Статья:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

Конференция: XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 3. Информационные технологии

Выходные данные
Ковнацкий Э.Р., Кузьмин Д.С., Филь А.Е. [и др.] РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/8(15).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

Ковнацкий Эдуард Романович
студент Дальневосточного Федерального Университета, РФ, г. Владивосток
Кузьмин Дмитрий Сергеевич
студент Дальневосточного Федерального Университета, РФ, г. Владивосток
Филь Александр Евгеньевич
студент Дальневосточного Федерального Университета, РФ, г. Владивосток
Коровицкая Дарья Андреевна
студент Дальневосточного Федерального Университета, РФ, г. Владивосток
Сергеева Ирина Викторовна
научный руководитель, доц. Дальневосточного Федерального Университета, РФ, г. Владивосток

 

Социально-экономические и политические условия развития общества выдвигают реальные и жесткие требования к профессиональному уровню специалистов, конкурентно-способных на рынке труда и устремленных к эффективной профессиональной самореализации. На первый план по своей актуальности выходит проблема профессиональной компетентности и ее формирования у будущих специалистов [4; 8]. Конкурентоспособный специалист — это личность, обладающая гибким мышлением, готовая к постоянному профессиональному росту.

Общество нуждается в специалистах, умеющих самостоятельно работать с информацией, совершенствовать свои знания и умения в различных областях, приобретая новые знания, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Однако не многие специалисты способны эффективно осуществлять межкультурный, научный обмен и профессиональное взаимодействие. Основой для повышения активной роли студентов должна быть коммуникативная компетентность, формируемая в процессе профессиональной подготовки.

При изучении предмета инженерная и компьютерная графика студентами специальности нефтегазовое дело проведены исследования, направленные на развитие у студентов самостоятельности и коммуникативных качеств и повышение эффективности изучения предмета. Для исследований поставлено несколько целей:

  1. Исследование эффективности использования графической среды AutoCAD, как мотивирующего средства для самостоятельного и опережающего обучения;
  2. Развитие у студентов навыков профессиональной коммуникации с использованием возможностей программы AutoCAD для организации группового творческого общения;
  3. Использование программы AutoCAD, включая демонстрации, контроль заданий и др. для эффективности изучения предмета;
  4. Исследование активности студентов в процессе коммуникативного общения в группах и со студентами старших курсов.

На протяжении последних 10 лет для студентов инженерных специальностей ДВФУ действует научный кружок по компьютерной графике. Задачами его являются мотивация к самостоятельному изучению программы AutoCAD для повышения качества изучения инженерной графики, привлечение студентов к научным исследованиям, развитие у студентов важных профессиональных качеств.

Исследования начинались с появлением у студентов затруднений при выполнении индивидуальных заданий с пространственным воображением или составлением алгоритма решения задач. Важная роль для достижения положительного результата на этом этапе исследований принадлежит коммуникативному умению педагога [5; 489]. Необходимое взаимопонимание студентов и преподавателя было достигнуто в работе научного кружка при демонстрации графических форм и преимуществ AutoCAD. Наблюдая демонстрации 3D моделей с построением линий пересечения различных поверхностей вращения плоскостями и решением тех же задач по алгоритму в 2D с использование графической программы AutoCAD, активные студенты получали мощную мотивацию [5; 118]. Затем они знакомились с основными базовыми сведениями работы в AutoCAD и решали оформлять индивидуальные графические задания в AutoCAD [2; 13].

Затем начиналась их самостоятельная работа [5; 136]. Они оценивали ее, сравнивая с оформлением заданий традиционным способом, выполняли анализ, делали выводы. Результаты исследований они предоставляли научному руководителю [5; 103]. При более глубоком освоении программы и приобретении навыков решения задач с ее использованием они дали соответствующую оценку преимуществу работы в AutoCAD. Свои положительные отзывы они передавали своим однокурсникам [5; 144]. Их самостоятельная работа переходила в стадию обмена информацией и постановкой новой целей помощи однокурсникам. Ведущая роль работы кружка отводилась активным студентам, которую они охотно брали на себя. В кружок вливались новые студенты, считающие важной находкой возможность увидеть контроль построения линии пересечения поверхностей на демонстрации 3D моделей [2; 316].

