для энергетических целей на менее ценный метан. Пропан-бутан широко используется в народном хозяйстве и как топливо для обогрева, приготовления пищи, и как автомобильное топливо. Но решение этих, же задач можно осуществить более дешевым метаном, запасы которого у России огромны. Рынок пропан-бутана в Европе подвержен конъюнктуре и поэтому были ситуации и с избытком предложений, но также известны периоды, когда российскому государству только принудительно, жесткими лимитами удавалось удержать пропан-бутан в стране. При отсутствии этих мер весь пропан-бутан вывезли бы на экспорт, который выгоднее внутреннего рынка. В негазифицированных населенных пунктах переход с использования пропан-бутана на метан может быть первой фазой газификации, так как будет создана система распределения газа от хранилища и установки регазификации до индивидуального потребителя. При приходе сетевого газа останется только заменить хранилище на газораспределительный пункт и соединить его с распределительной сетью.
  2. Заменить дорогостоящий мазут, используемый в качестве резервного топлива для газовых котельных, тепловых пунктах, ТЭЦ и др. Правительство РФ перед нефтяниками ставит задачу выйти на мировые уровни выхода светлых нефтепродуктов при переработки нефти. Это означает значительное сокращение производства мазута. И соответственно резкий рост его стоимости при естественном образовании дефицита. Мазут и в настоящее время стоит гораздо дороже сжиженного метана, поэтому есть экономическая основа замены мазута на сжиженный метан. Не секрет, что, несмотря на требования закона о наличии резервного топлива, в ряде районов это требование не выполняется, всё рассчитывается на авось, а на то, что ОАО Газпром не допустит либо быстро устранит аварийную ситуацию. Наличие же резерва более дешевого сжиженного газа вместо мазута позволит решить и эту проблему. Другой важной проблемой, которая будет решена, является проблема перехода с основного на резервное топливо. Потому, что её просто не будет существовать.
  3. Приняты решения об эксперименте по переводу тепловозов Тюменского региона на использование сжиженного газа вместо дизтоплива. При положительных результатах, в которых мы не сомневаемся, встанет вопрос о больших количествах сжиженного газа, частично дочерние предприятия ОАО Газпрома — Трансгазы смогут получать без больших хлопот небольшие объемы сжиженного газа на ГРС, за счет использования турбодетандеров и теплообменников. Но можно существенно расширить регионы, в которых тепловозы будут ездить на СПГ, если отладить систему в целом. Считается, что перевод дизельных двигателей внутреннего сгорания на СПГ дает 30 % снижение затрат. Понятно, что в масштабах государства это даст очень большой эффект.
  4. Использование СПГ в сельскохозяйственной автотракторной технике дает такую же экономию — 30 % при обработке пахотных земель. Использование СПГ для с/х техники вопрос не новый, во многих странах он давно решенный. Можно приводить много статистики о нашем отставании даже от не газовых стран. По этой проблеме написано огромное количество статей, принято много программ, а «воз и ныне там». Главная проблема здесь отсутствие системы, без которой даже эффективные бизнес-проекты не действуют.

 

Список литературы:

  1. Бурение нефтяных и газовых скважин (Курс лекций): Учебник, Российский государственный геологоразведочный университет — М.: Изд. ЦентрЛитНефтеГаз, Калинин А.Г., 2008.
  2. Сжиженный природный газ как основа теплоснабжения отдаленных регионов — [Электронный ресурс].
  3. Сжиженный природный газ — [Электронный ресурс].