Статья:

АНТИВЕЩИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ДИЗАЙНА ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ БУДУЩЕГО

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 1. Архитектура, Строительство

Выходные данные
Дюжакова Д.А. АНТИВЕЩИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ДИЗАЙНА ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ БУДУЩЕГО // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/9(28).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНТИВЕЩИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ДИЗАЙНА ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ БУДУЩЕГО

Дюжакова Дарья Александровна
студент кафедры средового и графического дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Абоимова Ирина Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры средового и графического дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

В настоящее время современный «продвинутый» человек хочет испытывать особый вид удовольствия от жизни в чистоте и порядке. Он понимает, что, наводя порядок вокруг себя, он одновременно наводит порядок и в себе. Появляется новое мировоззрение: проявляя активность в упрощении, а главное, в упорядочении пространства вокруг себя человек делает свою жизнь приятней, исключает необходимость тратить время непродуктивно, а значит, проектирует возможность достичь большего за тот же отрезок времени. Это совершенно в духе времени, в духе «здорового карьеризма».

Так появилась тенденция к упрощению, особенно это заметно в сфере дизайна. Неважно в дизайне интерьера или web-дизайне, в графическом дизайне или средовом. Всё меньше уделяется внимание декору окружающей среды. На первый план выходят такие понятия как «простота» и «удобство», «функциональность» и «практичность». Поэтому стиль «минимализм» стал крайне популярен, ведь он полностью отвечают данным требованиям. Тенденцию к упрощению окружающего «вещного» мира принято называть антивещизмом.

Антивещизм – это моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов, в пользу пространства и красоты линий. Как методологический принцип дизайна антивещизм начал формироваться в конце 20 века, на основе минималистического стиля. Впервые его начала использовать в дизайне своей продукции компания Braun, выпускающая потребительские и бытовые электроизделия. Простота форм и лаконичность стиля, присущие минимализму, привлекли внимание также дизайнеров интерьеров и архитекторов.

Наиболее яркие представители стиля минимализма: К. Рашид, Н. Фукасава, П. Цумтор. В их работах прослеживается лаконичность композиции, экономия выразительных средств, господство простых форм. Можно утверждать, что антивещизм – это утопическая концепция стиля минимализма. Он отличается лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты заменяют их на промышленные и природные материалы простых геометрических форм, нейтральных цветов.

Дизайнеры утверждают, что этому стилю, как правило, отдают предпочтение творческие люди, философы и самодостаточные натуры. Минимализм выбирают те, для кого безупречная фигура – точка, безупречное пространство – пустота, безупречное состояние – покой.

Минимализм – это стиль для тех, кто хочет вернуть себе контроль над собственной жизнью, избавившись от всего лишнего. От всего того, что «ворует» наше внимание, тянет нас назад и не дает нам вдохнуть полной грудью. Минимализм в своей строгости и упорядоченности приводит человека к душевной гармонии. Окружая себя порядком, человека создает внутреннее спокойствие и целенаправленность.

Действительно минималистический дизайн – это дизайн с максимальным соотношением таких категорий, как сигнал/шум. Где сигнал – это информация, которую хотелось бы сообщить, а шум – посторонняя информация, которая размывает сигнал. Ключевым моментом в создании минималистского дизайна, является достижение максимального сигнала и минимального шума.

Говоря о концепции жилой предметно – пространственной среды минималистического дизайна, следует выделить следующие характерные признаки:

  1. Важной чертой данного направления является пространственная свобода, в котором много рассеянного света, который отражаясь от светлых стен, потолка и пола создает заполняющее «эмбиентное» освещение. Чтобы создать ощущение простора в интерьере в стиле минимализм, помещение освобождается от внутренних перегородок, зачастую производится перепланировка, создаются дополнительные проемы, двери заменяют геометрическими арками.

Правильная постановка свободного пространства в работе и даёт эргономичность, не отвлекает и концентрирует внимание на нужном. Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера. Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке.

