Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ г. ОМСКА

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 17. Транспортные коммуникации

Выходные данные
Телегин В.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ г. ОМСКА // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/6(6).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ г. ОМСКА

Телегин Виталий Евгеньевич
студент Омского автотранспортного колледжа, РФ, г. Омск
Борисова Нина Дмитриевна
научный руководитель, научный руководитель, преподаватель Омского автотранспортного колледжа, РФ, г. Омск

Современное состояние и качество работы транспортных систем городов во многом зависит от эффективной и безопасной работы городского пассажирского транспорта. В последние годы специалистами выдвигаются обоснованные предложения по решению транспортной проблемы в центральных частях больших городов путем более широкого и эффективного использования автобусов или троллейбусов. Радиальная планировка города Омска, высокое значение маршрутного коэффициента на его центральных улицах, по которым проходят маршруты соединяющие окраины города, высокая интенсивность движения транспорта до 250—300 ед/ч, а также, остановочные пункты с недостаточной пропускной способностью на которых образуются очереди подвижного состава, за счет чего нарушаются расписания движения автобусов на маршрутах, снижается регулярность движения.

Остановочные пункты маршрутизированного пассажирского транспорта оказывают существенное влияние на безопасность движения и на пропускную способность дороги. Вместе с тем от их расположения зависит удобство пассажиров. Поэтому при выборе мест для размещения остановочных пунктов надо находить оптимальные решения при противоречивых требованиях удобства пассажиров, с одной стороны, и минимальных помех для транспортного потока, с другой. Эти противоречия особенно проявляются в зоне пересечения магистральных улиц, где необходимы остановочные пункты в связи с интенсивными потоками.

Для обследования пропускной способности были выбраны 4 остановочных пункта, «Площадь Ленина», «Главпочтамт», «Сибзавод», «Городок водников».

Остановочный пункт «Площадь Ленина». Остановочный пункт расположен на центральной улице г. Омска, на улице К. Маркса. Остановочный пункт расположен до перекрестка, поскольку сразу за перекрестком начинается подъезд к искусственному транспортному сооружению — мосту через реку Омь. Является крупным пересадочным пунктом. Остановочный пункт не оборудован карманом для заезда автобусов, автобусы останавливаются на крайней правой полосе движения. Ширина проезжей части в данном месте 18 метров. Ширина посадочной площадки остановочного пункта — 4 метра Протяженность остановочного пункта 40 метров, что позволяет осуществлять одновременно остановку двух автобусов большой или особо большой вместимости. Общее количество маршрутов имеющих на данном остановочном пункте остановку 85, из них автобусных — 31, троллейбусных — 4, маршрутных такси — 50.

Остановочный пункт «Главпочтамт» расположен на центральной улице г. Омска, на улице Интернациональная. Остановочный пункт расположен после перекрестка. Является крупным пересадочным пунктом. Остановочный пункт оборудован карманом для заезда. Ширина проезжей части в данном месте 18 метров. Ширина посадочной площадки остановочного пункта — 4 метра. Протяженность остановочного пункта 30 метров, что позволяет осуществлять одновременно остановку двух автобусов средней вместимости или одновременно остановку одного автобуса большой или особо большой вместимости и автобуса средней вместимости. Общее количество маршрутов имеющих на данном остановочном пункте остановку 64, из них автобусных — 21, троллейбусных — 3, маршрутных такси — 40.

Остановочный пункт «Сибзавод» расположен на центральной улице г. Омска, на улице Красный Путь. Остановочный пункт расположен после перекрестка. Остановочный пункт оборудован карманом для заезда. Ширина проезжей части в данном месте 18 метров. Ширина посадочной площадки остановочного пункта — 4 метра. Протяженность остановочного пункта 20 метров, что позволяет осуществлять одновременно остановку двух автобусов средней или одного автобуса большой или особо большой вместимости. Общее количество маршрутов имеющих на данном остановочном пункте остановку 44, из них автобусных — 11, троллейбусных — 3, маршрутных такси — 30. Остановочный пункт «Городок Водников» расположен на центральной улице г. Омска, на улице Красный Путь. Остановочный пункт расположен после перекрестка. Остановочный пункт оборудован карманом для заезда. Является крупным пересадочным пунктом. Ширина проезжей части в данном месте 18 метров. Ширина посадочной площадки остановочного пункта — 4 метра. Протяженность остановочного пункта 20 метров, что позволяет осуществлять одновременно остановку двух автобусов средней или одного автобуса большой или особо большой вместимости. Общее количество маршрутов имеющих на данном остановочном пункте остановку 54, из них автобусных — 17, троллейбусных — 3, маршрутных такси — 34.

