Статья:

К ВОПРОСУ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

Конференция: XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 1. Архитектура, Строительство

Выходные данные
Парфенова Э.С. К ВОПРОСУ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/4(23).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

Парфенова Эльвира Сергеевна
магистрант Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Моргун Николай Анатольевич
научный руководитель, канд. архитектуры, проф., советник РААСН, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Третье тысячелетие — это эпоха непрерывных изменений. Меняется мир, и человек меняется вместе с ним. К настоящему времени в мире и, в частности, в России произошла глубокая трансформация социальной и общественной жизни, в результате которой сформировались новые ценности и возникли новые потребности. Произошедшие изменения затронули весь типологический ряд зданий и сооружений. Особенно остро испытали их воздействие торговые здания. Современные экономические, культурные и социальные условия активно способствует изменению и развитию торговых центров, превращая их в новый магнит современной жизни. Стоит отметить, что сам термин «торговый центр» появился во второй половине ХХ века. Согласно исследованиям, американского Urban Land Institute (ULI): «Торговый центр (ТЦ) — это группа торговых и коммерческих точек, расположенных в одном специально обустроенном месте, организованных в соответствии с определенной концепцией и объединенных единой архитектурой, с едиными для всех площадями общего пользования, и которые работают как одно целое и находятся в едином управлении» [4]. Во все убыстряющемся ритме жизни для современного потребителя одним из главных требований становится концентрация большего количества функций в одном месте, возможность одним действием решить несколько задач. Новые потребности определяют концептуально новый подход к факторам конкурентоспособности торговых предприятий. Хотя процесс покупок как таковой уже стал популярным времяпрепровождением, его оказывается недостаточно для продления пребывания покупателей на территории торгового центра. Это вызывает необходимость наполнения его дополнительными функциями, позволяющими получать бытовые, оздоровительные, развлекательные и прочие услуги.

Еще в древности было отмечена важность создания комфортной для потребителя среды, в которой он мог бы легко ориентироваться («…четкая и функциональная структура торговых помещений стала важной особенностью греческих агор, римских форумов и восточных караван-сараев» [3]). Например, в древности рынки рассматривались как важная функциональная часть городского пространства, благодаря которой создается единая городская коммуникативная среда, объединяющая отдельных горожан и их домохозяйства в рамках уникального социального образования. В современных же городах публичные пространства выглядят иначе т. к. они являются площадкой не для общения, а для «смотрения», что в эпоху интернета и социальных сетей делает торговый центр мощным центром притяжения [2].

Первостепенной задачей для любого торгового объекта является привлечение максимального количества потенциальных покупателей. И именно архитектурная среда торгового объекта способствует привлечению покупателей и повышению престижа торгового центра. К этому относится оригинальное архитектурно-пространственное решение интерьера и экстерьера объекта, благоустройство прилегающей территории и учет градостроительных особенностей территории застройки. С развитием торговых зданий происходит их усложнение, превращение их в многофункциональные общественно-досуговые комплексы со сложной структурой, при этом торговая функция остается здесь ключевой.

В России и, в частности, в Ростове-на-Дону проектирование и строительство крупных торговых центров, совмещающих в себе развлекательную, спортивную, оздоровительную и другие общественные функции является относительно новой, но быстро набирающей популярность тенденцией. В отечественной практике настоящий строительный бум на строительство торгово-развлекательных центров разразился в начале XXI века, но, не смотря на высокую популярность данного типа зданий, в отечественной архитектурной практике все еще не сформировано целостное представление о функционально-пространственной организации и градостроительного размещения такого типа торговых центров. Так, нормативным рекомендательным документом в России является пособие к СНиП 2.08.02-89* «Проектирование предприятий розничной торговли», в котором нет рекомендаций по проектированию современных крупных торговых центров, совмещающих в себе сразу несколько функций. Существующий спрос на здания такого типа, в которых вокруг магнита — торговой функции, соединяются и слаженно функционируют развлекательная, административная, бытовая, оздоровительная и даже жилая (гостиницы) и другие функции, требует разработки новых архитектурно-планировочных, конструктивных и градостроительных решений.

Еще в 70-е гг. двадцатого века в мировой практике была отмечена тенденция к укрупнению предприятий обслуживания, их концентрации в крупных комплексах в сочетании с другими учреждениями и предприятиями сферы обслуживания и в тесной взаимосвязи с транспортными устройствами и сооружениями [5].

Анализируя историю архитектурного формирования торговых центров следует отметить, что совершенствование торговой сети, развитие ее материально-технической базы, применение современных методов торговли и повышение культуры обслуживания неразрывно связаны с улучшением проектных решений торговых зданий, совершенствованием их объемно-планировочных и конструктивных решений и требуют внедрения передовых достижений науки и техники в архитектурно-строительную практику. В связи с изменением торгового формата меняются и требования к проектным решениям торговых центров. Для современного потребителя новым магнитом становятся многофункциональные комплексы, где он может одновременно удовлетворить все свои потребности. В связи с этим, торговые центры, будучи не только архитектурными, но и социально-культурными и экономическими объектами испытывают тенденцию к укрупнению. Этот факт был замечен такими исследователями, как А.И. Урбах, Д. Гослинг и Б. Мэйтленд, в 70—80-х гг. двадцатого века, однако наиболее ярко проявился в ХХI веке, когда такие многофункциональные торговые центры стали неотъемлемой частью жизни человека, предлагая различного рода товары в самом современном понимании.

