ПРИРОДА В АРХИТЕКТУРЕ
Секция: 1. Архитектура, Строительство
X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
ПРИРОДА В АРХИТЕКТУРЕ
Проживая долгое время в поисках, как нам кажется лучшего, современного и актуального, мы не замечаем как сами себя и наш мир загоняем в ловушку, причем созданную нами же — людьми. Обычно это происходит из-за стремления известности, огромных гонораров, а может и вовсе это целеустремленное намерение других цивилизаций стереть человечество с лица Земли. Вот подумайте, сколько нас окружают гаджеты умеющие думать и работать за нас и ведь с каждым днем их все больше, человек стремится улучшить свою жизнь методом полного отречения от труда, в том числе и умственного. Человек же сам неидеален на сегодняшний день, если рассматривать проблему в целом, а именно экологию внешней среды и не только. Задается вопрос, что же нас ждет в будущем?
Ведь все это рано или поздно приведет к разрушению мира людей, к зависимости, безработице, деградации, в конечном счете — к бессмысленному существованию. Начинать решать проблему — хотя ее и не все признают, стоит с решения максимально улучшить — преобразить окружающею среду, ведь еще с раннего возраста мы воспринимаем мир через восприятие цвета, запаха, вкуса, в общем пользуемся всем тем, чем нас наградила — мать природа, после чего отношение каждого из нас изменится к себе, к другим и к миру. Не стоит забывать о недолговечности ресурсов, нам стоит задуматься и о новых приемах содержания необходимых для жизнедеятельности — чистый воздух, электроэнергия, тепло и т. д. На сегодняшний день одним из самых эффективных методов является — Бионическая Архитектура.
Актуальность био-тек стиля в архитектуре заключается в необычных формах которые воплощают философскую концепцию, смысл которой — создать новое пространство для жизни человека, как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Ведь на самом деле все уже давно придумано за нас — все формы — они в природе: структура клеток, внешние показатели, скелеты и т. д. Поэтому проекты в данном стиле чаще всего являются визуально необычными, интересными и что не маловажно экологичными. «Бионическая архитектура предлагает создать среду подстать той, которая нас окружала в самом начале, что приведет к духовному широкому мышлению и к безопасному, благоприятному и экономичному проживанию. То есть дальнейший курс архитектуры является, естественным продолжением природы, не вступающий с ней в конфликт, а лишь напоминающий и помогающий нам жить» [1].
Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экопроектов — энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. «В идеале, дом будущего — это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой» [1]. Главное противоречие архитектурной бионики: консервативная прямоугольная планировка и конструктивная схема зданий противостоит биоморфным криволинейным формам, оболочкам, самоподобным фрактальным формам. Достойное эстетическое и экономически-оправданное решение этого противоречия — одна из основных задач био-тека.
Био-тек в современном понимании возник в конце XX — начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.
«Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер» [1].
Рисунок 1. Яйцо в природе и в архитектуре Richard Buckminster Fuller
«Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети — всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яиц» [2]. Например: Richard Buckminster Fuller — Павильон США для всемирной выставки 67 года. На рисунке 1 мы можем четко увидеть как природа находит свое отражение в архитектуре.
Еще одним примером является Стеклянный куб Леонардо от 3Deluxe (Рис. 2). Образ куба заставляет вспомнить уроки биологии, и разглядеть в необраз структуры клетки.
Рисунок 2. Стеклянный куб Леонардо
Яркий представитель стиля био-тек в архитектуре — известный испанский архитектор Сантьяго Калатрава. Образы для его проектов зачастую заимствованы у природы. К примеру El Palau de les Arts Reina Sofía — оперный театр и сцена для театральных постановок. Формой напоминает рыбу с открытым ртом. (Рис. 3).
Рисунок 3. El Palau de les Arts Reina Sofía
Другим примером является L'Hemisfèric — Кинотеатр Imax, планетарий, театр лазерных постановок. За образную основу взят человеческий глаз. (Рис. 4).
Рисунок 4. L'Hemisfèric — Кинотеатр Imax
Следующим примером является концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе. Санта-Круз-де-Тенерифе, Испания, 2003 г. архитектор Сантьяго Калатрава. «Форма, напоминающая не то рыбу, не то космический корабль; изогнутая крыша, высота которой изменяется на протяжении всей длины; боковые окна, словно полузакрытые веками глаза» [3] (Рис. 5).
Рисунок 5. Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе
«Еще одним примером архитектора Сантьяго Калатравы является павильон «Квадраччи». Милуоки, США, 2001 г.» [2] (Рис. 6).
Рисунок 6. павильон «Квадраччи»
Вокзал «Ориенте». Лиссабон, Португалия, 1998 г. архитектор Сантьяго Калатрава. В этом проекте четко прослеживается природная тема: навес над платформами ж/д станции напоминает лес, а само здание — скелет рыбы. Внутри здания не использовалась отделка — только «голые» бетонные конструкции. Здесь хорошо прослеживается то, что Калатрава мыслит, в том числе, как скульптор: «Отсечь все лишнее, чтобы получить идеальную форму» [3] (Рис. 7).
Рисунок 7. Вокзал «Ориенте»
Еще одним представителем стиля био-тек можно назвать Николаса Гримшоу — это британский архитектор, Президент Королевской Академии художеств. Ему также принадлежит достаточно интересный проект «Эдем», представляющий собой комплекс сетчатых оранжерей (Рис. 8).
Рисунок 8. комплекс сетчатых оранжерей «Эдем»
«Манифестом био-тека называют известный проект Нормана Фостера, лондонский «Огурец». Это гигантское сооружение действительно напоминает овощ» [3] (Рис.9).
Рисунок 9. проект Нормана Фостера
Изучив большое количество проектов выполненных в стиле био-тек становится ясно что основоположником является сама природа, а первым архитектором использующим природные образы в своих проектах является Антонио Гауди с его проектом — дом Батло (1904—06), но самым ярким по праву можно назвать Сантьяго Калатраву.
На мой взгляд, архитектура в стиле био-тек органично впишется в любое окружение, будь то Лондон и его Биг-бен, Москва и Кремль, или Алматы и Медео. Стоит уже определиться с планами на будущее, и находить все больше инновационных идей в области экологии, архитектуры и в жизни человечества в целом. Не философствовать и не сидеть годами на месте, нужно — действовать! Начиная от сознания и понимания человека, что это нужно не только ему одному и не только на сейчас и сегодня, но и многим другим поколениям. Изменив свой внутренний мир, не так страшно менять окружающий. Воплощая уже существующие проекты, био-тек прогрессируя, обретет все больше идей, форм, технологий, за счёт чего проживание станет более благоприятным и менее затратным.
Список литературы:
1. http://znayuvse.ru.
2. http://vk.com/photos-4873095.
3. http://www.archfacade.ru.