Статья:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МОНЕТИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 3. Информационные технологии

Выходные данные
Мальцев А.А. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МОНЕТИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/11(18).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МОНЕТИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Мальцев Алексей Андреевич
студент национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики», РФ, г. Пермь
Дерябин Александр Иванович
научный руководитель, канд. техн. наук, доц. кафедры ИТ в бизнесе национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики», РФ, г. Пермь

 

Введение.

Мы живём в мире, где одним из ценнейших ресурсов является информация, а одной из самых важных способностей — умение обрабатывать эту информацию и использовать её. Во много нам в этом помогают компьютерные программы. С появлением переносных компьютеров и мобильных телефонов, мы имеет доступ к ПО в любом месте, а с появлением Интернета теперь даже не нужно иметь установленную копию ПО на своём компьютере.

Программное обеспечение является результатом интеллектуального труда, и, как любой за любой полезный и нужный труд, автор имеет право получать денежное или иное вознаграждение.

Развитие IT индустрии в России активно набирает обороты. Это напрямую связанно с увеличение активных пользователей Internet. Поэтому структура IT рынка смещается от производства и продажи аппаратного обеспечения в сторону предоставления услуг.

И хотя «рынок глобальных интернет проектов» уже поделён между крупными игроками и конкуренция там слишком высока, существуют ниши, в которых ещё есть место для свободного развития.

На сегодняшний день основными популярными способами монетизации сервисов и ПО являются:

  • Подписка: оплата за постоянное использование ПО.
  • Расширенная подписка: бесплатное предоставление базового функционала, в то время как за дополнительные возможности взимается плата.
  • Разовая покупка товаров и услуг: пользователи покупают те товары и услуги, которые хотят.
  • Виртуальные товары: в отличии от разовой попки товаров и услуг, при данном способе монетизации пользователи покупают виртуальные товары, которые не дают никаких реальных преимуществ.
  • Медийная и контекстная реклама: наиболее популярный способ монетизации, который обеспечивается размещением рекламы за деньги. В то же время данный способ приносит доход только при большой пользовательской базе.
  • Партнёрские программы: привлечение новых клиентов за определённую плату и получение процентов от совершённых этими пользователями покупок.

Цифровая реклама.

Реклама на данный момент является широко используемым методом монетизации программного обеспечения и сервисов. Её внедряют через различные каналы, различными способами в различные IT-проекты. Предоставлением виртуальных рекламных площадей зарабатывают как гиганты интернет-индустрии, так и небольшие сайты или блоги с относительно небольшим трафиком, а так же большинство бесплатного программного обеспечения. Большое количество видов IT-проектов породило различные видов цифровой рекламы.

Медийная реклама — размещение текстовых или графических маркетинговых материалов на веб-сайтах, представляющих собой рекламную площадку. Во многом подобна рекламе в печатных СМИ. Впрочем, присутствие у баннера, гиперссылки, способности применения анимационного изображения, и так же технологии вставки динамически-изменяемого объекта с использованием Flash/JavaScript/Java, в большой мере расширяют влияние медийной рекламы. Нередко медийная реклама предстаёт в форме баннерной рекламы.

Контекстная реклама — размещение текстовых или графических рекламных материалов на контекстных площадках. С использованием специального алгоритма, рекламные сервисы вычисляют контекст рекламной площадки и подбирают соответствующий рекламный материал. Веб-приложение может отслеживать и анализировать поведение того или иного пользователя, определять его предпочтения и предлагать наиболее релевантную этим предпочтениям рекламу.

Подвидом данного вида рекламы является «Поисковая реклама» в которой указанное выше соответствие определяется поисковым запросом. Так же контекстная реклама активно используется интернет-магазинами, например OZON.ru. Алгоритм отслеживает ваше перемещение по сайту, запоминает ваши действия, анализирует их и в дальнейшем в самом начале списка показывает те товары, которые могли бы быть, по-мнению программы, наиболее интересными для конкретного пользователя.

Поисковая реклама — размещение текстовых или графических рекламных материалов рядом с результатами поиска на сайтах поисковых систем, либо на сайтах партнеров, предлагающих пользователю функцию поиска. Демонстрация тех или иных рекламных сообщений зависит от поискового запроса пользователя. Зачастую, поисковая реклама имеет форму текстовой контекстной рекламы.

Гео-контекстная реклама — под гео-контекстной рекламой чаще всего понимают рекламу в мобильных устройствах с учётом местоположения пользователя, хотя та же реклама на веб-картах (например, Google Maps, Яндекс. Карты, Карты@Mail.ru) так же может быть отнесена к разряду данного вида рекламы. Рекламные сообщения показываются пользователю при просмотре участка карты с учётом контекста запроса. Например, можно просмотреть все магазины электронной техники для просматриваемого района.

Так же этот вид рекламы используется и в ГИС, например в популярной программе ДубльГИС (на момент написания последняя версия ПО 2Gis — 3.14.9) при просмотре участка карты пользователь видит небольшие окна в стиле диалогового сообщения, содержащее внутри основной части рекламный баннер, а острым краем прикреплённое к зданию, где располагается один из отделов предприятия.

Так же одним из видом рекламы является рассылка рекламных предложений на Email пользователя или на аккаунт в социальной сети. К сожалению, такой вид рассылок, которые пользователи не могут обойти стороной (единственный способ прекратить рассылку — отписаться от неё или заблокировать Email отправителя) породил нелегальный и знакомый до боли большинству пользователям сети Интернет СПАМ. На данный момент у большинства компаний-поставщиков услуг электронной почты существуют специальные инструменты, фильтрующие поток СПАМа.