Под пропускной способностью остановочного пункта подразумевается наибольшее число единиц подвижного состава, которое может быть обслужено остановочным пунктом в течение часа при равномерном прибытии транспортных средств.

Таблица 1.

Дни обследования остановочных пунктов

Наименование остановочного пункта

Дата обследования

Площадь Ленина

12.11.12

Главпочтамт

15.11.12

Сибзавод

19.11.12

Городок Водников

22.11.12

 

 

Данные исследования заносились в специальные таблицы, в которых фиксировались: маршрутные автобусы общественного транспорта, принадлежащие муниципальным предприятиям, маршрутные такси частных перевозчиков, время проследования через остановочные пункты. Также отмечались автобусы и маршрутные такси, которые останавливались и осуществляли посадку высадку пассажиров вне остановочного пункта или во втором ряду из-за отсутствия места на остановочном пункте. Также отмечались автобусы и маршрутные такси, следовавшие мимо ожидающих пассажиров на остановке из-за отсутствия места для производства посадки.

Для исследования были заготовлены таблицы следующих форм.

Форма 1

№ маршрута

Марка автобуса

Время прибытия на остановочный пункт, ч. мин

Время ожидания освобождения остановочного пункта, ч. мин

 

 

 

 

 

Форма 2

№ маршрута

Марка автобуса

Время открытия дверей для посадки высадки пассажиров, ч. мин

Время закрытия дверей, ч. мин

Время на посадку высадку пассажиров, сек

 

 

 

 

 

 

Форма 3

№ маршрута

Время прохождения остановочного пункта

Время прибытия на остановочный пункт

Отметка об остановке вне остановочного пункта

Отметка об остановке маршрутного такси вне остановочного пункта, во втором ряду

 

 

 

 

 

 

Первым пунктом обработки материалов обследования был определен средний интервал движения автобусов по формуле

Ic=60/Аобщ                                                   (3)

где: Ic —средний интервал между автобусами, прибывающими на остановочные пункты, с;

Аобщ — количество автобусов прошедших за один час через остановочный пункт, ед.

Для того чтобы, определить среднее время простоя автобусов для посадки высадки пассажиров, было вычислено время простоя на остановочном пункте каждого из автобусов совершавших посадку высадку пассажиров на данном остановочном пункте за время обследования.

 t2 =tобщобщ                                                                         (4)

где: t2 — среднее время посадки высадки пассажиров, с;

tобщ — общее время простоя на остановочном пункте, определено суммированием времени простоев всех автобусов, с.

Среднее время на маневр для заезда на остановочный пункт, с учетом простоя в ожидании освобождения остановочного пункта (t1) определено после обработки формы 2 обследования, как отношение суммарного времени простоя автобусов в ожидании освобождения остановочного пункта и времени на маневр для заезда к общему количеству автобусов.

Время (t3), затрачиваемое на трогание с места и освобождение остановочного пункта было определено также как и время на маневр для заезда на остановочный пункт.

Расчетные данные были занесены в таблицу 2.

Количество автобусов в простое в ожидании пассажиров в интервале 1 минута, не остановившихся на остановке из-за отсутствия места в первом ряду, количество остановившихся маршрутных такси на остановке (в т. ч. вне остановочного пункта) было определено при обследовании методом наблюдения.

Таблица 2.

Таблица фактических показателей загрузки остановочных пунктов

Фактические показатели загрузки
остановочных пунктов

Остановочный пункт 1
Площадь Ленина

Остановочный пункт 2
Главпочтамт

Остановочный пункт 3
Сибзавод

Остановочный пункт 4
Городок Водников

1

2

3

4

5

Количество автобусов прошедших через
остановку за время наблюдения

88 

 76

103 

92 

Количество остановившихся маршрутных такси

на остановке / в т.ч. вне остановочного пункта

 

 

66/60

 

 

72/15

 

 

56/21

 

 

74/6

Среднее время интервала между автобусами, с

42

47,3

34,9

39,1

Среднее время посадки, высадки пассажиров, с

40

32

23

25

Среднее время задержки перед остановочным пунктом, с

18

9,15

3,5

6,5

Среднее время на освобождение остановочного пункта, с

30

14

5

6

Количество автобусов в простое в ожидании пассажиров в интервале 1 мин

7

2

0

0

Количество автобусов не остановившихся
на остановке из-за отсутствия места в первом ряду:

- с неполной загрузкой
- с полной загрузкой

 

 

 

 

 

1

0

 

 

 

 

 

1

0

 

 

 

 

 

1

0

 

 

 

 

 

0

0

Количество остановившихся маршрутных такси

на остановке / в т.ч. вне остановочного пункта

66/60

72/15

56/21

74/6

 

Таблица 3.

