Статья:

ПЛАТФОРМЫ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА НА НИХ

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 16. Технологии

Выходные данные
Василевич А.Ю. ПЛАТФОРМЫ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА НА НИХ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/5(5).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 277 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЛАТФОРМЫ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА НА НИХ

Василевич Андрей Юрьевич
студент Ноябрьского института нефти и газа, г. Ноябрьск
Кручинин Сергей Васильевич
научный руководитель, научный руководитель, доцент Ноябрьского института нефти и газа, г. Ноябрьск

Геологи исследуют как сушу, так и акватории морей и океанов. Месторождения нефти находятся не только на суше. Существуют морские месторождения — нефть иногда встречается и в недрах, скрытых водой. Почти 70 % поверхности Земли находится под водой. Неудивительно, что поисково-разведочные компании обращают внимание на породы и отложения, расположенные ниже уровня океана, рассматривая их в качестве источника полезных ископаемых.

Эта, так называемая, «морская добыча» — дело не новое. Первые разведочные работы велись в 1960—70-х годах. Если большая часть поверхности Земли покрыта водой, так почему же метод морской добычи так медленно набирает силу? Этому существует два объяснения: политика и технологические ограничения.

До Конференции ООН по морскому праву не было согласия о том, какая часть морского шельфа принадлежит стране, а где начинаются международные воды. Теперь, когда политически-международные вопросы урегулированы, технология шагнула вперед, цены на товар выросли настолько, что стали заоблачно высоки. Все острее встает вопрос морской геологоразведки.

Актуальность обусловлена тем, что в наше время очень насущно встает вопрос о совершенствовании морских буровых установок, о том, как сделать добычу нефти на акваториях более продуктивной и безопасной. Недра Тихого океана богаты нефтью, однако изучена и освоена лишь малая их часть. Запасы потенциальных запасов нефти оцениваются до 90—120 млрд. тонн. Это примерно 30—40 % запасов Мирового Океана. В категорию разведанных и извлекаемых запасов переведено более 3 млрд. тонн, а к перспективным и прогнозным отнесено около 7,6 млрд. тонн.

Объект исследования: нефтяные платформы, их устройство и принцип работы.

Предмет исследования: Морская Ледостойкая Стационарная Платформа (МЛСП) в Каспийском море, а так же нефтяные платформы Норвегии.

Цель: исследование устройства и работы нефтяной платформы.

Теоретической базой настоящей работы послужила информация об устройстве и быте нефтяных платформ.

Так как же устроена современная нефтяная платформа? Как рабочие живут и трудятся на ней? Какие испытывают трудности в этой работе, на морском или океанском шельфе? Есть ли плюсы столь тяжелой работы? На эту тему можно рассуждать очень долго и рассматривать ее с разных точек зрения. Давайте разберем данную проблему подробнее.

Давайте обратимся к определению понятия «нефтяная платформа».

Нефтяная платформа — сложный инженерный комплекс, предназначенный для бурения скважин и добычи углеводородного сырья, залегающего под дном моря, океана или иного водного пространства.

Для добычи нефти из недр океанского дна используются платформы различных видов и конструкций. Они классифицируются в основном по глубине:

  1. неподвижная платформа (Fixed Platform), глубины до 450 м;
  2. платформа с основанием типа «гибкая башня» (Compliant Tower), глубины 450—900 м;
  3. платформа с основанием типа «морская звезда» (Sea Star), глубины 150—1050 м;
  4. плавающая добывающая установка с якорной системой (Floating Production Systems), глубины 450—1800 м;
  5. платформы типа TLP (от англ. Tension Leg Platform),глубины 450—2100 м;
  6. подводные системы (Subsea System), глубины до 2100 м;
  7. платформа с цилиндрическим основанием или SPAR Platform, глубины 600—3000 м.

Но не на всех типах платформ возможна работа человека. Некоторые из них трудятся в автоматизированном режиме, это платформы типа Subsea System. Скажу пару слов о платформах-гигантах, крупнейших в мире платформах, добывающих нефть и газ в нынешнее время.

