ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННОГО МАССИВА «АБИТУРИЕНТ 2015» В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИЕМНОЙ КОМПАНИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Секция: 6. Математические науки
XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННОГО МАССИВА «АБИТУРИЕНТ 2015» В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИЕМНОЙ КОМПАНИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Управление приемной компанией образовательной организации представим в виде трех последовательных этапов:
1) анализ данных информационного массива предшествующего периода;
2) построение моделей вариантов управления (решения задачи);
3) оценка критерия моделей вариантов;
4) выбор оптимального варианта управления.
Такой подход возможен благодаря математическим методам обработки экспериментальных данных. Современный уровень естественно-научного эксперимента характеризуется большими потоками информации. При этом визуальный просмотр данных, не говоря уже об анализе, не возможен без применения ЭВМ. Широкое применение методов обработки экспериментальной информации продиктовано требованиями времени и связано:
· с математизацией биологических, социологических и других наук;
· с совершенствованием техники экспериментальных исследований;
· с широким применением ЭВМ, в том числе встроенных в измерительную аппаратуру и снабженных математическим обеспечением для обработки данного класса экспериментов;
· с повышением требований к качеству анализируемых данных, диктуемым развитием теории управления.
Цель научной работы – используя математические методы обработки информации и аналитическое описание объекта исследования, как основу современных научных технологий, выявить закономерности, позволяющие прогнозировать и находить объективно обоснованные решения в проведении предстоящей приемной компании образовательной организации.
Объект исследования – информационный массив абитуриентов поступавших в магистратуру Тихоокеанского государственного университета в 2015 году.
Предмет исследования – на основе анализа и систематизации имеющейся информации определить закономерности входных данных – базовое образование, возраст, место проживания, спросовые предпочтения абитуриентов.
Наличие математической модели объекта или процесса необходимо для предсказания их будущих состояний и управления их поведением. Для синтеза управления важно, чтобы модель, используемая для его формирования, адекватно отражала взаимосвязь цели, которую предполагается достичь, с управляющими воздействиями, вариация которых может обеспечить достижение цели.
Одной из задач статистики как раз и является изучение связи между некоторыми наблюдаемыми переменными. Результаты, полученные при таком исследовании, позволяют прогнозировать развитие ситуации в случае изменения конкретных характеристик изучаемого объекта или процесса. Задача подобного исследования решается методами корреляционного анализа, в данной работе представлены результаты статистического исследования [1]. Проведение полноценного анализа возможно только после предварительной обработки и формализации данных, то есть приведения их к виду, удобному для сравнений и обобщений. Для построения модели введем переменные:
– квалификация, – перерыв между поступлениями,
– ВУЗ (ТОГУ или другой), – адрес проживания,
– возраст, – факультет.
При этом данные были закодированы. Например, фактор квалификации принимает значения: 1 – бакалавр, 2 – специалист; аналогично адрес проживания: 1 – г. Хабаровск, 2 – другой город.
Для определения модели исследуем корреляционную зависимость данных информационного массива абитуриентов поступавших в магистратуру Тихоокеанского государственного университета в 2015 году. Корреляционная матрица для всех данных является почти вырожденной матрицей, что говорит о слабой зависимости между рассматриваемыми факторами. А если рассмотреть только переменные , , , , (без результата ), то можно выявить зависимость между факторами (табл. 1).
Таблица 1.
Корреляционная таблица
Квалификация () |
Перерыв между |
ВУЗ () |
Адрес |
Возраст () |
|
Квалификация () |
1 |
||||
Перерыв между |
0,49 |
1 |
|||
ВУЗ () |
0,27 |
0,46 |
1 |
||
Адрес проживания () |
-0,23 |
-0,22 |
-0,08 |
1 |
|
Возраст () |
0,47 |
0,82 |
0,44 |
-0,24 |
1 |
Так между переменными «Возраст» и «Перерыв между поступлениями» наблюдается высокая связь по шкале Чеддока. В паре «Квалификация» и «Перерыв между поступлениями» и в паре «Перерыв между поступлениями» и «ВУЗ» наблюдается умеренная связь, остальные факторы слабо связаны. В отдельности для каждого фактора можно провести исследования временных рядов [3].
