Статья:

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С АППАРАТНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИМ ПК»

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 3. Информационные технологии

Выходные данные
Брыкалова И.А. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С АППАРАТНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИМ ПК» // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/6(6).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С АППАРАТНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИМ ПК»

Брыкалова Ирина Александровна
студент Омского автотранспортного колледжа, РФ, г. Омск
Шаркова Оксана Владимировна
научный руководитель, научный руководитель, преподаватель Омского автотранспортного колледжа, РФ, г. Омск

Рынок компьютеров в России активно развивается. Программные продукты требуют новой техники, а новая техника — требует нового программного обеспечения. Электронное учебное пособие (ЭУП) — современный программно-методический обучающий комплекс, соответствующий времени, потребностям студента и запросам практики. [1, с. 43]. При создании электронных учебных пособий необходимо наличие программного обеспечения, которое разработчик в состоянии грамотно использовать. В настоящее время создаются программные среды для разработки ЭУП и документации различного вида. В качестве примера можно привести следующие среды разработки: Dreamweaver, Flash MX, 3D Studio MAX, SunRav [5, с. 12]. Отправной точкой в создании электронных учебников являются дидактические цели. В зависимости от целей обучения электронные учебники могут быть следующих типов [4, с. 30]: предметно-оиентированные ЭУ; для изучения отдельных предметов общеобразовательного цикла в конкретном классе; предметно-ориентированные электронные учебники для изучения отдельных разделов предметов общеобразовательного цикла при сквозном изучении учебного материала; предметно-ориентированные электронные тренажеры с наличием справочного учебного материала; электронные автоматизированные системы развития способностей.

При разработке электронного учебника необходимо первоначально выработать его структуру, порядок следования учебного материала, вид навигации по разделам, сделать выбор основного опорного пункта будущего учебника.

·     Отбор материала для ЭУП. Тематический материал ЭУП формировался в отдельные текстовые файлы, которые подвергались форматированию и редактированию в соответствии с требованиями к ЭУП и ГОСТ для дальнейшего представления в ЭУП. Для работы с текстовыми файлами использованы средства Microsoft Word основного пакета MS Office. В соответствии с тематикой изучаемых вопросов необходимо было произвести отбор иллюстраций, которые сохранялись в графические файлы и редактировались в графическом редакторе Adobe Photoshope.

Видеоматериал отражает специфику дальнейшей работы техника по обслуживанию компьютерных систем и оргтехники. Поэтому в курсе представлены видеоролики по тематике сборки (разборки) компьютера. Для добавления видео в ЭУП в программе Freemake Video Converter были скомпилированы в формат avi.

·     Разработка интерфейса ЭУП. Интерфейс ЭУП включает в себя содержание в виде иерархической структуры, напоминающей дерево каталогов, в левой часть формы. Пользователь имеет возможность выбора необходимого ему пункта содержания, после чего он сможет нажать на выбранный им раздел для просмотра и работы с материалом. В правой части формы размещен основной материал (рисунок 1). На каждой странице учебника размещены кнопки навигации для перехода по страницам: назад, вперед и содержание.

 

Рисунок 1. Структура ЭУП

 

Первая страница учебника — это титульный лист. Он содержит название учебника, информацию о том, кому этот учебник предназначен. Его оформление выполнено с помощью вставки графического объекта, задания фона и анимации (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Титульный лист учебника

 

Вторая страница — это содержание. Содержание представляет развернутый тематический список (рисунок 3), каждый пункт которого является гиперссылкой для перехода на ту или иную страницу.

 

Рисунок 3. Содержание электронного учебного пособия

 

В главах электронного учебника содержатся темы в методически обусловленной последовательности. Прямое обращение к темам по их названиям обеспечивает содержание.

Для проверки усвоения теоретического материала после каждого раздела в ЭУП есть вопросы для самоконтроля.

Далее следуют страницы, которые предназначены для изучения студентами. Каждая страница, предназначенная для изучения учащимися, представляет отдельный подпункт темы. Пример страницы из ЭУП представлен на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Страница электронного учебного пособия

 

Первая тема включает в себя теоретический материал, который разбит на пункты и подпункты. Они расположены в том порядке, который требуется для последовательного изучения материала. Каждый пункт содержит вопросы для самоконтроля (рисунок 5). Во второй теме теоретический материал включает 7 пунктов, последовательность изучения которых соответствует программе курса.

В третьем разделе размещены задания для практической работы (рисунок 6) по изученному материалу.

 

Рисунок 5. Тема курса

 

Рисунок 6. Задание для практической работы

 

Для навигации по страницам в ЭУП используются кнопки, представленные в таблице 1. Кнопки навигации создавались в графическом редакторе Adobe Photoshop, затем добавлялись в ЭУП.