  1. При создании интерьера в стиле минимализм важно соблюдать функциональность помещения, благодаря которому в интерьере минимализма не только возможно, но и удобно жить. Его элементы не должны привлекать излишнего внимания, но при этом должны выполнять свое назначение. Тем не менее, это не значит, что нужно совсем исключить различные предметы пользования, к которым привык простой человек. Некоторые из них можно упростить или же, воспользовавшись различными скриптами, скрыть, до тех пор, пока та или иная функция не потребуется.
  2. Также важно при создании интерьера в стиле минимализм использовать наполнение интерьера простыми геометрическими формами. Фасады мебели должны иметь, как правило, глянцевые, матовые или стеклянные элементы. Стиль отличает наличие большого числа плоских поверхностей, на которых хорошо видна игра фактуры материала и света; хорошо использовать металлические и бронзовые материалы. К достоинствам минималистической мебели, безусловно, можно отнести ее релаксирующую функцию. Так, стиль минимализм в интерьере гостиной хорошо проявляется в использовании модульной мебели, с небольшим набором отделов.
  3. Наверное, самым важным преимуществом стиля минимализм является использование экологически чистых, природных материалов. Их выбор для внутренней отделки дома не только модное веяние, а больше необходимость для защиты нашей Земли и нашего здоровья. Именно в «экологичном» помещении человек может почувствовать все преимущества натуральных материалов и действительно отдохнуть от душного города. Минимализм с идеей использования экологически чистых, природных материалов позволяет оценить девственную красоту дерева, камня, лозы, хлопка, льна, шерсти, обожженной глины. Именно такие материалы ещё больше подчёркивают концепцию стиля – естественность и простота.
  4. Немаловажным является и то, что стиль минимализм легко поддается модернизации. Внося что-то новое, заменяя элементы обстановки, можно изменить настроение интерьера. Если наскучили спокойные тона, можно бросить стильные подушки, тем самым сделав интерьер красочным и жизнерадостным. Такая черта минимализма очень ценна, потому что жизнь человека 21 века насыщенна событиями и постоянно меняется, в связи с этим и возникает необходимость изменения помещения.

Создание интерьера с концепцией «чем меньше вещей, тем лучше» - не простая задача. Сложность этого направления в том, что он строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощает ошибок и суеты. В минималистических интерьерах все должно быть максимально функционально, прочно и красиво. Дизайн должен быть построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме должны быть выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны.

На сегодняшний день стиль минимализм раскрывает человеческое мировоззрение, интересы людей и их стремление жить в комфортных условиях, отличающихся функциональностью. Современный образ жизни диктует отказ от излишеств, а также использование только экологически чистых материалов и эти потребности выполняет данный стиль, поэтому можно говорить о том, что стиль минимализм займёт важную нишу в дизайне предметно-пространственной среды будущего.

 

Список литературы:

  1. Зуихина Л. Эстетика минимализма / Л. Зухина // Home. – 2006, № 7. – С. 54–57.
  2. Кулаков В. Минимализм: стратегия и тактика – [Электронный ресурс] / В. Кулаков // Новое лит. обозрение. – 1997. – № 23. – URL: http://magazines.russ.ru/nlo/1997/23/kulackov.html (04.03.2013).
  3. Пигулевский О.В. Минимализм: взгляд, касание, комфорт / О.В. Пигулевский // Гуманит. и социал.-экон. науки. – Ростов н/Д., 2007. – № 6. – С. 106–114.
  4. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. – М.: МЗ-Пресс, 2003. – 142 с.
  5. Саенко Н.Р. Причины и способы обретения опыта ничто в минимализме и концептуализме / Н.Р. Саенко // Изв. Саратов. ун-та, Сер.: Философия. Психология. Педагогика. – Саратов, 2010. – Т. 10, вып. 3. – С. 44–49.
  6. Фоменко А. Минимализм в искусстве и дизайне / А. Фоменко // Мир дизайна. – 1999, № 3. – С. 54–57.
  7. Хлопотникова В.Н. Эстетика американского минимализма: архитектура и дизайн: дис. ... канд. филос. наук / В.Н. Хлопотникова: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 2010. – 121 с.