Статья:

ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В СИБИРИ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 17. Транспортные коммуникации

Выходные данные
Васильева М.А. ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В СИБИРИ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/6(6).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В СИБИРИ

Васильева Маргарита Андреевна
студент Сибирского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Новосибирск
Карасева Арина Александровна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Сибирского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Новосибирск


 
 

 

Железнодорожный транспорт, который способен обеспечивать движение поездов со скоростью свыше 250 км/ч, осуществляющий движение по выделенным линиям, называется высокоскоростной магистралью (ВСМ). ВСМ уже давно вошли в современный уклад жизни пассажиров Европы и Японии, а с недавних пор их активное развитие идет и в России.

Высокоскоростной транспорт предпочитают обычному пассажирскому железнодорожному транспорту, так как он необходим современным мобильным людям. ВСМ — это комфорт, удобства и, главное, скорость, которая решает проблемы передвижения из одной точки в другую в условиях современного образа жизни и ведения бизнеса.

Высокоскоростное движение сегодня является не только показателем развития железнодорожного транспорта, но и высокого социального статуса государства.

Развитие скоростных и высокоскоростных перевозок является стратегическим приоритетом для компании ОАО «РЖД» с момента подписания президентом Указа № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ» 16 марта 2010 г. [3].

В 2000 г. была разработана концепция организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов, которая предусматривала поэтапное повышение скоростей движения до 160—250 км/ч на существующих линиях Москва — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург — Бусловская, Москва — Красное, Москва — Нижний Новгород, Москва — Отрожка — Ростов и создание соответствующего подвижного состава.

Программа для подготовки линии Санкт-Петербург — Москва к организации высокоскоростного движения пассажирских поездов была поручена ВНИИЖТу в 2005 г. В 2009 г. Россия запустила в рейс свой первый скоростной состав. «Сапсан» (SiemensVelaro) связал две столицы России и установил рекорд скорости на российских железных дорогах — 250 км/ч, при этом время в пути сократилось на 30 мин. Первый высокоскоростной поезд стал для России символом инновационного прогресса, хотя организация его движения по железной дороге до сих пор вызывает серьезные споры в обществе.

А уже в скором времени, 30 июля 2010 г. был запущен высокоскоростной поезд Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород, который ходит по «зеркальному» расписанию. Также введена в действие линия Санкт-Петербург — Хельсинки, поезд: Alstom Pendolino (другое название — Allegro), при этом время в пути составляет 3 ч, вместо обычных 5 ч 30 мин, а максимальная скорость: 220 км/ч.

До настоящего времени эксплуатация высокоскоростных поездов в России осуществлялась на действующих железнодорожных линиях. За это время был выявлен ряд значительных недостатков: выплески пути после прохода высокоскоростного поезда, отсутствие возможности пропуска пригородных поездов и поездов дальнего следования, большие затраты на ремонт. Поэтому вскоре было принято решение о строительстве выделенных линий.

В соответствии со стратегией развития ВСМ в России принято решение о строительстве ВСМ, первой из которых стала трасса Москва — Санкт-Петербург.

В дальнейших планах развития скоростного и высокоскоростного движения значатся направления Омск — Новосибирск, Новосибирск — Красноярск. На первоначальном этапе представляется целесообразной организация пассажирского сообщения до Красноярска со скоростями 160—200 км/ч, с возможностью переустройства трассы в высокоскоростную. Направление трассы ВСМ Омск — Новосибирск — Красноярск представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Направление трассы ВСМ Омск — Новосибирск — Красноярск

 

Новосибирск — крупный промышленный и информационный центр, поэтому строительство скоростных магистралей здесь возможно по нескольким направлениям. Были рассмотрены возможные направления строительства выделенных линий от Новосибирска: Омск, Кемерово, Алтай, Томск, Красноярск.

Мировой опыт эксплуатации ВСМ доказал свою эффективность при следующих условиях: скорость движения 160—200 км/ч; расстояние перевозки 400—800 км; время в пути 2,5—4 часа.

Проведенные исследования расстояний, пассажиропотоков, времени в пути, стоимости поездки позволили выделить перспективные направления, на которых возможно и целесообразно строительство выделенной магистрали.

Наибольшую привлекательность из всех этих направлений представляют Омск и Красноярск. Это связано с тем, что на направлениях Томск, Кемерово, Алтай большую часть пассажиропотока с железнодорожного транспорта забирает автотранспорт, так как расстояния довольно невелики, цены у автотранспорта наиболее привлекательные, частота отравления транспорта намного выше.

Омск и Красноярск представляют собой направления, на которых строительство выделенных линий ВСМ является более возможным. Строительство выделенной скоростной линии под пассажирские перевозки позволит разгрузить существующие ветви железных дорог, увеличить пропускную и провозную способность, что положительно скажется на грузовом движении.

Преимущества строительства выделенной линии: социальный эффект, сокращение времени в пути, увеличение пропускной способности существующей линии для грузовых перевозок, способствование развитию регионов в партнерстве, повышение статуса Российских железных дорог в мировом сообществе. На направлении Омск — Новосибирск — Красноярск может быть реализован проект ВСМ в качестве одного из этапов ВСМ Москва — Иркутск.

