ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В СИБИРИ
Секция: 17. Транспортные коммуникации
лауреатов
участников
лауреатов
участников
VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В СИБИРИ
Железнодорожный транспорт, который способен обеспечивать движение поездов со скоростью свыше 250 км/ч, осуществляющий движение по выделенным линиям, называется высокоскоростной магистралью (ВСМ). ВСМ уже давно вошли в современный уклад жизни пассажиров Европы и Японии, а с недавних пор их активное развитие идет и в России.
Высокоскоростной транспорт предпочитают обычному пассажирскому железнодорожному транспорту, так как он необходим современным мобильным людям. ВСМ — это комфорт, удобства и, главное, скорость, которая решает проблемы передвижения из одной точки в другую в условиях современного образа жизни и ведения бизнеса.
Высокоскоростное движение сегодня является не только показателем развития железнодорожного транспорта, но и высокого социального статуса государства.
Развитие скоростных и высокоскоростных перевозок является стратегическим приоритетом для компании ОАО «РЖД» с момента подписания президентом Указа № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ» 16 марта 2010 г. [3].
В 2000 г. была разработана концепция организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов, которая предусматривала поэтапное повышение скоростей движения до 160—250 км/ч на существующих линиях Москва — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург — Бусловская, Москва — Красное, Москва — Нижний Новгород, Москва — Отрожка — Ростов и создание соответствующего подвижного состава.
Программа для подготовки линии Санкт-Петербург — Москва к организации высокоскоростного движения пассажирских поездов была поручена ВНИИЖТу в 2005 г. В 2009 г. Россия запустила в рейс свой первый скоростной состав. «Сапсан» (SiemensVelaro) связал две столицы России и установил рекорд скорости на российских железных дорогах — 250 км/ч, при этом время в пути сократилось на 30 мин. Первый высокоскоростной поезд стал для России символом инновационного прогресса, хотя организация его движения по железной дороге до сих пор вызывает серьезные споры в обществе.
А уже в скором времени, 30 июля 2010 г. был запущен высокоскоростной поезд Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород, который ходит по «зеркальному» расписанию. Также введена в действие линия Санкт-Петербург — Хельсинки, поезд: Alstom Pendolino (другое название — Allegro), при этом время в пути составляет 3 ч, вместо обычных 5 ч 30 мин, а максимальная скорость: 220 км/ч.
До настоящего времени эксплуатация высокоскоростных поездов в России осуществлялась на действующих железнодорожных линиях. За это время был выявлен ряд значительных недостатков: выплески пути после прохода высокоскоростного поезда, отсутствие возможности пропуска пригородных поездов и поездов дальнего следования, большие затраты на ремонт. Поэтому вскоре было принято решение о строительстве выделенных линий.
В соответствии со стратегией развития ВСМ в России принято решение о строительстве ВСМ, первой из которых стала трасса Москва — Санкт-Петербург.
В дальнейших планах развития скоростного и высокоскоростного движения значатся направления Омск — Новосибирск, Новосибирск — Красноярск. На первоначальном этапе представляется целесообразной организация пассажирского сообщения до Красноярска со скоростями 160—200 км/ч, с возможностью переустройства трассы в высокоскоростную. Направление трассы ВСМ Омск — Новосибирск — Красноярск представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Направление трассы ВСМ Омск — Новосибирск — Красноярск
Новосибирск — крупный промышленный и информационный центр, поэтому строительство скоростных магистралей здесь возможно по нескольким направлениям. Были рассмотрены возможные направления строительства выделенных линий от Новосибирска: Омск, Кемерово, Алтай, Томск, Красноярск.
Мировой опыт эксплуатации ВСМ доказал свою эффективность при следующих условиях: скорость движения 160—200 км/ч; расстояние перевозки 400—800 км; время в пути 2,5—4 часа.
Проведенные исследования расстояний, пассажиропотоков, времени в пути, стоимости поездки позволили выделить перспективные направления, на которых возможно и целесообразно строительство выделенной магистрали.
Наибольшую привлекательность из всех этих направлений представляют Омск и Красноярск. Это связано с тем, что на направлениях Томск, Кемерово, Алтай большую часть пассажиропотока с железнодорожного транспорта забирает автотранспорт, так как расстояния довольно невелики, цены у автотранспорта наиболее привлекательные, частота отравления транспорта намного выше.
Омск и Красноярск представляют собой направления, на которых строительство выделенных линий ВСМ является более возможным. Строительство выделенной скоростной линии под пассажирские перевозки позволит разгрузить существующие ветви железных дорог, увеличить пропускную и провозную способность, что положительно скажется на грузовом движении.
Преимущества строительства выделенной линии: социальный эффект, сокращение времени в пути, увеличение пропускной способности существующей линии для грузовых перевозок, способствование развитию регионов в партнерстве, повышение статуса Российских железных дорог в мировом сообществе. На направлении Омск — Новосибирск — Красноярск может быть реализован проект ВСМ в качестве одного из этапов ВСМ Москва — Иркутск.