Показатели для определения расчетной пропускной способности остановочного пункта и расчетная (возможная) пропускная способность остановочного пункта по маркам автобусов

Наименование показателя

НЕФАЗ

529930-32

ЛИАЗ 5256

ГолАЗ

АКА-6226

ПАЗ-3102

ГАЗ-32213 «ГАЗЕЛЬ»

KAROSA B841

1. Длина автобуса, м

11,9

11,4

17,6

7.15

6

17,4

2.Служебное замедление, м/с'

1—2

1—2

2—3

2—3

2-3

2-3

3.Время торможения и разгона,с

3,0

3,3

3,5

2,7

2,5

3,4

4. Время открывания и закрывания дверей,с

2

2

2

2

20—24 с посадкой и высадкой пассажиров

2

5. Время на посадку и высадку пассажиров, с

20

20

20—25 (час пик)

15

-

20—25 (час пик)

6. Расчетный минималь­ный интервал времени между автобусами, с

32—37

30,6

30,6

67,4

25—29

31,4

8. Расчетная пропускная возможность ост. пункта Ро.п, авт/ч

Ро.п возможн. с учетом сбоев в движении (К=0,8) Ро.пс =Поп* 0,8, авт/ч

 

 

103-120

 

 

83-96

 

 

118

 

 

95

 

 

118

 

 

95

 

 

122

 

 

98

 

 

124-144

 

 

99-115

 

 

118

 

 

95

 

Расчет фактической пропускной способности остановочного пункта по обследуемым остановочным пунктам было определено по формуле 1 с учетом фактических факторов выявленных при обследовании и указанных в таблице 2 . Данные расчетов представлены в таблицу 4.

Таблица 4.

Теоретическая расчетная и фактическая пропускная способность остановочного пункта

Наименование остановочного пункта

Теоретическая расчетная пропускная способность остановочного пункта

для автобусов марки

Теоретическая расчетная пропускная способность остановочного пункта с учетом сбоев в движении

для автобусов

Фактическая пропускная способность остановочного пункта

Остановочный пункт 1
Площадь Ленина

118

95

41

Остановочный пункт 2
Главпочтамт

118

95

97

Остановочный пункт 3
Сибзавод

118

95

112

Остановочный пункт 4
Городок Водников

118

95

96

 

 

По данным обследования можно сделать следующие выводы:

  • остановочные пункты обслуживают до 86 маршрутов. Это связано что в г. Омске, с численностью 1,5 млн. человек, обслуживают 1200 автобусов муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий и примерно 2000 автомобилей, работающих в качестве маршрутных такси;
  • маршрутный (сетевой) интервал для муниципальных автобусов находится в интервале от 47 до 39 секунд (таблица 2), что несколько превышает минимальный — допустимый (таблица 3) 30—37 с. То есть остановочные пункты для этих автобусов имеют необходимую пропускную возможность с обеспечением требований безопасности дорожного движения;
  • остановка «Площадь Ленина» расположена перед перекрестком, регулируемым светофором, не имеет кармана для заезда пассажирских транспортных средств. Это усложняет работу водителей автобусов, увеличивает время простоя в ожидании освобождения остановочного пункта для подъезда для посадки высадки пассажиров;
  • для маршрутных такси минимальный интервал времени, обеспечивающий безопасность движения равен 25—29 с. на остановочном пункте «Пл. Ленина» равен 20 с, на остановочных пунктах «Сибзавод» и «гор. Водников» равен 13,8 с, а на остановочном пункте «Главпочтамт» равен 16 секунд. Следовательно, пропускная возможность ниже необходимой, чем и вызываются остановки маршрутных такси вне остановочного пункта или во втором ряду, создавая опасные для совершения дорожно-транспортных происшествий ситуации.

 

Список литературы

  1. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учеб. для вузов. — М.: Транспорт, 1993. — 290 с.
  2. Гудков В.А., Миротин Л.Б., Вельможин А.В., Ширяев А.С. Пассажирские автомобильные перевозки : учебник для вузов / Под ред. Гудкова В.А. — М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 448 с.: ил.
  3. ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
  4. Кажаев А.А. Снижение конфликтных ситуаций на остановочных пунктах маршрутных сетей городов / А.А. Кажаев, О.Н. Ларин // Транспорт: наука, техника, управление. — 2012. — № 1. — С. 48—49.
  5. Клинковштейн Г.И. Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: учеб. для вузов — 5-е изд., перераб. и доп. — М Транспорт.2001 — 347 с.
  6. Пугачев И.Н. Организация и безопасность движения: Учеб. пособие / И.Н. Пугачёв. — Хабаровск: Изд—во Хабар. гос. техн. ун-та, 2004. —232 с.
  7. Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте. Москва 1983 — 511 с.
  8. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками [Текст] Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 5-е изд. 2010 — 400 с.