Набор и подготовка по направлению бакалавриат начался в 2011 году практически по всем направлениям утвержденным Министерством образования РФ. Высокую связь между и можно объяснить тем что, в 2015 году состоялся первый массовый выпуск бакалавров в ТОГУ. Соответственно, абитуриенты закончившие ВУЗ более 3 лет назад, вероятнее всего, имеют диплом государственного образца по прохождению обучения на программе специалитета. Умеренная связь между параметрами «ВУЗ» и «Перерыв между поступлениями» можно объяснить предрасположенностью выпускников 2015 года продолжать обучение по программе магистратура в своей альма-матер.
По данным информационного массива абитуриентов поступавших в магистратуру Тихоокеанского государственного университета в 2015 году была построена следующая модель
Уравнение (1) значимо по критерию Фишера при уровне значимости . При этом коэффициент детерминации , что свидетельствует о том, что в данной модели неучтенных факторов. При этом все коэффициенты регрессии значимы по критерию Стьюдента. Только коэффициент при (адрес проживания) незначим, что подтверждается и в корреляционной таблице (табл. 1). Кроме того, отрицательный знак коэффициента регрессии при не поддается экономической интерпретации.
Коэффициент в уравнении (1) при характеризуют увеличение перерыва между поступлениями на 1 год, если возраст абитуриента увеличить на 0,72 года.
Наряду с моделью (1) была построена модель, содержащая все факторы
Данное уравнение регрессии незначимо. И здесь приведено только для сравнения с моделью (1). При выборе факультета в качестве результата от других факторов его значение не зависит от других факторов.
Информационный массив «Абитуриент магистратуры ТОГУ 2015 г.» насчитывает 2502 учетных записей. Количество бюджетных мест в магистратуру ТОГУ в 2015 г. составило 441 место. Восемь факультетов ТОГУ, а именно:
· инженерно-строительный факультет (ИСФ),
· социально-гуманитарный факультет (СГФ),
· транспортно-энергетический факультет (ТЭФ),
· факультет автоматизации и информационных технологий (ФАИТ),
· факультет архитектуры и дизайна (ФАД),
· факультет компьютерных и фундаментальных наук (ФКФН),
· факультет природопользования и экологии (ФПЭ),
· факультет экономики и управления (ФЭУ),
участвуют в подготовке магистров для экономики России.
Проведем обработку экспериментальных данных информационного массива «Абитуриент магистратуры ТОГУ 2015 г.» в разрезе структурных подразделений ТОГУ восьми факультетов. На рисунке 1 представлена структура цифр контрольного приема на условиях бюджетное финансирование для каждого факультета Тихоокеанского Государственного университета.
Максимальное количество бюджетных мест Министерство образования РФ в 2015 году предоставило ФЭУ. Это логично и обосновывается тем, что самое большое количество выпускников ТОГУ сосредоточено в 2015 г. именно на факультете экономики и управления. Ресурсный потенциал ФЭУ также самый высокий в ТОГУ – 7 кафедр, 6 направлений подготовки по программам магистратуры, 87% остепенённости профессорско-преподавательского состава. Ресурсы данного факультета гораздо выше, чем у остальных факультетов ТОГУ, именно поэтому мы прогнозируем дальнейший рост спроса на дынные образовательные услуги.
Рисунок 1. ЦКП магистратуры ТОГУ на условиях бюджетного финансирование по факультетам в 2015 г., %
С другой стороны, Правительство России нацелено на строительство экономики производственного типа поэтому вполне логично будет снизить бюджетное финансирование на подготовку магистров-экономистов. Целью такой стратегии управления в ТОГУ может стать переориентация ресурсов ФЭУ на подготовку бакалавров, специалистов, магистров инженерного профиля.
