РАЗРАБОТКА ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОТЧЁТНОСТИ ОБ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СОТРУДНИКОВ ВУЗА
Секция: 3. Информационные технологии
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
РАЗРАБОТКА ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОТЧЁТНОСТИ ОБ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СОТРУДНИКОВ ВУЗА
Актуальной проблемой в деятельности вуза является необходимость получения всесторонней информации об учебно-воспитательной работе преподавателей. В рамках системы электронного правительства это отвечает общегосударственным запросам по созданию систем электронного документооборота. В настоящее время Орловский государственный университет включает 12 факультетов, вследствие чего возникает необходимость автоматизировать учет и анализировать результаты данного вида деятельности в связи со значительным ростом количества участников. С другой стороны, отсутствие хорошо организованной системы подготовки электронной отчетности о учебно-воспитательной работе приведет к невозможности обработки накопленного объема информации.
В Орловском государственном университете уже существует система электронной отчётности о научно-исследовательской работе сотрудников вуза nir.univ-orel.ru [1]. Исходя из этого, была поставлена цель: спроектировать приложения, которые бы обеспечили сбор информации от каждого сотрудника вуза для составления плана и отчета по учебно-воспитательной работе, причем приложения должны не только хранить, но и обрабатывать полученную информацию для формирования различных отчётов [2].
Среди основных задач можно выделить следующие: анализ форм и видов отчётности по учебно-воспитательной работе, используемых в вузе; разработка и моделирование базы данных (БД); разработка экранных форм с учётом эргономических требований к интерфейсу; разработка программного кода обработчиков форм; разработка программного кода серверной части приложения. Разрабатываемое программное приложение должно учитывать все современные требования к программным продуктам подобного класса и создаваться с использованием современных технологий.
Приложение предполагается осуществлять в несколько этапов. На первом этапе будет выполнено моделирование и реализация компонентов базы данных, включающих в себя функции хранения информации об учебно-воспитательной деятельности сотрудников вуза, а также сведений необходимых для составления ленточного графика часовой нагрузки обучающихся в вузе групп студентов. Реализуемая БД будет хранить данные, необходимые для последующего формирования форм электронной отчётности об учебной деятельности преподавателей вуза. На втором этапе будет выполнена разработка веб-интерфейса пользователя, осуществляющего взаимодействие с реализованной БД. Интерфейс будет позволять пользователю непосредственно создавать, сохранять, изменять и загружать данные о учебно-воспитательной деятельности преподавателей.
Результатом первого этапа разработки веб-приложения является спроектированная БД, которая хранит данные, необходимые для формирования плана учебно-воспитательной деятельности и ленточного графика. Так, план учебно-воспитательной работы может составить каждый пользователь системы. В него входят такие составные части как: фактическое распределение годовой нагрузки преподавателя, учебно-методическая работа, организационно-методическая работа и воспитательная работа со студентами.
Поскольку план учебно-воспитательной работы необходимо составлять индивидуально для каждого пользователя, то таблица workplan_currentyearload (Рис.1), в которой хранятся данные о часовой нагрузке, связана уже с существующей моделью auth_user.
К таблице workplan_currentyearload привязаны три другие таблицы: workplan_methodicalwork, workplan_organizationwork, и workplan_trainingwork, в каждой из которых хранятся соответствующие данные об учебно-методической работе, организационно-методической работе и воспитательной работе со студентами.
Рисунок 1. ER-диаграмма БД плана учебно-воспитательной работы
Таким образом, все необходимые данные сохраняются в базе данных. Это позволяет автоматически генерировать необходимый отчет. Так на рис. 2 показана тестовая титульная страница плана учебно-воспитательной работы.
В свою очередь ленточный график должен содержать информацию о дисциплине, специальности, семестре, группе, преподавателе и о его нагрузке, а также список часов по неделям. Также у каждой дисциплины есть, так называемый, объем, в виде количества часов лекций, лабораторных работ, практических занятий по нему и будет составляться ленточный график. Предмет связан с сотрудником для того чтобы получать график для соответствующей должности преподавателя.
Поскольку данные для ленточного графика хранятся в уже существующей системе, т.е. в таблицах (Рис. 3),таких как sci_userprofile - профиль пользователя , subject - информация о дисциплинах , students_group - информация о группах студентов, sci_employee - должность сотрудника вуза, но они имеют не отсортированный вид, были созданы таблицы employee_load и ribbon_graph.
Рисунок 2. Титульная страница плана учебно-воспитательной работы
Таблица employee_load связана с таблицей subject и имеет связь 1:M (один ко многим).Также она имеет связь 1:M (один ко многим) с таблицей sci_employee. В этой таблице хранится связь между сотрудником и дисциплиной, то есть часовая нагрузка преподавателя. Таблица ribbon_graph связана с таблицей employee_load и имеет связь M:1(многие к одному). В данной таблице хранятся часы по номерам недель.
Следующим шагом в данном приложении является разработка веб-интерфейса для заполнения ленточного графика, а так же генерация необходимых на его основе отчетов.
Разработанные веб-приложения позволяют решить задачу автоматизации подготовки электронной отчетности об учебно-воспитательной работе преподавателей вуза, оптимизировать процесс получения и обработки соответствующей информации.
Рисунок3. ER-диаграмма БД ленточного графика
В дальнейшем планируется реализовать автоматическую генерацию отчета плана учебно-воспитательной работы кафедр.