Статья:

СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ДИАГНОСТИКИ ВИТКОВОГО ЗАМЫКАНИЯ ОБМОТКИ РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СИГНАЛОВ ОТ ШТАТНЫХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ

Конференция: XXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 18. Электротехника

Выходные данные
Лиясова О.В. СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ДИАГНОСТИКИ ВИТКОВОГО ЗАМЫКАНИЯ ОБМОТКИ РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СИГНАЛОВ ОТ ШТАТНЫХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/3(22).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 34 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ДИАГНОСТИКИ ВИТКОВОГО ЗАМЫКАНИЯ ОБМОТКИ РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СИГНАЛОВ ОТ ШТАТНЫХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ

Лиясова Ольга Владимировна
студент Томского Политехнического Университета, РФ, г. Томск
Полищук Владимир Иосифович
научный руководитель, канд. техн. наук, доц. Томского Политехнического Университета, РФ, г. Томск
 

Витковые замыкания (ВЗ) в обмотке ротора турбогенераторов (ТГ) являются распространенными [1, с. 17] и в тоже время трудно поддающимися мониторингу неисправностям [2, с. 5]. Трудности диагностирования ВЗ обмотки ротора в рабочих режимах генератора связаны, прежде всего, с физикой возникновения замыкания, поскольку замыкание, как правило, является не «металлическим» т. е. витки замкнуты через переходное сопротивление. Само замыкание, может носить перемежающий характер [3, c. 21]. Падение напряжений межу соседними витками находится на уровне 1…3 В и следовательно нет условий для возникновения электрической дуги. Влияние ВЗ на изменения токов и напряжений в роторе и статоре незначительно 1.2 %. Тем не менее, основываясь на имеющейся зависимости между магнитодвижущей силой (МДС)  и величинами реактивной мощности Q, разработан способ выявления ВЗ в обмотке ротора ТГ. Данный способ заключается в том, что путем использования математической модели ТГ по измеряемым текущим параметрам статора производится расчет эталонного тока ротора, который должен соответствовать определенному режиму работы ТГ. При возникновении ВЗ возникает несоответствие между расчетным и фактическим значением тока ротора. Целью данной работы является изложение материала по исследованию возможности построения системы технической диагностики по выявлению ВЗ в обмотке ротора ТГ.

Исследование способа выявления ВЗ обмотки ротора на ранней стадии развития дефекта были использованы экспериментальные данные параметров, снятых с ТГ ТВВ-500-2УЗ Экибастузской ГРЭС-1.

Принцип построения способа выявления ВЗ представлен структурной блок-схемой (рис. 1), которая состоит из датчиков. В первом блоке содержится обработка параметров теплового состояния генератора для n-го режима текущей нагрузки, также для этого режима в четвертом блоке производится обработка электрических параметров (S, Ic, cosϕ, sinϕ). Обработка исходных, дополнительно рассчитанных и обработанных данных ТГ, которые поступают из 1 и 4 блоков для расчета количества короткозамкнутых витков и эталонного тока ротора, осуществляется в пятом блоке. Состояние генератора отображается на экране монитора в шестом блоке, 7-блок индикации. Во втором блоке установлены датчики температуры, в третьем — датчики тока и напряжения.

 

Рисунок 1. Принцип построения ВЗ

 

Предварительно в базу данных вносят для каждого ТГ заводские номинальные данные, данные последних испытаний на нагревание, калибровочные данные индукционных датчиков тока ротора и данные расчетов тока ротора на нагрузочной характеристике возбудителя (для бесщеточной системы возбуждения): P — активная мощность, Q — реактивная мощность, U — напряжение, f — частота тока, Ipн — номинальный ток ротора, n — количество витков обмотки ротора, xd* — продольное переходное индуктивное сопротивление генератора, r15 — сопротивление обмотки ротора по постоянному току при температуре 15°, Ifa — расчетное значение тока реакции статора, Ifk — значение тока возбуждения по ХКЗ, который соответствует номинальному току статора, x.x.x. — характеристика холостого хода, x.к.з. — характеристика короткого замыкания. Далее производят расчет Ipн и других дополнительных параметров, которые в последующем вносят в базу данных. Снимают электрические параметры с ТГ: P — активная мощность, Q — реактивная мощность, U — напряжение статора, f — частота тока и Ipизм — ток ротора (при наличии непосредственного измерения тока ротора, при отсутствии измеряют другими косвенными методами). В завершении рассчитывается текущий эталонный ток ротора по математической модели (рис. 2).

 

Рисунок 2. Расчетные формулы

 

Количество короткозамкнутых витков определяется по формуле:

                                                               (1)

где:  — замкнувшееся количество витков, — общее кол-во витков обмотки ротора;

— эталонный ток ротора (рассчитанный по параметрамм статора);

— ток ротора, измеренный в текущем режиме.

В случае появления короткозамкнутых витков () срабатывает сигнализация, свидетельствующая о начале появления повреждения в обмотке ротора.

Для определения составляющих характеристик воспользуемся вспомогательной диаграммой Потье.

