Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ НАСОСОВ В ЖКХ ГОРОДА САМАРЫ ДО 2030 Г.

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 19. Энергетика

Выходные данные
Халикова Л.Д., Рязанов В.Е. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ НАСОСОВ В ЖКХ ГОРОДА САМАРЫ ДО 2030 Г. // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/1(30).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 97 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ НАСОСОВ В ЖКХ ГОРОДА САМАРЫ ДО 2030 Г.

Халикова Лилия Дамировна
студент кафедры ПТЭ Самарского государственного технического университета, РФ, г.Самара
Рязанов Владимир Евгеньевич
студент кафедры ПТЭ Самарского государственного технического университета, РФ, г.Самара
Краснова Наталья Петровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры ПТЭ Самарского государственного технического университета, РФ, г.Самара

 

На всей территории России работа по снижению энергопотребления зданий и сооружений является актуальной в настоящее время, в связи с чем постоянно возрастает интерес к практическому использованию возобновляемых источников энергии, а перед инженерами все чаще ставится задача спроектировать такую систему, которая способна работать в условиях минимального электро- и газоснабжения [4].

В начале 2000х стали все больше внимания уделять системам тепло- энергоснабжения, использующим нетрадиционные и альтернативные источники энергии. Во всем мире энергоэффективными и экономичными считаются системы теплоснабжения с теплонасосными установками (ТНУ).Проанализируем перспективы использования теплонасосных установок в системах теплоснабжения России в 2030 году на примере города Самары. Для оценки эффективности и экономичности систем теплоснабжения с ТНУ предлагается сравнить их с газовой системой теплоснабжения. Необходимо провести анализ тарифов на газ и электроэнергию, действовавших ранее на территории Самарской области.

Усредненные розничные цены на природный газ, реализуемый населению Самарской области на  отопление с одновременным использованием газа на другие цели при наличии прибора учета расхода газа, приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Рост тарифов на природный газ населению в г.Самара

Поз.


Период реализации


Цена газа, руб/1000 куб. м (с НДС)


1


2006 г.


1160


2


2007 г.


1330


3


2008 г.


1600


4


2009 г.


1972,5


5


2010 г.


2355


6


2011 г.


2760


7


2012 г.


3650


8


2013 г.


5760


9


2014 г.


6000


10


2015 г.


6450

 

Анализ тарифов, действующих на территории Самарской области в период 2006-2015 гг. [2], на природный газ, реализуемый населению на отопление и другие цели, показал, что цена газа ежегодно возрастала в среднем на 21,84%.

Усредненные розничные цены по Самарской области на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками (по одноставочному тарифу) приведены в табл. 2.

Таблица 2.

Рост тарифов на электроэнергию в г. Самара

Поз.


Период реализации


Цена, руб/кВт*ч (с НДС)


1


2006 г.


1,5


2


2007 г.


1,5


3


2008 г.


1,7


4


2009 г.


2,11


5


2010 г.


2,32


6


2011 г.


2,55


7


2012 г.


2,69


8


2013 г.


3,05


9


2014 г.


3,17


10


2015 г.


3,44

 

Анализ тарифов, действующих на территории Самарской области в период 2006-2015 гг. [3], на электроэнергию показал, что цена газа ежегодно возрастала в среднем на 9,84%.

Правительством РФ для каждого субъекта утверждается максимально допустимая индексация тарифов ЖКХ. В соответствии с распоряжением президента максимально допустимый индекс тарифов в среднем по стране не должен превышать 6%. Средний индекс тарифов в 2006-2015 гг. был выше рекомендуемого уровня, поэтому для расчета цен на 2030 год принимается ежегодный индекс тарифов равным максимально допустимому.

Прогнозируемые на 2030 год усредненные розничные цены:

·     на природный газ, реализуемый населению Самарской области на отопление с одновременным использованием газа на другие цели – 15,46руб/м3

·     на электроэнергию для населения Самарской области  – 8,24руб/кВт-ч.

Рассматриваемый объект теплоснабжения – многоквартирный дом жилой площадью 5400 кв.м. Расчетное  количество жильцов – 360 человек.

Исходя из нормативов потребления коммунальных услуг определяется тепловая нагрузка объекта теплоснабжения и рассчитываются экономические годовые затраты на потребляемые ресурсы.

Из постановления правительства Российской федерации от 23 мая 2006 г. №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»:

Норматив потребления коммунальной услуги – определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

Норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях – норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.

Расчет годовой тепловой нагрузки на нужды отопления производится следующим образом:

   Гкал,                                                        (1)

где: – норма расхода тепловой энергии на нужды отопления в месяц, Гкал/м2;

F – расчетная площадь объекта теплоснабжения, м2.

Расчет годовой тепловой нагрузки на нужды горячего водоснабжения производится следующим образом:

   Гкал                                                       (2)

где: Nгвс– норма расхода тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в месяц, Гкал/чел;

X – количество жильцов объекта теплоснабжения, чел.

Нормативы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан городского округа Самара действуют в размере, установленном приложением №4 к постановлению главы городского округа Самара от 18.12.2007 №1153 «Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара»:

 = 0,018 Гкал/м2

Nгвс = 0,22 Гкал/чел

 Гкал

 Гкал

Суммарная годовая тепловая нагрузка на отопление и горячее водоснабжение многоквартирного дома:

В соответствие с рассчитанной тепловой нагрузкой объекта на нужды отопления и горячего водоснабжения понадобится (в год):

·     249035 м3 природного газа (при 

·     2,46 ГВт/час электрической энергии.

Средний годовой расход газа, необходимого для приготовления пищи с использованием газовой плиты:

,                                             (3)

где:  - норма расхода газа за месяц, м3/чел

м3

Средний годовой расход электроэнергии, необходимой для приготовления пищи с использованием электрической плиты = 0,4735 ГВт/час.

Расчетный годовой расход газа на приготовление пищи, отопление и горячее водоснабжение Fгаз = 305195 м3.

Для расчета годового расхода электроэнергии при использовании ТНУ принимается коэффициент преобразования энергии = 3.

Рассчет годовой расхода электроэнергии:

ГВт/час.

Годовые экономические затраты на теплоснабжение выше указанного объекта составят:

·          при газовой системе теплоснабжения

·     при использовании ТНУ

Использование ТНУ в системах теплоснабжения  соответствует целям и задачам Энергетической стратегии России, но в климатических условиях города Самары при заданных темпах изменения цен на энергоресурсы применение ТНУ в ЖКХ в 2030 году окажется экономически невыгодным.

Для изменения ситуации в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности предлагается: снизить максимально допустимый уровень индексации цен на электроэнергию; ужесточить требования к экологичности систем теплоснабжения; усилить правовую и финансовую поддержку в области разработки и внедрения нетрадиционных источников энергии и тепловых насосов, в частности, на территории России[1].

 

Список литературы:
1. Проект энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (редакция от 30.09.2015) [Электронный ресурс]. URL: http: //minenergo.gov.ru/node/1920 (дата обращения 15.11.2015).
2. Розничные цены на газ природный, реализуемый населению / Филиал ООО «Средневолжская газовая компания» [Электронный ресурс]. URL:  www.svgk.ru/payment_tarif/ (дата обращения 15.11.2015).
3. Тарифы на электроэнергию для населения / ОАО «Самараэнерго» [Электронный ресурс]. URL: www.samaraenergo.ru (дата обращения 15.11.2015).
4. Энергетическое стратегия России на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р [Электронный ресурс]. URL: http: //minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения 15.11.2015).