На рисунке 2 представлен конкурс абитуриентов ТОГУ, участвовавших в конкурсе на условиях обучения по бюджетному финансированию.
Отметим, что минимальное среднее число абитуриентов претендовало на бюджетное место факультета ТЭФ, а максимальное среднее количество человек на место – ИСФ.
Заметим, что несмотря, на самое минимальное количество бюджетных мест на ФКФН спрос от этого не увеличивается на образовательные услуги этого факультета, в связи с отсутствием людского ресурса извне данного факультета.
Рисунок 2. Конкурс по факультетам ТОГУ на обучение по бюджетному финансированию в 2015 году, человек
На рисунке 3 представлено процент абитуриентов каждого факультета готовых обучаться в ТОГУ на условиях договора, то есть полной оплаты образовательной услуги.
Рисунок 3. Процент абитуриентов, готовых обучаться в ТОГУ на условиях договора
Исходя из графика, видно, что абитуриенты ФАД и ТЭФ не рассматривают для себя возможность финансирования собственного образования по программе магистратура ТОГУ. Что нами объясняется высокой стоимостью обучения по образовательным программам этих факультетов, а так же, спросовыми ограничениями жителей Дальневосточного региона. Так бакалавр или специалист ФАД может продолжить свое обучение в Китае, Европе, Англии, Америке, то есть получить образовательную услугу за рубежом при сопоставимом (до июня 2015) уровне цен.
Другая ситуация на ТЭФ – есть направления подготовки на которые всегда большой конкурс абитуриентов, а есть где количество бюджетных мест выше количество выпускников. Все выше перечисленные обстоятельства требуют тщательного математического анализа и продуманной программы управления.
Конкурс более чем 2 человека на бюджетное место на ИСФ способствовал принятию решений 15 абитуриентами факультета обучаться на договорной основе. Это можно объяснить макропроцессами, идущими сегодня в экономике России. Именно строительная отрасль не снизила темпы своего роста в 2014-2015 годах, то есть легко спрогнозировать спрос работодателя на высококвалифицированную рабочую силу, специалистов имеющих международный диплом и уникальные знания развития бизнеса в данной сфере.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы, обуславливающие стратегию управления приемной компанией ТОГУ в 2016 году.
Во-первых, выделена целевая аудитория абитуриентов магистратуры с целью наметить тактические методы и мероприятия, с помощью которых можно достичь максимального результата при взаимодействии с ней.
Во-вторых, тенденцией предшествующего периода является тот факт, что большинство абитуриентов выбирали экономические специальности, и гораздо меньше технические.
В-третьих, в 2016 году мы рекомендуем рассчитывать ТОГУ на своих выпускников как этого года, так и предыдущих периодов, постоянно проживающих в г. Хабаровске. С позиции управление это возможно построив целевое информирование потенциального контингента абитуриентов магистратуры.
Наша работа наглядно продемонстрировала как обработка и анализ экспериментальных данных информационного массива «Абитуриент 2015» Тихоокеанского государственного университета может лечь в основу стратегии управления приемной компанией образовательной организации в последующие периоды. Мы не претендуем на полное решение вопроса. Однако обосновываем тот факт, что в каждой сфере деятельности необходимо производить различного рода измерения и обрабатывать их. В проделанной работе были использованы далеко не все возможности данного метода, однако лишь проанализировав контингент абитуриентов 2015 года возможно наметить стратегию и тактику управления приемной компанией 2016 года.
Список литературы:
- Минько А.А. Статистический анализ в MS Excel/А.А. Минько. –М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 448 с.
- Модели и метода теории логистики: учебное пособие, 2-е издание. / Под ред. В.С. Лукинского, СПб.: Питер, 2007.-488 с.
- Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки. Электронный сборник статей по материалам VIII студенческой международной заочной научно-практической конференции. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2014. - № 1(8) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_nature/1(8).pdf.