РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Секция: 3. Информационные технологии
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Смена исторических эпох
определяется сменой
коммуникационных технологий...
В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г.М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил новое подтверждение. Информационные и коммуникационные технологии расширяют границы таких основных понятий, как знание и язык [1].
Представление о важных функциях понятия языка — получении и передаче с его помощью знания — сложилось исторически: язык — особенная, можно сказать даже неповторимая система рычага. Помимо языка, для получения определенных знаний, их хранения и передачи, человек искал и находил средства, которые оказывали существенное влияние на жизнь общества. Жесты, речь, письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet — вот наиболее впечатляющие и удивительные вехи эволюции в передаче знаний.
Это способствует росту мировой информационной сфере, при этом можно заметить, что система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, торговля, банковская система, реклама и т. п. Особое место во внедрении сетевых технологий принадлежит высшему образованию (например, в открытом, дистанционном образовании). В то же время высшие учебные заведения встречаются в своей работе с определенными несогласиями, практически неразрешимыми в рамках их современном строении [2].
Под информационной технологией понимают способ и средства сбора, передачи и представления информации для приобретения новых сведений об изучаемом объекте расширяющих знания людей.
Все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможно представить без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в актуальном понятие информационная технология обучения — это педагогические технологии, применяющиеся специальные приемы, например, компьютеры, аудио-, кино , телекоммуникационные сети, для работы с информацией. И смысл информационного образования заключается в построении как для педагогов, так и для обучаемых специальных благоприятных условий для произвольного доступа к культурной, учебной и научной информации [3].
Такое развитие мировой экономики и быстрый научно-технический прогресс способствует тому, что в последнее время развивается возможность дистанционного доступа к образовательным ресурсам. Следует заметить, что дистанционное обучение становится преобладающим перед очным обучением в образовательных организациях.
Дистанционная форма обучения — получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации [5]. Системы дистанционного обучения в современном мире становятся актуальными не только для высшего или профессионального образования. Эти методы предполагается использовать и для профильного обучения обучающихся старших классов. Как принято программы дистанционного образования устремлены на организацию максимально широкого доступа к нему и имеют нечеткие требования к качеству обучения [4].
Moodle — это программное, можно сказать творение, позволяющая создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet. Это постоянно прогрессирующая система, основанная на теории социального направления.
Moodle — это среда дистанционного обучения с открытым исходным кодом. Возможности Moodle выдерживают сравнение с известными коммерческими СДО (система дистанционного обучения), а в некоторых случаях и превосходят их.
В системе Moodle имеется возможность хранить и выполнять электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Вследствие того, что доступ к Moodle совершаются через Интернет или другие сети, обучающиеся могут находится в любом месте и осваивать материал в собственном темпе.
Широкие возможности для коммуникации — одна из самых сильных сторон Moodle.
В собрании можно проводить различные обсуждение по темам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов, обсудить конкретную проблему с преподавателем лично.
Рассылки быстро информируют всех участников курса или отдельные группы о данных событиях.
Moodle разрабатывает, сохраняет портфолио каждого обучающегося: все сданные им деятельности, труды, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет следить «посещаемость» — активность студентов, время их учебной работы в сети [6].
В итоге, преподаватель тратит свое время более результативно, плодотворно. Преподаватель может создать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять и сделать анализ, насколько обучающиеся освоили тему, и порекомендовать материал для дальнейшего исследования.
На базе СиБашГУ и БашГУ используется программа Moodle для организации дистанционного обучения. Программа Moodle предполагает изучение лекций, использование презентаций, видео. Затем провести контроль знаний (опрос или тест) и переходить на новую тему, раздел. Программа дает возможность проверить знания обучающихся по отдельной теме, разделу, модулю, дисциплине, отсюда следует, что с программой Moodle преподаватели проводят дя себя исследования, анализ знания по пройденной теме.
Стремительно развиваясь, дистанционные образовательные технологии (ДОТ) позволяют человеку использовать новые возможности в организации учебного процесса, не быть территориально привязанным к определенному учебному заведению, учится в удобное для себя время. Внедрение обучения на определенном расстоянии обусловлено и тем, что оно стало не только средством получения знаний, но также и инструментом борьбы за рынок производства и потребления образовательных услуг.
Работа и обучение сегодня — можно сказать синонимы: профессиональная деятельность, навыки стареют очень быстро, поэтому необходимо их постоянное улучшение, другими словами прогресс — что и означает открытое образование. Внедрение новых инфокоммуникационных технологий в учебный процесс является одним из ведущих резервов улучшения эффективности непрерывного образования. Для личности, обладающей высокой информационной культурой необходимо формирование навыков применения полученных знаний в дальнейшей практической деятельности.
Список литературы:
- Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании»: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Кастро К., Альфтан Т «Компьютеры во внешкольном образовании» // Перспективы: вопросы образования. — М., 1991. — № 2.
- Гершунский Ф.С. «Философия образования» — М., 1998.
- Дьяконов В., Новиков Ю., Рынков В. «Компьютер для студентов» — СПб., 2000.
- www.otherreferats.allbest.ru.
- http://docs.moodle.org/ru9E_Moodle.