Статья:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПУТЕВЫХ РАБОЧИХ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 17. Транспортные коммуникации

Выходные данные
Смоленскова М.А. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПУТЕВЫХ РАБОЧИХ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/12(19).pdf (дата обращения: 04.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 23 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПУТЕВЫХ РАБОЧИХ

Смоленскова Марина Александровна
студент 4 курса, специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» СТЖТ-филиал СамГУПС, РФ, г. Саратов
Селиверов Денис Иванович
научный руководитель, заместитель директора по УПР, СТЖТ-филиала СамГУПС, РФ, г. Саратов

 

В современных условиях реформирования железных дорог в России первостепенной задачей становится сокращение расходов на эксплуатацию объектов железнодорожной инфраструктуры и повышение эффективности работы персонала. При этом необходимо уделять внимание улучшению условий труда эксплуатационников, которые напрямую влияют на качество выполняемых ими работ и как следствие на безопасность движения поездов.    

Текущее содержание пути производится в перерывах между поездами, связано с повышенной опасностью. Кроме того путейцы работают под открытым небом, часто при неблагоприятных климатических условиях и не всегда имеют возможность укрыться от дождя, обогреться в холодные дни и принять в определённые часы горячую пищу. Более того на путевых работников в процессе выполнения основных работ влияет множество отрицательных производственных факторов. Например, шум, вибрация, запыленность воздушной среды, неблагоприятный микроклимат, значительная физическая нагрузка и нервно-эмоциональное напряжение. Большинство этих факторов являются трудно устранимыми техническими средствами и организацией труда в отрасли [1].

Однако в настоящее время есть методы, позволяющие с положительной стороны повлиять на некоторые из вышеперечисленных неблагоприятных производственных факторов. В статье представлены результаты исследования современных технических методов улучшения условий труда путевых работников.

Для предотвращения переохлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе в зимнее время при низких температурах монтёр пути должен пользоваться регламентированными перерывами на обогрев, длительность которых определяется индивидуально внутренним трудовым распорядком каждого предприятия. Однако, например, при выполнении работ на протяжённых перегонах или удалённых от зданий горловинах станций организовать нормальный обогрев работников не удаётся. Зачастую для обогрева работники разводят костры. Такой способ обогрева не является эффективным и безопасным. В современных условиях для обогрева путевых рабочих в зимний период можно использовать мобильный пункт обогрева МПО. Такой утеплённый модуль вмещает одновременно до 8 человек работников с возможностью их отдыха, обогрева и приема пищи.

 

Рисунок 1. Модульный пункт обогрева МПО

 

Модуль МПО выполнен в габаритах, позволяющих перевозить его железнодорожным или автомобильным транспортом. Размеры модуля: длина — 6 м, ширина — 2.5 м, высота — 2.8 м. Модуль имеет несколько отдельных помещений: основная бытовая комната, сушилка — кладовая, входной тамбур. Для комфортного нахождения в модуле имеются системы освещения, электрического отопления, приточно-вытяжной вентиляции. Устанавливается модуль на основание — бетонную плиту, подключается к продольной линии электроснабжения [2].

 

Рисунок 2. Внутренне помещение модульного пункта обогрева МПО

 

Работа монтёров пути — это в целом тяжёлый физический труд, более того путевые инструменты применяемые для ремонта и для выполнения работ по текущему содержанию пути имеют немалый вес. К месту работ и обратно путевой инструмент доставляется мотодрезиной типа МПТ, автомашиной типа УАЗ или на однорельсовой тележке ТО типа «Модерон». Из-за отсутствия подъездов к путям для автомобиля УАЗ или сложной поездной обстановки не позволяющей использовать мотовоз и «Модерон» иногда приходится нести инструмент вручную, причём на большие расстояния. Для того чтобы исключить физическую перегрузку работников пути при перемещении тяжёлых инструментов можно применить специальный шкаф для хранения путевого инструмента ШПИ: костыльный лом, накидные и стыковые ключи, шурупные отбойники; на верхней полке можно хранить петарды и другое. Такой шкаф выполнен в форме традиционного релейного шкафа. Его можно установить в горловине станции, которая наиболее удалена от места постоянной дислокации зданий работников путевого комплекса или хранения путевых инструментов. Шкаф запирается на замок специальным ключом [3].

 

Рисунок 3. Шкаф для хранения путевого инструмента ШПИ

 

В настоящее время при выполнении работ по текущему содержанию пути работники путевого хозяйства активно применяют электрические инструменты. Наиболее распространены сейчас — электрические вибрационные шпалоподбойки, электрические двухскоростные шуруповерты, электрические рельсосверлильные станки, электрические рельсошлифовалки. Для электропитания этих инструментов используется переносная железнодорожная электростанция типа ЖЭС. Переносная электростанция представляет собой автономный агрегат и состоит из первичного двигателя, электрогенератора, редуктора, распределительного устройства, топливного бака.

Все агрегаты ЖЭС смонтированы на трубчатой раме с ручками для переноса станции вручную. По информации от работников пути такие электростанции достаточно тяжелые, но их приходится переносить вручную с одного места работ в горловине станции к другому. Более того, ЖЭС требует периодического трудоёмкого обслуживания специалистами, потребляет топливо.

Чтобы отказаться от использования ЖЭС на станции можно использовать шкаф путевого электроинструмента ШПЭ. Такой шкаф выполнен на базе корпуса релейного унифицированного шкафа типа ШРУ-У и предназначен для питания электроинструмента на железнодорожных станциях. В шкафу имеется силовой трансформатор мощностью 4кВА, напряжением 380/220 вольт и необходимое коммутационное оборудование. Для подключения электроинструмента в ШПЭ установленного в горловине станции потребуется лишь кабельный удлинитель [4].

 

Рисунок 4. Шкаф для подключения путевого электроинструмента ШПЭ

 

Подводя итог исследования можно утверждать, что современное оборудование — модульный пункт обогрева МПО, шкаф для хранения путевого инструмента ШПИ, шкаф для подключения путевого электроинструмента ШПЭ, реально позволит улучшить условия труда работников путевого хозяйства.

 

Список литературы:
1.    Гигиена труда и профилактика производственного травматизма путевых рабочих железнодорожного транспорта — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gigiena-truda-i-profilaktika-proizvodstvennogo-travmatizma-putevykh-rabochikh-zheleznodorozh#ixzz3JyxuaWck (Дата обращения 13.11.2014 г.)
2.    Модуль обогрева МПО// Официальный сайт Камышловского электротехнического завода — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ketz.ru (дата обращения 20.11.2014 г.)
3.    Шкаф путевого инструмента ШПИ // Официальный сайт Камышловского электротехнического завода — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ketz.ru (дата обращения 24.11.2014 г.)
4.    Шкаф путевого электрического инструмента ШПЭ // Официальный сайт Камышловского электротехнического завода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ketz.ru (дата обращения 24.11.2014 г.)