Самая крупная из них — платформа Хайберния, расположенная в океаническом бассейне им. Жанны д’Арк, в Атлантическом океане близ канадского берега. Её основание гравитационного типа, прикреплённое к морскому дну, охватывает 111 м². Платформа напоминает бетонный остров с зубчатыми краями для противостояния айсбергам. В России тоже имеется такая платформа — Пильтун-Астохская-Б (PAB), она расположена на шельфе Охотского моря вблизи восточного побережья острова Сахалин. Данная платформа построена на южнокорейской судоверфи по заказу компании «Сахалинская энергия» для работы на проекте Сахалин-2. Она была установлена в июле 2007 года. Несмотря на её гигантские размеры и сложные производственные мощности благодаря высокому уровню механизации её экипаж составляет всего 140 человек, когда на других платформах-гигантах может достигать 300 человек и более. Но помимо того, что Россия славится одной из самых больших платформ по добыче углеводородов, на ее территории расположена и самая старая «плавучая буровая». Называется она «Нефтяные Камни» и была построена на металлических эстакадах в 1949 году в Каспийском море, на расстоянии около 40 км к востоку от Апшеронского полуострова. Она числится в списке Книги рекордов Гиннеса как старейшая морская нефтяная платформа.

Теперь мы расскажем Вам об устройстве платформы и о жизни на ней. Сделаем мы это на примере Морской Ледостойкой Стационарной Платформы (МЛСП), нефтяной платформы в Каспийском море.

Хоть платформа и стоит почти в центре Каспия, глубина здесь всего 12 метров. Вода прозрачная и дно хорошо просматривается с вертолета. Данная буровая начала качать нефть 28 апреля 2010 года и рассчитана на 30 лет эксплуатации. Состоит она из двух частей, соединенных между собой 74-метровым мостом.

В жилом блоке, размером 30 на 30 метров, живут 118 человек. Работают в 2 смены по 12 часов в день. Вахта длится 2 недели. Купаться и рыбачить с платформы строго запрещено, так же как и выкидывать за борт любой мусор. Курить можно только в одном месте в жилом блоке. За выкинутый в море бычок тут же увольняют.

Жилой блок называется ЛСП 2 (Ледостойкая Стационаная Платформа, а основная буровая — ЛСП1.

Ледостойкой она называется, потому что зимой море покрывается льдом, и она рассчитана ему противостоять. Вокруг платформы постоянно курсирует судно обеспечения, способное принять на борт всех людей в случае аварии. Рабочих на станцию доставляют вертолетом, летит он примерно час. Перед полетом все проходят инструктаж, а летят в спасательных жилетах. Если вода холодная, то еще и в гидрокостюмах. Как только вертолет приземляется, на него направляют 2 брандспойта (пожаров здесь очень боятся). Прежде чем попасть на платформу, все прилетевшие проходят обязательный инструктаж по технике безопасности. Передвигаться по ЛСП 1 можно только в касках, рабочих ботинках и куртках, а вот в жилом блоке можно ходить хоть в домашних тапочках, что многие и делают.

Морская платформа — объект повышенной опасности, и безопасности здесь уделяют очень много внимания. На жилом блоке и на ЛСП 1 есть спасательные шлюпки, каждая из которых вмещает по 61 человеку. Таких шлюпок 4 на жилой ЛСП 2 и 2 на ЛСП 1, то есть все 118 человек смогут спокойно поместиться на спасательные средства — это вам не Титаник. Пассажиров с корабля поднимают на специальном «лифте», вмещающем 4 человека одновременно. В каждой комнате, на каждой палубе есть указатели направления эвакуации — красные стрелки на полу. Все провода аккуратно убраны, низкие потолки или ступеньки обозначены красно-белой полосатой маркировкой.

Эту платформу полностью построили в России. Все сделано очень аккуратно и из качественных материалов. Пускай это нефтяная платформа, но она морская, и главный здесь, как и на корабле, капитан.

В жилом блоке есть дублирующий ЦПУ (Центральный Пульт Управления). Вообще, все управление добычей (нефтяники ставят ударение на О), ведется с другого пульта управления, расположенного на ЛСП 1, а этот используется как резервный. Все каюты открыты, хоть их хозяева находятся на смене. Воровства на платформе нет, и двери никто не закрывает. В каждой каюте есть отдельная душевая кабинка с санузлом.

Платформа так же оборудована лазаретом, но врач в основном сидит без дела. Вертолет прилетает не каждый день, и, в случае чего, больной может отлежаться здесь под присмотром врача.

На платформе работают не только мужчины много девушек.

Запас еды и воды позволяет платформе автономно существовать в течение 15 дней. Алкоголь строжайше запрещен, так как в случае аварийной ситуации все люди должны быть в адекватном состоянии.