Для прокладки выделенной линии скоростной магистрали необходимо учитывать принципы трассирования ВСМ: трасса ВСМ должна укладываться по кратчайшему направлению между конечными пунктами; трасса ВСМ у крупных населенных пунктов должна пересекать существующие железные дороги или приближаться к ним для сокращения длины соединительных ветвей; пересечения с существующими железными дорогами, магистральными автодорогами, пешеходными переходами, скотопрогонами и путями миграции животных должны проектироваться в разных уровнях; для пропуска полевых дорог и прогона скота рекомендуется использовать водопропускные сооружения (малые мосты и трубы) с необходимым увеличением их габаритов; соблюдение условий защиты от шума и вибрации.
Значения руководящего уклона при строительстве ВСМ принимаются в диапазоне 12—30 ‰. По критерию минимальных строительных затрат наиболее выгодным является уклон в 22—24 ‰ [2, с. 16].
Смежные элементы продольного профиля следует сопрягать вертикальными круговыми кривыми радиусом 40 км и более [2, с. 17].
Размещение раздельных пунктов на ВСМ определяются требованиями по обеспечению обслуживания пассажиров и работ по текущему содержанию и ремонту объектов инфраструктуры.
Для нужд строительства и эксплуатации ВСМ должно предусматриваться строительство соединительных линий, связывающих станции на ВСМ со станциями действующих железных дорог.
Конструкция земляного полотна должна включать в себя двойной защитный слой. Предусматриваются дополнительные мероприятия по укреплению откосов, обочин насыпей, бермы, водоотводных канав.
В процессе исследований была проанализирована возможность укладки трассы с использованием данных аэрокосмической съемки в программе САС-Планета.
Расстояние между Новосибирском и Омском по геодезической линии составляет 638 км, а расстояние между этими городами по железнодорожной трассе — 700 км, так как она проходит по относительно крупным городам Новосибирской области: Чулым, Каргат, Убинское, Барабинск, Чаны, Татарск, Карачи.
Выделенную высокоскоростную магистраль необходимо прокладывать максимально близко к геодезической линии, так как расстояние кратчайшее и необходимость в остановке на других станциях отсутствует. Прокладке трассы по геодезической линии препятствуют географические особенности местности — большое количество водоемов.
Рассмотрено два варианта трассы, представленных на рисунке 2. Участок трассы с характерными особенностями проектирования по второму варианту представлен на рисунке 3. В качестве лучшего выбран вариант с меньшим количеством обратных кривых (вариант 2). Коэффициент развития трассы по второму варианту получился равным 1,02.
— геодезическая линия
— вариант 1 трассы выделенной ВСМ Омск-Новосибирск
— вариант 2 трассы выделенной ВСМ Омск-Новосибирск
Рисунок 2. Варианты прокладки трассы ВСМ Новосибирск — Омск
— геодезическая линия
— вариант 1 трассы выделенной ВСМ Омск-Новосибирск
— вариант 2 трассы выделенной ВСМ Омск-Новосибирск
Рисунок 3. Особенности трассирования по второму варианту
Для выполнения работ по текущему содержанию и ремонту объектов инфраструктуры на выделенной линии необходимо сооружать остановочные пункты для отстоя техники и подвижного состава. Они должны располагаться на расстоянии 25—30 км друг от друга.
В процессе прокладки трассы придется пересечь как природные препятствия (озера, реки), так и другие дороги (автодороги и железные дороги). Таким образом, необходимо будет соорудить 191 искусственное сооружение.
Во всем мире, и в частности в России, пассажирские перевозки по железнодорожному транспорту являются убыточными, поэтому расходы на них традиционно берет на себя государство, которое является заказчиком социальных перевозок.
Существует целый ряд дополнительных факторов развития скоростного и высокоскоростного движения, не определяющих прямую экономическую выгоду для компании и государства, но играющих важную социальную роль: увеличение транспортной доступности районов страны, рост мобильности населения; укрепление социально-территориальной целостности Российской Федерации; увеличение конкурентоспособности транспортной сети России на мировом рынке транспортных услуг; миграция населения из трудоизбыточных районов страны в районы строительства и эксплуатации новых железных дорог; повышение культуры и образованности жителей районов, тяготеющих к новым железным дорогам, за счет расширения возможностей общения; увеличение возможностей транспортного передвижения для населения регионов, тяготеющих к новым линиям; появление дополнительных возможностей для привлечения в регионы инвестиций, включая иностранные; интеграция регионов тяготения и расширение торгового обмена.
Список литературы:
1. Высокоскоростной поезд ВСМ250 «Сокол», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://parovoz-poezd.narod.ru/index/0-6.
2. Исаков А.Л., Матвиенко В.С. Проектирование трассы и железнодорожного пути высокоскоростной магистрали: Учебное пособие. — Новосибирск, 2012. — 116 с.
3. Сайт ОАО «Российские железные дороги», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rzd.ru/.