На архитектуру торговых зданий, их функциональное и техническое наполнение влияют три основных фактора:

·     изменения в промышленности, науке и технике, обуславливающие внедрение различного рода нововведений в архитектуру и строительство;

·     потребители, предъявляющие все новые требования к качеству обслуживания (одним из главных требований становится концентрация большего количества функций в одном месте, возможность одним действием решить несколько задач);

·     изменения в самой системе торговли, вызываемые многими другими отраслями народного хозяйства [1].

Это позволяет утверждать, что торговые здания эволюционируют, торговый центр для современного человека превращается в особое место, где сосредоточены не только «торговые ряды», но и целые развлекательные зоны, где проводит выходные вся семья. Торговая функция как магнит притягивает к себе другие функции, таким образом, сосредоточив вокруг себя целый мир, где каждый человек может найти досуг себе по душе.

Для уточнений некоторых положений об архитектурном формировании торгового центра, как «магнита» для современного человека и возможности прогнозирования его функционально-планировочной организации, был проведен анкетный опрос потенциальных посетителей среди разных возрастных категорий населения г. Ростова-на-Дону (табл. 1).

 

Таблица 1.

Анализ анкетного опроса населения по предпочтениям при посещении торговых центров

 

Анкетные данные позволили выявить интересы жителей — потенциальных посетителей различных торговых центров, расположенных в Ростовской области. Выявлено, что они отдают предпочтение многофункциональным торговым комплексам, насыщенным большим количеством вещевых магазинов, магазинов-якорей и развлекательными услугами. С большим отрывом от остальных, наибольшее число голосов получили торговый центр «Мега» (40 %) и мега-центр «Горизонт» (42 %). Респондентов в них привлекает «интересная история «Горизонта» и уютный интерьер», «солидное количество парковочных мест», сосредоточие всех «необходимых магазинов» в одном месте. В ТРЦ «Рио», ТРЦ «Соколе» и ТРК «Золотом Вавилоне» главным магнитом оказались кинотеатры, развлекательная функция, а уже затем функция торговая. Целью посещения торговых центров жители Ростова-на-Дону и Ростовской области в большинстве своем называют вариант: «купить необходимые продукты, одежду, мебель и т. д. и уехать». Однако, многие опрошенные выбрали одновременно выше указанный вариант и варианты: «отдохнуть, провести время с семьей или друзьями в кафе, кино». Так же высок (особенно среди молодежи) процент, выбравших вариант: «побродить просто по магазинам (без задачи купить что-то конкретное), как по музею или парку». Респонденты, работающие в СМИ, отметили, что часто посещают торговые центры по работе, в связи с освещением происходящих там общественно-досуговых мероприятий. Это позволяют утверждать, что современный торговый центр несет в себе не только торговое значение, но превращается в место, наполненное множеством с функций, привлекающие различные группы населения. Наличие многофункциональности в предоставляемых услугах, а также высококачественные архитектурно-планировочные решения интерьеров и экстерьеров создают в совокупности новый вид общественно-досуговой среды современных торговых центров. Это позволяет каждому человеку найти в торговом центре то, что нужно именно ему. Таким образом, современный торговый центр это не просто многофункциональный торговый комплекс, но также центр общественной жизни, который может нести в себе общественно-культурную функцию.

Итак, проведенные исследования выявили, что наибольшей популярностью пользуются крупные многофункциональные торговые центры, предоставляющие различный спектр товаров и услуг, а также позволили отметить среди молодого поколения тенденцию посещения крупных торговых центров как мест отдыха, альтернативы паркам и музеям. Это позволяет понимать современные торговые комплексы как новые центры притяжения общественной жизни.

Следует отметить влияние, которое оказывают многофункциональные торговые центры на регион, в котором они расположены. Для центральных исторических городских районов торговая функция является самым действенным и самым деликатным экономическим инструментом для реновации и сохранения исторической ткани. Городской центр является самой доступной и посещаемой частью города, поскольку насыщен транспортными коммуникациями. Привлекательность исторической среды, обогащенной памятниками истории и культуры, является мощным стимулом для посещения центра горожанами и туристами. Добавление необходимых торговых и общественных функций завершает формирование сбалансированного фрагмента городской ткани.

