Статья:

СРАВНЕНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 3. Информационные технологии

Выходные данные
Еременко О.С. СРАВНЕНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/4(11).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНЕНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Еременко Ольга Сергеевна
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Чердынцев Евгений Сергеевич
научный руководитель, канд. техн. наук, доц. Томского политехнического университета, РФ, г. Томск

На данный момент можно выделить несколько конкурирующих технологий, служащих для отображения трехмерной графики в веб-браузере (Таблица 1). Критериями оценки данных технологий, согласно [1; 5], являются совместимость, простота (автоматическая установка, легкость применения), интерактивность, стандартизация. Также можно добавить такие критерии как зрелость технологии, применяемый в отчете [12], тип используемой лицензии и возможность работы на смартфонах.

Таблица 1.

Сравнение 3D-технологий

Технология

Нужен плагин?

Зрелость технологии

Принцип
работы

Работа
на смарт
фонах

Совмес-тимость

Лицензия

VRML [1]

Да

Первая версия вышла в 1994, а последняя в 1997 г.

VRML —
синтаксис с возможностью вставки
EcmaScript-скриптов

Нет

Windows,
Mac, Linux

Открытый
стандарт

X3D [13]

Да

Проверенный временем стандарт (2003)

Поддерживает
XML и VRML синтаксис

Частично:

Плагин только для Windows Mobile [15]

Windows,
Mac, Linux

Открытый
стандарт

U3D [10]

Да

Появился в 2005

Используется XML-подобный синтаксис

Частично:

Плагин только для Android, Symbian v. 1.1 [28]

Windows,
Mac

Открытый
стандарт

WebG [7]

Нет

Новый стандарт (2009 год)

Доступ к OpenGL через Javascript

Да

Кросс-платфо-ренный

Открытый
стандарт

Adobe Flash [3]

Да

Первая версия Flash появилась в 1996.

2011—2012 — 3D API

Использует
язык програм-мирования ActionScript, основанный
на ECMAScript

Частично:

Windows Mobile, Android, Symbian

Windows, Mac, Linux, Solaris

Проприе-тарное коммер-
ческое ПО

Java 3D [6]

Да

Технология появилась в 1999

Java API, использующий DirectX или OpenGL для отрисовки

Нет

Windows, Mac, Linux, Solaris

Открытый
код,
GPL —
лицензия

 

3DMLW [14]

Да

Технология появилась в 2009

Язык разметки, основанный на XML, скрипты пишутся с использованием Lua

 

Нет

Windows, Mac, Linux

Открытый
код,
GPL -
лицензия

Unity3D [10]

Да

Первая версия появилась в 2005

Использует
языки програм-мирования JavaScript,
C# или Boo

Android, iOS, BlackBerry Windows Mobile

Windows, Mac, Linux, Solaris

Проприе-тарное
коммер-
ческое ПО

Silverlight [8]

Да

Первая бета-версия в 2006 г.

Приложения Silverlight
могут быть написаны на
любом языке програм-мирования
.NET.

Частично:

Windows Mobile

Windows, Mac

Лицензия
на основе пользова-тельского соглашения End-User License Agreement

(EULA)

 

Также критерием оценки технологии может быть количество пользователей, но не для каждой технологии можно найти статистические данные касательно данного показателя. Например, разработчики Unity3D утверждали 2 года назад, что количество разработчиков, скачавших редактор Unity, превышает 250 000 человек, сейчас же такая информация отсутствует, но есть неофициальная информация о 1,8 миллионах разработчиков. На официальных сайтах других технологий и сайтах со статистическими данными количество пользователей не указано. WebGL уже поддерживается частично на 70,2 % обозревателей [2], Adobe Flash Player установлен на 98 % компьютеров, подключенных к сети Интернет [4] Нет информации о количестве пользователей остальных технологий и о проценте пользователей, загрузивших плагин для отображения трехмерных моделей, основанных на этих технологиях. Хотя разработчики VRML и X3D называют эти два формата самыми широко используемыми в мире форматами [11].

Для оценки технологий были заданы следующие весовые коэффициенты значимости каждого из критериев отбора:

  • F1 — Работа без плагина (0,25);
  • F2 — Зрелость технологии (0,10);
  • F3 — Принцип работы (0,25);
  • F4 — Работа на смартфонах (0,10);
  • F5 — Совместимость (0,15);
  • F6 — Лицензия (0,15).

