Экспериментальная проверка достоверности математической модели арочного двухслойного покрытия из профилированного тонкостенного проката
Секция: Технические науки
XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
Экспериментальная проверка достоверности математической модели арочного двухслойного покрытия из профилированного тонкостенного проката
Рассмотрим единичной ширины арочный профиль радиусом r и заданными геометрическими характеристиками, имеющий опоры по концам и на который действует поперечная qy и продольная сжимающая или растягивающая нагрузка qz, ориентированные в плоскости арки. При этом сосредоточенные нагрузки будем представлять в виде распределенных на малых дугах dS = r×dj. Величина dj задается из конструктивных соображений.
При построении математической модели будем пренебрегать взаимным влиянием арочных заготовок друг на друга под нагрузкой (нагрузка равномерно распределена вдоль покрытия; покрытие не имеет торцовых ограждающих конструкций) [1; 2].
Рисунок 1. Равновесие бесконечно малого элемента дуги
Таким образом, три уравнения равновесия, два геометрических и физическое соотношения, образуют полную математическую модель кругового стержня постоянной кривизны, нагруженного внешними силами заданной интенсивности:
N’ = -Q-qz×r,
Q’ =N-qy×r,
M’ = Q×r,
W’ = -V,
V’ = W - r×Dj,
Dj’ = .
Для определения шести начальных параметров (Qo = Qy(φ = 0), No = N(φ = 0), Mo = M(φ = 0), Vo = V(φ = 0), Wo = W(φ = 0), Djo = Δφ(φ = 0) в конкретной задаче всегда формулируются достаточное количество граничных условий, так как при любом закреплении концов стержня, на каждом известны три условия:
· жесткое закрепление v = 0, w = 0, j = 0;
· шарнирно-неподвижное закрепление M = 0, v = 0, w = 0;
· шарнирно-подвижное закрепление M = 0, v = 0, N = 0;
· свободный конец M = 0, Qy = 0, N = 0 и т.д.
Аналитическое решение полученной системы шести дифференциальных уравнений получено только при нагрузках постоянной интенсивности и постоянном сечении стержня. Даже в этих простых частных случаях нагружения решение представляет собой достаточно громоздкие кусочно-непрерывные функции, анализ которых проводится после построения их графиков (эпюр). С введением нагрузки, изменяющейся по заданному закону или переменном моменте инерции сечения, решение системы уравнений состояния в аналитическом виде получить невозможно [1; 2].
Для проверки достоверности математической модели арочного двухслойного покрытия провели эксперимент.
В качестве испытываемого образца был смонтирован фрагмент арочного двухслойного покрытия из профиля Н60, толщина материала 0,9 мм (сталь марки 08 ЮУ 2) с длиной пролета 18 м, стрелой 3,5 м и шириной 2,5 м., составленный из трех арочных заготовок (рис. 2). В качестве термопрофиля использовано девять единиц трапециевидного профиля, установленных с шагом 2000 мм.
Рисунок 2. Схема и основные геометрические размеры экспериментального двухслойного арочного покрытия
Нижний и верхний слои покрытия закреплены к опорам из прокатных швелеров № 22 с помощью болтов М16, установленных через жесткие шайбы в каждую волну профилей. Термопрофили связывают верхний и нижний слои посредством стандартных саморезов ø4,3 мм. Саморезы установлены в каждую волну арочного профиля – в нижнем слое в верхнюю полку, в верхнем слое в нижнюю полку.
Для проверки адекватности исследуемой математической модели арочного покрытия проводилось нагружение покрытия системами сосредоточенных нагрузок с измерением радиальных перемещений прогибомерами системы Максимова в сечениях 50, 100, 150 единиц (вся длина арки составляет 200 единиц или 200 шагов интегрирования).
Нагружение производилось ступенчато с последующей ступенчатой разгрузкой, производимой в обратном порядке. Точность измерения перемещений составляла 0,01 мм (цена деления индикатора часового типа ИЧ – 100).
Рисунок 3. Схема нагружения
Результаты испытаний приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты испытаний
№ этапа загру- жения |
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СЕЧЕНИЯХ АРКИ, мм |
||||||||
50 |
100 |
150 |
|||||||
теория |
эксперимент |
% расхождения экспенримента относительно теории |
теория |
эксперимент |
% расхождения экспенримента относительно теории |
теория |
эксперимент |
% расхождения экспенримента относительно теории |
|
0 |
0 |
0 |
0.0 |
0 |
0 |
0.0 |
0 |
0 |
0.0 |
1 |
17.1 |
23.5 |
27.2 |
-37.2 |
-40.3 |
7.6 |
16.7 |
23.5 |
28.9 |
2 |
2.7 |
5.6 |
51.7 |
-36 |
-39.1 |
7.9 |
32 |
38 |
15.7 |
3 |
19.5 |
21 |
7.1 |
-35.7 |
-36.8 |
2.9 |
17 |
21 |
19.0 |
4 |
3.5 |
8.5 |
58.8 |
-32 |
-34 |
5.8 |
26 |
31.5 |
17.4 |
5 |
12 |
17 |
29.4 |
-27 |
-29 |
6.9 |
15 |
17 |
11.7 |
6 |
35 |
38 |
7.8 |
-77 |
-80 |
3.7 |
34 |
38 |
10.5 |
5 |
18.6 |
17 |
-9.4 |
-34 |
-29 |
-17.2 |
15.5 |
17 |
8.8 |
4 |
6 |
8.5 |
29.4 |
-36 |
-34 |
-5.8 |
36 |
31.5 |
-14.2 |
3 |
21.4 |
21 |
-1.9 |
-38.6 |
-36.8 |
-4.8 |
25 |
21 |
-19.0 |
2 |
6.2 |
5.6 |
-10.7 |
-40.5 |
-39.1 |
-3.5 |
46 |
38 |
-21.0 |
1 |
20 |
23.5 |
14.8 |
-40 |
-40.3 |
0.7 |
31 |
23.5 |
-31.9 |
0 |
3 |
0 |
|
-2.8 |
0 |
|
7.5 |
0 |
|
Максимальная суммарная нагрузка в эксперименте превышала 40 Кн (включая собственный вес арки). Максимальные расчетные нормальные напряжения составляли 135 МПа. Значительные расхождения ряда экспериментальных и расчетных значений перемещений (таблица 1) следует отнести на накопленные неточности, связанные с:
· погрешностями сборки и установки конструкции в целом;
· погрешностями взвешивания грузов;
· погрешностями координат установки грузов;
· погрешностями геометрии арки в целом и рядом других неточностей.
В целом эксперимент показал удовлетворительную для инженерных расчетов точность вычисления прогибов арочного покрытия. Это дает право использовать данную математическую модель арочного покрытия для проведения вариантных расчетов с целью поиска оптимальных соотношений геометрических параметров арок применительно к конкретным внешним нагрузкам.