Вынесенные за черту города торговые центры, с одной стороны, обладают большой пропускной способностью на относительно дешевой по сравнению с центром города территорией, а с другой, способствуют ее градостроительному развитию, помогая создавать и формировать новые формы обслуживания прилегающих микрорайонов и жилых районов. По местоположению торговые центры классифицируются на внегородские и интегрированные. Однако анализ современного отечественного и зарубежного опыта проектирования позволяет выявить третий тип торговых центров — смешанный, сочетающий в себе черты внегородских и интегрированных комплексов. Такие торговые центры чаще всего возникают на крупных внутригородских магистралях. Современные торговые центры смешанного типа имеют одновременно несколько функциональных блоков-зон:

·     торговая зона — различного рода торговые точки, магазины, крупные универсальные магазины-якоря, сетевые магазины, бутики и т. д.

·     зона питания (может быть совмещена с рекреацией) — кафе, рестораны, бары и т. д.

·     зона бытовых услуг — аптека, оптика, парикмахерские, химчистки, ателье и т. д.

·     зона оздоровительных услуг — СПА-салоны, массажные кабинеты, косметология и т. д.

·     спортивная зона — фитнесс-клуб, бассейн, каток и т. д.

·     развлекательная зона — кинотеатр, аквапарк, каток, «детский городок», боулинг, театр и т. д.

·     общественно-деловая зона — офисы, административные центры и т. д.

·     жилая зона — гостиницы, жилые здания.

·     выставочная зона.

Градостроительный опыт ХХ века доказал, что при росте городов жесткое зонирование становится неэффективным и может привести к неравномерному развитию территорий, возрастанию нагрузки на транспортную сеть. Историческое развитие торговых центров показывает, что добавление к торговой досуговых функций способствует привлечению большего числа людей и успешному развитию территории, на которой он располагается. Гибкость, способность быстро изменяться отвечает современным постоянно меняющимся условиям жизни, что делает такие здания более надежными с экономической точки зрения.

Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время в мировой практике проектирования и строительства наблюдается тенденция к укрупнению предприятий обслуживания, их концентрации в крупных комплексах в сочетании с другими учреждениями и предприятиями сферы обслуживания и в тесной взаимосвязи с крупными городскими магистралями.

На основе проведенных исследований было выявлено следующее:

1.  Изменения в системе торговли требуют нового подхода к проектированию торговых центров, необходимостью наполнения их дополнительными функциями и их грамотного архитектурного формирования на основе своеобразных «магнитов-блоков»;

2.  Переход к рыночной экономике показал, что наиболее гибкой, способной к высокому уровню адаптации даже в очень жестких условиях российской действительности, является торговля, а потому торговый центр становится одним из самых востребованных типов зданий;

3.  Наиболее успешные с точки зрения экономической выгоды многофункциональные торгово-развлекательные центры, вбирающие в себя множество объектов различного назначения на базе торговых «магнитов», своеобразных якорей-центров притяжения, являются сложными по своей объемно-планировочной структуре и функционально-технологическому содержанию объектами, оказывающими сильное влияние на место, в котором они расположены;

4.  В настоящий момент происходит тенденция к смешению интегрированных и внегородских торговых центров — современные крупные, многофункциональные комплексы могут нести в себе одновременно черты обоих типов. Основное число торговых центров Ростова-на-Дону составляет именно смешанный тип.

5.  По результатам анкетных опросов торговые центры смешанного типа оказываются самыми популярными среди жителей города и области.

6.  По результатам опросов многофункциональные торговые центры становятся в сознании людей центром общественной жизни, который может нести в себе также общественно-культурную функцию.

В качестве заключения можно отметить, что именно торговый центр для современного человека превращается в место, где сосредоточены не только «торговые ряды», но и различные развлекательные и социо-культурные зоны, где может проводить досуг вся семья. Торговая функция как своеобразный «магнит» притягивает к себе другие функции, таким образом, сосредоточив вокруг себя пространство, где каждый человек может найти себе определенное занятие по душе. Поэтому современные типы торговых центров должны обладать гибкими, легко трансформируемыми архитектурно-планировочными решениями, быть способными к укрупнению в связи с возрастающим количеством товаров и услуг, многофункциональными и доступными для размещения их в любом районе города, где необходимо добавление малой, средней или крупной общественно-торговой зоны.

 

Список литературы:
1.    Гослинг Д., Мэйтленд Б. Проектирование торговых комплексов: Пер. с англ. — М.: Стройиздат, 1979. — 136 с., ил.
2.    Желнина А. «Здесь как музей»: торговый центр как общественное пространство // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdes-kak-muzey-torgo (дата обращения: 08.11.2013).
3.    Зорин К.Л. История развития торговых центров // AMIT. Международный электронный научно-образовательный журнал по научно-техническим и учебно-методическим аспектам современного архитектурного образования и проектирования с использованием видео и компьютерных технологий. 2012. № 3 (20). URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2012/3kvart12/index.php (Дата обращения: 01.12.2012).
4.    Малиборская Г.М., Иванов С.В. Торговые центры и их оценка. Киев, 2008.
5.    Урбах А.И. Торговые здания и комплексы. — М., Стройиздат, 1974. 176 с.