Реклама может приносить действительно большие доходы и быть основным способом заработка для IT-проекта. Для достижения максимального эффекта для проекта должен быть подобран наиболее подходящий вид рекламы, который бы отлично вписался в контекст самого проекты, и способ её (рекламы) размещения.

Существует достаточно много методов внедрения рекламы в различные IT-проекты. Ниже будут описаны те рассмотрим лишь те моменты, которые, на момент написания статьи, являются неэтичными по-отношению к пользователям:

  • Всплывающие окна (pop-up уведомления) на веб-старницах. На сегодняшний день большинство веб-браузеров предоставляют инструменты для отключения всплывающих окон.
  • Окна и баннеры, которые приходится закрывать, чтобы увидеть содержимое сайта.
  • Отвлекающая анимированная реклама (например, мигающая или звуковая).
  • Большое количество рекламы, не соответствующее ценности сайта для посетителей.
  • Использование очень «тяжёлого» для трафика контента (изображения, музыка, Flash-анимация)
  • Замедление работы компьютера, особенно с баннерами написанными на Flash (некоторые сайты загружаются в несколько раз быстрее без данного вида рекламы).
  • Маскировка рекламы под что-то другое.
    • Маскировка рекламы под «сообщение операционной системы об ошибке».
    • Показ рядом с полезными ссылками рекламы, похожей на такие ссылки (частный случай контекстной рекламы, например, у поисковых систем или случайно при использовании сторонних служб распространения рекламы).
  • Использование социальными сетями в рекламе своего и чужого имён, действий и данных своих пользователей.
  • Использование сайтов-сателлитов, расположенных на других доменах, но содержащие фрагменты информации с основного сайта. Создаются владельцем исходного сайта с целью увеличения количества входящих ссылок или получения нескольких позиций в поисковой выдаче

Так же реклама может поставляться через специальные удалённые службы, которые могут в любое время изменить содержание показываемой рекламы без предварительного согласования с владельцем сайта.

Обычно при планировании места и способов внедрения рекламы на сайт или в приложение стараются следовать правилам хорошего тона и избегать вышеперечисленных моментов.

Платные услуги.

Подписка.

Модель, с ежемесячной оплатой достаточно распространена, считается восточной моделью монетизации, из-за того, что использовалась в корейских играх. Основополагающий принцип заключается в том, что для продолжения использования продукта необходимо его оплатить, при этом в модели с обычной подпиской, все пользователи ежемесячно оплачивают использование сервиса.

Таким способом монетизации пользуются системы управления задачами и SaaS (System As A Service — Система Как Сервис) сервисы. Стоит заметить, что, на текущий момент, множество сервисов использует не просто подписку, а модель расширенной подписки, с бесплатным пробным периодом.

Расширенная подписка. Пользователи получают базовый функционал бесплатно, а за дополнительные опции взимается плата. Обычно существует наряду с возможностью пользоваться сервисом бесплатно, при этом покупатели подписки получают некоторые преимущества перед обычными пользователями:

  • Большое количество места для хранения данных.
  • Неограниченный срок использования.
  • Возможность быстрее совершать какие-либо операции.
  • Рассмотрение возникающих проблем в ПО в особом порядке.

Разовая покупка услуг.

Покупка услуг или товаров, при необходимости этих товаров. Обычно используется в тот момент, когда пользователю нужна эта услуга, например возможность создать новый проект, купить минуты разговора, заказать футболку или кроссовки в интернет-магазине. Пользователь может покупать как одну единицу товара, так и пакет услуг, включающий в себя набор элементов, например кружка в подарочной упаковке с доставкой. Данный вид монетизации применяют сотовые операторы, сервисы рассылок электронной почты и интернет магазины.

Продажа виртуальных товаров.

Кроме продажи реальных товаров и услуг можно продавать виртуальные, например «сердечки», «собачки», «бэйджи». Их основное отличие в том, что они не дают реальных преимуществ, а дают лишь статус или являются украшением для пользовательского аккаунта. Также такие товары можно распространять, как поощрение или благодарность самым активным пользователям.

Получение комиссии с продаж.

Данный способ используется сервисами посредниками, и заключается в получении процента с каждой продажи основного сервиса. В целом можно разделить проекты с этой системой монетизации на 2 большие категории:

  • Платежные системы, которые получают определённый процент с каждой продажи.
  • Lead генераторы которые получают определённый процент с привлеченных пользователей.

Заключение.

При проектировании стартапа или даже любого сервиса или ПО, которым должно будет пользоваться много людей, всегда нужно рассчитывать, чем будет жить и радовать вас ваш программный продукт. Иначе, зачем вам будет нужны его создание и дальнейшая поддержка? Сомневаюсь, что одного только душевного удовлетворения вы будете создавать нечто крупное. Для обеспечения жизнеспособности программы или сервиса необходимы денежные и временные вложения и традиционно автор или владелец ожидают как минимум симметричный ответ. Для того, чтобы прибыль не разочаровала вас, необходимо, помимо идеи и цели ПО, продумать способ получения прибыли. Чем больше прибыль, тем больше вы заинтересованы в дальнейшей разработке и поддержке, и тем дольше вы сможете радовать вашу аудиторию.

 

Список литературы:

  1. Adware — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Adware (Дата обращения: 20.03.2014).
  2. Коммерческое программное обеспечение — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Коммерческое_программное_обеспечение (Дата обращения: 20.03.2014).
  3. Кто возьмёт билетов пачку… или о монетизации игровых приложений — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://habrahabr.ru/ URL: http://habrahabr.ru/post/222051/ (Дата обращения: 20.03.2014).
  4. Методы монетизации интернет проектов — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://habrahabr.ru/post/158951/ (Дата обращения 09.04.2014).
  5. Халид Салех, Айят Шукайри Повышение конверсии веб-сайта. — М: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 320 с.