ПРИМЕР ГЕОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СКВАЖИН НА ПРИМЕРЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПРИДОРОЖНОЕ
Секция: 14. Ресурсосбережение
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
ПРИМЕР ГЕОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СКВАЖИН НА ПРИМЕРЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПРИДОРОЖНОЕ
Месторождение Придорожное расположено в 374 км к северу от г. Шымкент на территории Казахстана, входит в Чу-Сарысуйскую газоносную область. Открыто в 1971 г., находится в стадии разведки. Присводовая часть складки осложнена разрывным нарушением амплитудой до 500 м. В апреле 2014 г. были проведены геолого-технологические исследования скважины месторождения Придорожное. Геолого-технологические исследования скважин — комплексные исследования содержания, состава и свойств пластовых флюидов и горных пород в циркулирующей промывочной жидкости, также характеристик и параметров технологических процессов на различных этапах строительства скважин с привязкой результатов исследований ко времени контролируемого технологического процесса и к разрезу исследуемой скважины [1, с. 29]. Разведочная скважина Придорожное заложена с целью разведки и оценки газовой залежи PZ+PR, D3fm, C1v3, а так же характера насыщения пластов-коллекторов. Геолого-технологические исследования проводились станцией геолого-технологических исследований типа: «СИРИУС» в интервале 309—1170 м. Технологические исследования проводились в целях обеспечения безаварийной проводки скважины. Контроль бурения в интервале 309—1170 м проводился с помощью станции ГТИ «СИРИУС». Операторский состав станции в режиме реального времени осуществляет регистрацию и компьютерную обработку геолого-технологической информации. Проходка скважины Придорожное осуществлена в основном в соответствии с технологическим проектом. Исключение — ликвидация осложнения — самопроизвольное искривление скважины при забое 926 м по данным инклинометрии 3.9°. График строительства скважины представлен на рисунке 1. График проходки и продолжительности рейсов скважины представлен на рисунке 2. График изменения механической и рейсовой скорости с глубиной, изменения проходки на долото в зависимости от глубины забоя и типоразмера долота приводятся на рисунках 3, 4. По всему разрезу производился отбор и исследование шлама. Шаг отбора 1—5 м. Следует иметь в виду, что описание шлама и керна является предварительным оперативным и не опирается на лабораторные исследования (гранулометрический анализ, микроописание шлифов и пр.), которые являются необходимыми для достоверного определения литологии пород. Стратиграфические границы определяются на основании литологического расчленения и механической скорости бурения.
Рисунок 1. График строительства скважины
Рисунок 2. График проходки и продолжительности рейса
ГТИ проводятся непосредственно в процессе бурения скважины, без простоя в работе буровой бригады и бурового оборудования; решают комплекс геологических и технологических задач, направленных на оперативное выделение в разрезе бурящейся скважины перспективных на нефть и газ пластов-коллекторов, изучение их фильтрационно-емкостных свойств и характера насыщения, оптимизацию отбора керна, экспрессное опробование и изучение методами ГИС выделенных объектов, обеспечение безаварийной проводки скважин и оптимизацию режима бурения [1, с. 8].
Рисунок 3. Изменение проходки на долото в зависимости от глубины забоя и типоразмера долота
Рисунок 4. Изменение механической и рейсовой скорости с глубиной
Геолого-технологические исследования в нефтяных и газовых скважинах проводятся для достижения следующих целей:
· оптимизация и контроль технологических процессов на всех этапах строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации скважин;
· обеспечение безопасного проведения работ;
· изучение геологического разреза;
· обеспечение высокого качества и технико-экономических показателей строительства скважин;
· выполнение природоохранных требований [1, с. 29].
Проводка скважины до 1170 м осуществлена в соответствии с проектом. Исключение — ликвидация осложнения — самопроизвольное искривление скважины при забое 926 м по данным инклинометрии 3.9°. При бурении скважины Придорожное основная возможность снижения нерационального использования времени связана с предотвращением осложнений и аварийных ситуаций (9.9 %). Глубины залегания горизонтов и выделенных пластов должны уточняться с привлечением данных ГИС. Расхождение в глубинах горизонтов и продуктивных пластов по данным ГИС и ГТИ не превышает 2 м.
По составу газа по палеткам РАГ (раздельный анализ газа), методу флюидных коэффициентов (соотношениям Пикслера, ОПУС3, Методу X-log, соотношениям Старосельского) и методу базовых треугольников явных признаков насыщения УВ не обнаружено. В процессе проводки скважины Придорожное операторским составом своевременно выдавались рекомендации и предупреждения. Служба ГТИ является рекомендательной. Управление процессом бурения, принятие решений осуществляется буровой организацией совместно с супервайзерской службой заказчика. Основными осложнениями процесса бурения явились посадки и затяжки при СПО. При забое 926 м — осложнение — самопроизвольное искривление скважины до 3.9°.
Список литературы:
1. Лукьянов Э.Е. Геолого-технологические и геофизические исследования в процессе бурения — Новосибирск: Издательский Дом «Историческое наследие Сибири», 2009 — 752 с.