Большую роль в мотивации студентов выполняли студенты второго курса той же специальности. Свой опыт изучения предмета с применением информационных технологий они охотно передавали первокурсникам, демонстрируя возможности AutoCAD при решении задач начертательной геометрии и оказывая помощь в составлении алгоритма решения задач.

Первокурсники не только переняли их опыт, но и самостоятельно находили другие способы изучения предмета. Одни активно самостоятельно изучали AutoCAD, используя видео уроки [2; 382]. Другие студенты находили в интернете алгоритмы решения трудных задач. Однако для системного изучения предмета все студенты проходили контроль преподавателя, получали консультации по нужным темам, использовали учебную и справочную литературу [5; 99].

В 2013—14 учебном году в исследованиях начался новый этап коммуникации. Под руководством преподавателя и с учетом мнений всех студентов были организованы набольшие группировки отстающих студентов под руководством тех, кто успешно выполнил первые задания в среде AutoCAD. Далее коммуникационное общение снова перешло в управление студентами. Их инициатива заключалась в объединении лидеров групп, знающих AutoCAD и хорошо усвоивших начертательную геометрию без него. Свои объяснения решения заданий они проводили, специализируясь на различных темах начертательной геометрии: одни объясняли решение метрических задач [1; 54], другие построение линий пересечения поверхностей [1; 38] с демонстрацией решения в AutoCAD.

В результате работы в таких творческих группах появлялись новые лидеры из бывших отстающих студентов и тоже начинали помогать отстающим однокурсникам.

После сдачи экзамена преподаватель и студенты сделали анализ групповой работы студентов путем обсуждений и заполнением анкет.

АНКЕТА.

Для студентов специальности нефтегазовое дело.

  1. 1.Какой способ изучения Инженерной и компьютерной графики вы использовали в 1 семестре:
  1. Индивидуально и самостоятельно с использованием литературы по начертательной геометрии;
  2. Индивидуально и самостоятельно с использованием литературы по начертательной геометрии, изучал AutoCADи использовал в решении ИЗ;
  3. Постоянно посещал консультации преподавателя и выполнял ИЗ традиционным способом;
  4. Выполнял ИЗ с репетитором;
  5. Выполнял ИЗ с помощью однокурсников, использующих демонстрацию решения в AutoCAD.
  1. Роль AutoCAD в вашем изучении НГ:
  1. Обходился без него;
  2. С интересом пользовался демонстрацией решений задач в программе преподавателем, однокурсниками;
  3. Имел желание пользоваться, но не имел такой возможности;
  4. Активно использовал AutoCAD для выполнения ИЗ и помощи однокурсникам.
  1. Какой способ изучения НГ на ваш взгляд наиболее эффективный?

Написать своими словами:

  1. Готовы ли вы использовать инновационный способ изучения инженерной графики в небольшой творческой группе студентов с использованием специализации, обменом и анализом информацией?
  1. Готов и выбрал для совместной работы 2-3-х однокурсников;
  2. Хочу, но не знаю, с кем лучше объединиться;
  3. Предпочитаю изучать предмет индивидуально;
  4. Боюсь экспериментировать, лучше консультироваться с преподавателем.

В анкетах студенты помечали выбранный пункт или выражали словами свое мнение. Их заполнили 38 студентов, из них только 2 студента изучали предмет без посторонней помощи, и помогли другим студентам, используя традиционный способ решения задач. Однако с интересом пользовались демонстрацией в AutoCAD преподавателя или однокурсников и считают использование AutoCAD эффективным при изучении предмета. Всего, из числа сильных студентов, оказавшим помощь однокурсником было 9 человек, причем, 6 из них изучили и использовали AutoCAD.

14 студентов воспользовались помощью однокурсников, использующих AutoCAD, а 2 из них оказали помощь другим студентам. Абсолютно все из опрошенных студентов признали применение AutoCAD самым эффективным способом при изучении предмета. Не воспользовались демонстрацией лишь те, кто пропустил много занятий.

Следует отметить, что на указанной специальности обучаются 2 студента из Южной Кореи. Один из них из-за болезни слабо выучил русский язык, оба пропускали занятия. С первых дней занятий однокурсники объясняли им материал на английском языке, учили говорить по-русски. Для них были проведены консультации преподавателя с демонстрацией решений задач в AutoCAD. Студент, плохо знающий русский язык понимал демонстрацию интуитивно и логически, анализируя графическое решение. Второй студент выступил в роли переводчика русско-корейского языка, когда что-то требовалось пояснить первому студенту или преподавателю выяснить, как этот студент усвоил предмет. Использование AutoCAD существенно повысило эффективность консультаций этих студентов.