Все управление Морской Ледостойкой Стационарной Платформой (МЛСП) происходит с Центрального Пульта Управления (ЦПУ). Вся платформа нашпигована датчиками, и даже если где-то в неположенном месте рабочий закурит сигарету, об этом сразу будут знать в ЦПУ и, чуть позже, в отделе кадров, который подготовит приказ об увольнении этого умника еще до того, как вертолет доставит его на большую землю. Верхняя палуба называется Трубной. Здесь собирают свечи из 2—3 бурильных труб и отсюда же управляют процессом бурения: Трубная палуба — единственное место на буровой, где есть хоть какой-то намек на грязь. Все остальные места на платформе надраены до блеска. На бурение каждой скважины уходит около 2 месяцев. Главный бурильщик сидит в кресле на колесиках с 4 мониторами, джойстиком и разными другими пультами, расположенными не нем. Из этого чудо-кресла он управляет всем процессом бурения. На платформе есть 2 рабочих насоса и 1 запасной, этими насосами качают буровой раствор под давлением в 150 атмосфер. Шарошка — долото. Именно она находится на острие бурильной колонны. С помощью бурового раствора, нагнетаемого насосами крутятся эти зубья, а выгрызенная порода уносится наверх с отработанным буровым раствором. На данный момент на этой буровой платформе уже работает 3 нефтяных, 1 газовая и 1 водяная скважины. Еще одна скважина находится в процессе бурения. Единовременно можно бурить всего одну скважину, а всего их будет 27. Каждая скважина от 2,5 до 7 километров длинной (не глубиной). Нефтяной пласт залегает на 1300 метрах под землей, так что все скважины горизонтальные и как щупальца расходятся от буровой. Дебит скважин (то есть, сколько нефти она качает в час) от 12 до 30 кубических метров. В специальных баллонах-сепараторах попутный газ и воду отделяют от нефти, и на выходе после прогона через установку подготовки нефти, которая отделяет от нефти все примеси, получают товарную нефть. От Платформы проложен подводный трубопровод длиной 58 километров до плавучего нефтехранилища, установленного вне ледовой зоны Каспия. В трубопровод нефть закачивают магистральные насосы. Попутный газ закачивается специальными компрессорами обратно в пласт для поддержания пластового давления, которое выталкивает нефть на поверхность, соответственно, отдача нефти становится больше. Воду, которую отделили от нефти, очищают от механических примесей и возвращают обратно в пласт (ту же самую воду, что и выкачали из недр). Насосы в 160 атмосфер закачивают воду обратно в пласт. На платформе есть своя химическая лаборатория, где контролируют все параметры нефти, попутного газа и воды. Буровую снабжают электричеством 4 турбины, работающие от попутного газа, суммарной мощностью около 20 МЕГАватт. Если турбины по каким-либо причинам отрубятся, буровую будут питать резервные дизель-генераторы. Вся электрощитовая занимает аж 2 этажа. Специальные котлы дожигают выхлоп из турбины и им обогревают жилой комплекс. То есть, даже выхлоп, как у машины из глушителя, утилизируется и в атмосферу попадает ноль загрязняющих веществ.

Но на таких буровых тоже бывают пожары, и они являются причиной техногенных катастроф. Помимо разлива нефти в воды мирового океана пожары нередко уносят и человеческие жизни. Как было уже сказано выше, на буровых (не только на нефтедобывающих платформах) противопожарная безопасность на первом месте. При розливе нефти в воды мирового океана образуется нефтяное пятно, которое пагубно влияет на экологическую ситуацию: гибнут рыбы, у птиц обволакивается оперение тяжелой нефтью, из-за чего они не могут взлететь и погибают. Само же возникновение пожара, чаще всего, происходит из-за халатности рабочих. Но халатных рабочих практически не имеется, ни на одной платформе. При устройстве на работу на такую буровую ведется очень строгий отбор персонала, чтобы избежать таких ситуаций.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Нефтеотдача нефтедобывающих платформ велика.
  2. Работа на такой платформе является трудоемкой и опасной.
  3. Чтобы устроиться на буровую платформу необходимо иметь соответствующую подготовку и хорошо знать свое дело.

 

Список литературы:

  1. Википедия — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.wikipedia.org
  2. Газпром — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.gazprominfo.ru
  3. Небоскребы — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.sky-towers.ru
  4. Step and step информационно-развлекательный портал — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.stepandstep.ru