Таблица 1.

Кнопки навигации


Вид кнопки


Действие при нажатии на кнопку



Переход по страницам



Переход по страницам



Перейти к содержанию



Переход к тестовым вопросам



Перейти к содержанию практических работ

 

После каждого раздела размещены вопросы для самоконтроля (рисунок 7)

 

Рисунок 7. Вопросы для самоконтроля

 

После изучения материала темы в ЭУП содержатся тестовые вопросы, с помощью которых студенты могут проверить свои знания. Тесты разрабатывались на языке гипертекстовой разметки документа HTML. При разработке тестовых вопросов были использованы следующие типы:

               ·          с однозначным выбором (из нескольких предложенных ответов выбирается только один верный),

               ·          с многозначным выбором (из нескольких предложенных ответов верными могут быть более одного, но не все),

               ·          на соответствие (упорядочить последовательность действий или сопоставить предложенные варианты),

               ·          открытого типа (ответ на поставленный вопрос вводится с клавиатуры).

Примеры вопросов представлены на рисунках 8—11.

 

Рисунок 8. Вопросы с однозначным выбором

 

Рисунок 9. Вопросы с многозначным выбором

 

Рисунок 10. Вопросы на соответствие

 

Рисунок 11. Вопросы открытого типа

 

Таким образом, студент, работающий с приведенным ЭУП, в какой-то мере может самостоятельно управлять процессом своего обучения и при необходимости изучать материал в домашних условиях.

Внедрение в структуру ЭУП элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

·     Тестирование и отладка программы

Процесс отладки является неотъемлемой частью создания любой программы. При разработке программного продукта могут быть допущены ошибки, которые принадлежат к одному из следующих типов:

-     синтаксические ошибки, связанные с применением в программе конструкций, не отвечающих требованиям используемого языка,

-     логические ошибки, связанные с несоответствием программы алгоритму решения поставленной задачи. Тестирование разделов ЭУП проводилось на всем протяжении его разработки. Программа в процессе разработки запускалась блоками для проверки на промежуточных этапах и устранения ошибок на ранних этапах.

После разработки и дополнения интерфейсной части проводилась проверка на правильность перехода от одного раздела к другому. Это проводилось путем сравнения информации в окнах интерфейса и ранее разработанного содержания.

Для отладки разрабатываемого электронного учебного пособия применялся экспериментальный запуск в exe формате. На начальных этапах — по страницам, а после разработки пользовательского интерфейса — целиком.

Варианты готового продукта могут быть сформированы в следующем виде: скомпилированный файл — справки (рисунок 12), в формате web-страницы (рисунок 13), exe-файле.

 

Рисунок 12. скомпилированный файл — справки в формате HTML

 

Рисунок 13. ЭУП в формате HTML

 

·     Внедрение готового продукта в учебный процесс

Электронное учебное пособие упаковано в файл формата скомпилированного файл-справки в формате HTML. Для удобства работы с материалом МДК ЭУП устанавливается на рабочем месте пользователя.

Для быстрой навигации по разделам и главам ЭУП используется древовидное представление (рисунок 14) содержания книги, которое можно отключить в дальнейшем для размещения на экране максимального количества информации или включить полноэкранный режим — без меню, содержания и панели управления.

Во время чтения книг и учебников можно пользоваться как мышью, так и клавиатурой. При необходимости в любой момент можно увеличить или уменьшить шрифт книги, при этом изменение размера происходит пропорционально для всех шрифтов, используемых в ЭУП.

Модернизацию готового продукта можно произвести в программе Sunrav в случае, если был сохранен.

 

Рисунок 14. Древовидное представление содержания книги

 

Программный продукт рассчитан на использование одной копии программного продукта на одну единицу ЭВМ. Благодаря не сложному интерфейсу программный продукт может быть доступен пользователю низкого уровня навыков работы с ЭВМ.

 

Список литературы

1.            Ильина М.А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе. — Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://journal.kuzspa.ru/articles/87/

2.            Кириленко Т.А. Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-30.html

3.            Методические рекомендации по созданию электронного учебного пособия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pi.sfedu.ru/rspu/structure/university_departments/math_faculty/site/stud_materials/Voronina/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4.html

4.            Общая структура электронных учебных пособий. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://method.saitar.com/index/0-14.

5.            Официальный сайт SunRav Software — разработчика программ для образования и бизнеса. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sunrav.ru.

6.            Панкратова О.П. Области применения электронных пособий учебного назначения. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: ise.stavsu.ru/pedlab/public/Области%20применения%20эл%20пос.doc

7.            Теоретические основы создания образовательных электронных изданий / Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г. и др. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002. — 86 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nashaucheba.ru/v17559/