Интересны исследования и их анализ студента Ковнацкого Э. Помогая однокурснику, он отметил, что в задании построения линии пересечения двух поверхностей нужно было сделать замену плоскостей проекций, затем с новой плоскости проекций переносить точки пересечения. Почти у всех однокурсников, которым он помогал, возникали трудности с выявлением причины данных построений. В этом хорошо ему помог AutoCAD. Решение задания с применением AutoCAD в 2D не дало желаемого результата. Т. к. решение в 3D выполняется быстро. Ковнацкий показал для сравнения два варианта пересекающихся поверхностей, с расположением осей в одной плоскости и со смещением. Когда студент увидел решение во всех проекциях и мог сравнить два варианта, ему стало понятно, для чего нужна замена плоскостей проекций. Эту особенность AutoCAD, Ковнацкий считает одной из самых важных в изучении начертательной геометрии, так как она позволяет выявить причины применения различных методов решения и проверить свои задания. При объяснении другого задания Ковнацкий применил AutoCAD для сравнения двух способов решения, выполненных в различных слоях, что на бумаге сделать невозможно. Этот прием помог ему, донести до однокурсника теоретический смыл алгоритма решения задачи построения угла между прямой и плоскостью. Кроме того, студент предлагал однокурсникам использовать дополнительные виды памяти, например, записывать алгоритм решения заданий для лучшего усвоения теории.

Студенты Кузьмин Д. и Корвицкая Д. проводили занятия с однокурсниками в паре. И каждый из них объяснял те задания и способы объяснения, которые сам лучше усвоил, а также использовали примеры поверхностей из реальной жизни. В результате они пришли к выводу, что им не хватало умений использования методических приемов и опыта для передачи знаний. В таких случаях педагог должен ненавязчиво делиться своим педагогическим опытом [5; 99].

Все студенты, которые помогали однокурсникам изучать начертательную геометрию, пришли к выводу, что это не только интересно, но и полезно, т. к. дает возможность обеим сторонам лучше изучить не только сам предмет, но и усвоить AutoCAD, углублять знания программы самостоятельно. Кроме того, развивается чувство ответственности, необходимое будущим специалистам.

Замечено также, что при выполнении демонстраций в AutoCAD преподавателем части студентов было достаточно одних наблюдений, чтобы лучше понять и изучить начертательную геометрию. Совершенно единогласное мнение всех студентов этой специальности: применение AutoCAD для изучения предмета дает только положительные результаты, причем, по их мнению, лучше изучать программу, как можно, раньше и все задания выполнять в AutoCAD. Исключением может быть только решение задач в рабочей тетради.

Во втором семестре студенты активно использовали AutoCAD, приобретая навыки выполнения сборочных соединений во время лабораторных работ и выполнения индивидуальных заданий. По результатам анкетирования половина из них выбрала групповой метод выполнения общих работ.

Поставленные цели полностью выполнены. Изучены отчеты исследований студентов, при собеседовании выполнен совместный анализ. Отобраны варианты заданий для подробного описания их решения традиционным способом и с использованием AutoCAD в пособии «Пересечение поверхностей». Рассмотрены пожелания студентов для повышения эффективности изучаемого предмета, которые в дальнейшем будут учитываться. О своих исследованиях студенты готовят доклады для участия в студенческих конференциях и демонстрации по различным темам. Они также готовы охотно передавать полученный опыт коммуникации в изучения предмета студентам набора 2014—15 г. обучения.

 

Список литературы:

  1. Бут Л.В., Грицкевич Е.О., Давыдов С.И., Каулин М.И., Павлюченко Ю.Н. и др., Начертательная геометрия: краткий курс, Владивосток: ДВГТУ, 2006. — 146 с.
  2. Орлов А., AutoCAD 2014, Москва — Санкт-Петербург.: Питер, 2014. С. 384.
  3. Сергеева И.В., Журавлев А.Е., Карпов Г.М., Опыт использования информационных технологий в самостоятельной работе студентов технической специальности, Материалы XV Международной научно-практической конференции «Перспективы развития информационных технологий», Новосибирск, 2013.
  4. Сорокоумова Е.А., Педагогическая психология, СПб.: Питер,2009. С. 176.