Свойства технологии оцениваются по шкале от 0 до 10, изменяя качественное значение от неудовлетворительного до отличного.

В таблице 2 приведены значения оценки технологий.

Таблица 2.

Оценка 3D технологий по критериям

Технология

Плагин

Зрелость технологии

Принцип работы

Работа на смартфонах

Совмес-тимость

Лицензия

Итого

VRML

6

7

6

0

8

10

6,4

X3D

6

9

8

7

10

10

8,1

U3D

8

7

5

6

8

10

7,25

WebGL

10

6

8

8

10

10

8,9

Adobe Flash

8

9

8

8

10

7

8,25

Java 3d

4

7

7

0

10

10

6,45

3DMLW

6

7

7

0

5

10

6,2

Unity

6

8

8

8

10

9

7,95

Silverlight

7

9

8

7

8

7

7,6

 

 

Итоговая оценка технологии является суммой оценок по всем критериям, помноженных на весовые коэффициенты соответствующих критериев. По критерию «Плагин» оценивается необходимость использования плагина, проникновение плагина на рынок, простота установки. «Зрелость технологии» подразумевает, что более зрелые технологии наиболее стабильны и имеют более высокие оценки. «Принцип работы» включает в себя функциональность, удобство использования пользователями. Последним критерием выступает тип лицензии, необходимой для использования технологии. Самой выигрышной с точки зрения пользователей и разработчиков является открытая лицензия, и большинство технологий используют именно ее.

На рисунке 1 графически представлены результаты оценки всех технологий.

Рисунок 1. Оценка 3D-технологий, используемых в Интернет-приложениях

На основании проведенных экспертных оценок по шести интегральным критериям оптимальным может считаться технология WebGL, набравшая 8,6 баллов. Далее следует Adobe Flash с 8,25 баллами и X3D с 8,1 баллами.

Из представленных технологий наиболее перспективной представляется WebGL, достоинствами которой является то, что

  • Нет необходимости устанавливать плагин;
  • Технология поддерживается на смартфонах, так как они поддерживают интерфейс OpenGL ES 2.0.
  • Используется аппаратное ускорение трехмерной графики, что увеличивает производительность.

Конкуренцию также составит Silverlight 5 версии от компании Microsoft. Также 3D API от Adobe Flash под кодовым названием Molehill будет претендовать на звание лидера в работе с трехмерной графикой. Безусловный плюс платформы Adobe Flash в том, что она очень распространена среди пользователей. Но на текущее время WebGL представляется самой перспективной и уже действующей технологией.

 

Список литературы:

  1. Википедия: VRML — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/VRML (дата обращения 15.01.2014).
  2. Поддержка WebGL — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://webglstats.com/ (дата обращения 14.04.2014).
  3. Официальный сайт компании Adobe — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.adobe.com/products/flashplayer (дата обращения 14.04.2014).
  4. Acrobat Reader — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.adobe.com/products/reader.html (дата обращения 01.02.2014).
  5. Edutechwiki: Web 3D technology — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://edutechwiki.unige.ch/en/Web_3D_technology (дата обращения 10.01.2014).
  6. Java3D API — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://blogs.sun.com/dlavrov/entry/встреча_в_омгу_посвященная_java3d (дата обращения 15.11.2013).
  7. Khronos Group official web-site — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://www.khronos.org/webgl/ (дата обращения 14.04.2014).
  8. Microsoft Silverlight 5 — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.microsoft.com/silverlight/ (дата обращения 01.03.2014).
  9. Unity 3D — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://unity3d.com (дата обращения 10.04.2014).
  10. Universal 3D — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.computerra.ru/hitech/36661/ (дата обращения 15.02.2014).
  11. Web3D Consortium — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.web3d.org/realtime-3d/ (дата обращения 01.02.2014).
  12. Web 3D Technologies and Their Usability for the Project 3d Mobile Internet — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.rdc.cz/download/publications/Turonova_2009_3DWeb.pdf (дата обращения 01.02.2014).
  13. X3D-ресурсы — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.web3d.org/x3d/content/help.html (дата обращения 15.03.2014).
  14. 3DMLW — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.3dmlw.com/?id=10463 (дата обращения 15.03.2014.