Статья:

ИННОВАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА ПРИМЕРЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭЛЕКТРОННО-ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ

Конференция: X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 3. Информационные технологии

Выходные данные
Струкова В.Г., Антонова И.А. ИННОВАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА ПРИМЕРЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭЛЕКТРОННО-ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(10).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 97 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИННОВАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА ПРИМЕРЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭЛЕКТРОННО-ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ

Струкова Виктория Геннадьевна
студент 3 курса, кафедра информационных систем и технологий ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», РФ, г. Ставрополь
Антонова Ирина Александровна
студент 3 курса, кафедра информационных систем и технологий ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», РФ, г. Ставрополь
Гимбицкая Людмила Алексеевна
научный руководитель, канд. физ.-мат. наук, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», РФ, г. Ставрополь

 

Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. Инновационные методы управления — активные методы, помогающие формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, а также умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации [4].

Одним из приоритетных направлений применения инновационных методов являются инфокоммуникационные технологии (ИКТ) в электронно-интерактивных методах обучения. ИКТ подразумевают применение совершенно новых технологий в образовательном процессе. Таким образом, ИКТ помогают внедрять в образовательный процесс научные разработки из различных областей знаний.

Инфокоммуникационные технологии включают:

  • методы проблемного и проективного обучения;
  • исследовательские методы;
  • тренинговые формы обучения;
  • мониторинг качества обучения;
  • методы формирования компетенций и т. д. [2].

В настоящее время существует целый ряд проблем, обусловленных разносторонними факторами, среди которых выделяются необходимость повышения качества и доступности образования, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем повышения уровня университетской корпоративности, возрастания академической мобильности.

Эффективным решением этих проблем является информатизация образования. Благодаря появлению усовершенствованных технических средств коммуникации появилась возможность создания качественно новой информационно-образовательной среды как основы для развития системы образования. Именно поэтому ИКТ становится необходимым компонентом инновационной модели обучения, включающим полное усвоение знаний, дистанционное обучение, а также электронное интерактивное обучение, подразумевающее под собой образовательную технологию, при которой для передачи формальных и неформальных конструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии.

Одним из наиболее важных компонентов ИКТ является дистанционная технология обучения. Дистанционная технология обучения базируется на применении инфокоммуникационных технологий и аппаратно-программных средств, ориентирующихся на удовлетворении образовательных потребностей пользователей и организацию диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и времени [1].

Как и любая технология, дистанционное обучение  имеет преимущества и недостатки. К преимуществам относятся: гибкость, мобильность, экономичность, модульность, интернациональность. Недостатками же являются: отсутствие живого общения обучающегося как с преподавателем, так и с другими обучающимися; проблемы, связанные с техническими средствами (наличие компьютера, доступ в интернет).

Электронно-интерактивные формы обучения, в свою очередь, предоставляют возможность активно участвовать в образовательном процессе, используя современные технические средства.

Средства и методы электронно-интерактивного обучения составляют:

  • интерактивные мультимедийно-образовательные ресурсы и материалы;
  • обучающие материалы и курсы;
  • электронные библиотеки и электронно-библиотечные системы (ЭБС);
  • электронная почта, видеоконференции, онлайн-вебинары;
  • видеоконсультации и программные приложение совместного использования;
  • технологии реального времени (чаты, видеочаты) [4].

Информатизация сознания в сфере электронного интерактивного обучения посредством применения ИКТ оказывает непосредственное влияние на быстрое накопление интеллектуального и экономического потенциала стратегических ресурсов, гарантирующих устойчивое развитие общества. Это обуславливается тем, что ИКТ выполняют одновременно функции инструментов и объектов познания во всех отраслях знаний (психологии, информатики, кибернетики, экономики и т. д.), чем оказывают значительное влияние на развитие и усовершенствование научно-технической базы общества.

Особенностью ИКТ является их универсальность, в связи, с чем возникает проблема правильности применения. От того, насколько правильно будет реализован уровень развития и внедрения данных технологий в производственную деятельность, зависит успех деятельности любой фирмы.

Немаловажное значение для использования ИКТ имеет и технологическое оснащение, представленное программно-аппаратными комплексами, включающими мультимедийную и информационную среду. Благодаря этому обеспечивается доступ к ЭБС, базам данных, порталам, обеспечивающим эффективный поиск и быстрое получение нужной информации.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние [3].

Для электронного интерактивного обучения характерны особые проблемы, среди которых выделяют пересмотр принципов применения в организации учебно-познавательного процесса, отсутствие методических разработок в формировании дифференцированного подхода в условиях интерактивного обучения, отсутствие конкретной системы использования ИКТ в условиях определенной среды. Нами предлагаются следующие  пути решения данных проблем:

  • разработка критериев эффективности использования ИКТ для формирования устойчивого познавательно процесса;
  • создание системы мотивации;
  • алгоритмы использования ИКТ в сочетании с диагностическим материалом;
  • создание методики использования ИКТ в различных образовательных областях.

Несмотря на наличие ряда проблем, ИКТ обладают широким спектром преимуществ, которые при правильной стратегии по организации электронного интерактивного обучения способствуют повышению уровня эффективности познавательного процесса, исходя из функции по отношению к каждому из участников процесса.

Такими преимуществами являются:

  • оперативность в обновлении информации;
  • мультимедийные курсы;
  • канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, связанный с навыком владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
  • администрирование учебного процесса, возможность индивидуального и самостоятельно образования;
  • вовлечение в производство новых производительных сил;
  • виртуальные лаборатории и музеи, а также анимационные модели [2].

Использование разнообразных методов и приемов данного типа обучения позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс разносторонних задач. Сегодня возможности информационно-телекоммуникационной системы позволяют осуществлять различные научные и международные проекты в сети Интернет, а также способствуют преобразованию характера умственной деятельности. Их интеграция в содержание образовательного процесса подразумевает взаимосвязь различных областей с информатикой. Важна необходимость использования достоинств новой модели — открытость для диалога и коммуникации, что представляет интерес для обретения инновационного статуса в образовании.

 

Список литературы:

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления. М.: Просвещение. — 2010 — 272 с.
  2. Исследовательский университет/ под ред. Г.В. Майера. — Томск: Изд-во Томского университета, Вып. 2, 2012. — С. 22—29.
  3. Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 2011. № 1.
  4. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в информационные технологии: учебное пособие. М.: Информатика, 2005. — 352 с.
  5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред.Н.В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.