 

Рисунок 3. Диаграмма Потье

 

Как пример расчета определения короткого замыкания приведем ТГ типа ТВВ-500-2УЗ Экибастузской ГРЭС-1.

1. Предварительно определяется эталонный расчетный ток ротора и коэффициенты приведения параметров статора к обмотке возбуждения ротора при номинальных параметрах статора. Номинальные данные: Р = 500 МВт, Q = 310 MBAp, Uc= 20 кВ, Cosϕ=0,85, f = 50 Гц, n=126 витков, Ifa= 2310 A, I= 2550 A, xdhttp://www.fips.ru/chr/8202.gif*= 0,355, Iрн= 3530 A — расчетное значение номинального тока ротора.

 2.  Далее рассчитывается полная мощность S по формуле:

                                                          (2)

 

3.  Вычисляется поправочный коэффициент kf, учитывающий изменение падения напряжения на расчетном индуктивном сопротивлении рассеивания Потье xp при отклонении текущей частоты fT от номинальной, равной 50 Гц, по формуле:

                                                                  (3)

 

 

4.  Рассчитывается ток статора по формуле Ic:

                                                              (4)

 

 

5.  Определяется sin ϕ угла сдвига фаз между напряжением Uc и током Ic по формуле:

                                                    (5)

 

6.  Определяется xp* — расчетное индуктивное сопротивление рассеяния обмотки якоря, по формуле:

                                                      (6)

 

7.  Определяется xp в именованных единицах по формуле:

                                                  (7)

 

 

8.  Определяется ∆UXp падение напряжения на xp по формуле:

                                                    (8)

 

9.Определяется по исходным данным составляющая тока возбуждения Ifsн, индуктирующая электродвижущую силу ЭДС рассеивания, пропорциональная и равная падению напряжения ∆UXp на индуктивном сопротивлении Потье:

                                                            (9)

 

10.Определяется по начальной прямолинейной части XXX (поясняющая диаграмма Потье рис. 3) коэффициент ks— приведения намагничивающей силы рассеивания или тока рассеяния статора к обмотке возбуждения и соответствующий току ротора I fsн для создания падения напряжения ∆UXp, в режиме короткого замыкания при токе статора, равном номинальному току Iсн по формуле:

                                                        (10)

11.Определяется по ХКЗ (рис. 3) коэффициент — приведения полной намагничивающей силы или номинального тока статора к обмотке возбуждения в режиме короткого замыкания по формуле:

                                                               (11)

 

 

12.   Определяют по XXX и ХКЗ (рис. 3) коэффициент ka— приведения намагничивающей силы или тока реакции статора к обмотке возбуждения в режиме короткого замыкания по формуле:

                                                   (12)

 

 

13.Определяется результирующая электродвижущая сила ЭДС ЕP по векторной диаграмме напряжений генератора (рис. 3) и по формуле:

                                       (13)

 

 

14.Определяется sin(y+ϕ) — угла между векторами EP и IC по формуле:

                                                 (14)

 

15.  Определяется cos (ɣ+ɸ +90°) — угла между составляющими тока ротора по совмещенной диаграмме напряжений и диаграмме намагничивающих сил генератора (по диаграмме Потье рис. 3) по формуле:

                                  (15)

 

16.После этого производится экстраполяция XXX ТГ зависимости If = f(U) для получения полинома:

                                      (16)

 

где: а0-an— коэффициенты полинома.

В режиме холостого хода E=U и ток ротора Ifrj для j-го режима определяется по соответствующей этому току, результирующей ЭДС Epj. Подставив в (16) полученные при экстраполяции XXX коэффициенты полинома, уравнение полинома для конкретного генератора принимает вид:

 

 

 

17. Определяется ток возбуждения Ifrн, по соответствующей этому току результирующей ЭДС Ер=23,59 для номинального режима:

 

 

18.Определяется расчетный номинальный ток ротора I по диаграмме намагничивающих сил генератора рис. 3 по формуле:

                                   (17)

 

 

Полученные дополнительные расчетные данные ks, ka, полиномы с рассчитанными коэффициентами имеют для каждого конкретного генератора вполне определенные значения и вносятся в базу данных блока 5 устройства. Аналогично рассчитываются параметры и для остальных типов ТГ. Далее с помощью устройства рис. 1 рассчитывается эталонный ток ротора в режимах, различных от номинального режима.

Предложенный способ отличается простотой, дает однозначные выводы о наличии витковых замыканий в роторе, не требует дополнительного изменения конструкции ТГ, установки дополнительных измерительных приборов.

 

Список литературы:
1.    Глебов И.Я. Диагностика турбогенераторов / И.Я. Глебов, Я.Б. Данилевский. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989. — 119 с.
2.    Глебов И.Я. Научные основы проектирования турбогенераторов / И.Я. Глебов, Я.Б. Данилевский. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1986. — 184 с.
3.    Самородов Ю. Н. Турбогенераторы: Аварии и инциденты. Техническое пособие. — М.: ЭЛЕКС-КМ, 2008. — 488 с.