Для прокладки выделенной линии скоростной магистрали необходимо учитывать принципы трассирования ВСМ: трасса ВСМ должна укладываться по кратчайшему на­правлению между конечными пунктами; трасса ВСМ у крупных населенных пунктов должна пере­секать существующие железные дороги или приближаться к ним для сокращения длины соединительных ветвей; пересечения с существующими железными дорогами, ма­гистральными автодорогами, пешеходными переходами, ското­прогонами и путями миграции животных должны проектировать­ся в разных уровнях; для пропуска полевых дорог и прогона скота рекомендует­ся использовать водопропускные сооружения (малые мосты и трубы) с необходимым увеличением их габаритов; соблюдение условий защиты от шума и вибрации.

Значения руководящего уклона при строительстве ВСМ принимаются в диапазоне 12—30 ‰. По критерию минимальных строительных затрат наиболее выгодным является уклон в 22—24 ‰ [2, с. 16].

Смежные элементы продольного профиля следует сопрягать вертикальными круговыми кривыми радиусом 40 км и более [2, с. 17].

Размещение раздельных пунктов на ВСМ определяются требованиями по обеспечению обслуживания пассажиров и работ по текущему содержанию и ремонту объектов инфраструктуры.

Для нужд строительства и эксплуатации ВСМ должно предусматриваться строительство соединительных линий, связывающих станции на ВСМ со станциями действующих железных дорог.

Конструкция земляного полотна должна включать в себя двойной защитный слой. Предусматриваются дополнительные мероприятия по укреплению откосов, обочин насыпей, бермы, водоотводных канав.

В процессе исследований была проанализирована возможность укладки трассы с использованием данных аэрокосмической съемки в программе САС-Планета.

Расстояние между Новосибирском и Омском по геодезической линии составляет 638 км, а расстояние между этими городами по железнодорожной трассе — 700 км, так как она проходит по относительно крупным городам Новосибирской области: Чулым, Каргат, Убинское, Барабинск, Чаны, Татарск, Карачи.

Выделенную высокоскоростную магистраль необходимо прокладывать максимально близко к геодезической линии, так как расстояние кратчайшее и необходимость в остановке на других станциях отсутствует. Прокладке трассы по геодезической линии препятствуют географические особенности местности — большое количество водоемов.

Рассмотрено два варианта трассы, представленных на рисунке 2. Участок трассы с характерными особенностями проектирования по второму варианту представлен на рисунке 3. В качестве лучшего выбран вариант с меньшим количеством обратных кривых (вариант 2). Коэффициент развития трассы по второму варианту получился равным 1,02.

 

 — геодезическая линия

 — вариант 1 трассы выделенной ВСМ Омск-Новосибирск

 — вариант 2 трассы выделенной ВСМ Омск-Новосибирск

Рисунок 2. Варианты прокладки трассы ВСМ Новосибирск — Омск

 

 — геодезическая линия

 — вариант 1 трассы выделенной ВСМ Омск-Новосибирск

 — вариант 2 трассы выделенной ВСМ Омск-Новосибирск

Рисунок 3. Особенности трассирования по второму варианту

 

Для выполнения работ по текущему содержанию и ремонту объектов инфраструктуры на выделенной линии необходимо сооружать остановочные пункты для отстоя техники и подвижного состава. Они должны располагаться на расстоянии 25—30 км друг от друга.

В процессе прокладки трассы придется пересечь как природные препятствия (озера, реки), так и другие дороги (автодороги и железные дороги). Таким образом, необходимо будет соорудить 191 искусственное сооружение.

Во всем мире, и в частности в России, пассажирские перевозки по железнодорожному транспорту являются убыточными, поэтому расходы на них традиционно берет на себя государство, которое является заказчиком социальных перевозок.

Существует целый ряд дополнительных факторов развития скоростного и высокоскоростного движения, не определяющих прямую экономическую выгоду для компании и государства, но играющих важную социальную роль: увеличение транспортной доступности районов страны, рост мобильности населения; укрепление социально-территориальной целостности Российской Федерации; увеличение конкурентоспособности транспортной сети России на мировом рынке транспортных услуг; миграция населения из трудоизбыточных районов страны в районы строительства и эксплуатации новых железных дорог; повышение культуры и образованности жителей районов, тяготеющих к новым железным дорогам, за счет расширения возможностей общения; увеличение возможностей транспортного передвижения для населения регионов, тяготеющих к новым линиям; появление дополнительных возможностей для привлечения в регионы инвестиций, включая иностранные; интеграция регионов тяготения и расширение торгового обмена.

 

Список литературы:

1.            Высокоскоростной поезд ВСМ250 «Сокол», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://parovoz-poezd.narod.ru/index/0-6.

2.            Исаков А.Л., Матвиенко В.С. Проектирование трассы и железнодорожного пути высокоскоростной магистрали: Учебное пособие. — Новосибирск, 2012. — 116 с.

3.            Сайт ОАО «Российские железные дороги», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rzd.ru/.