ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Секция: 3. Информационные технологии
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обеспечение необходимого качества продукции – одна из основных задач предприятия, от решения которой зависят такие показатели, как конкурентоспособность продукции, рыночный потребительский спрос, объемы продаж и получаемая прибыль.
Существующая методология качества базируется на положениях, методах и методиках, рекомендованных отечественными и зарубежными стандартами. В соответствии с существующими стандартами под качеством понимается степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям [4].
Определение качества для наглядности можно представить в виде формулы (1).
K(ti) = {x(ti) Î xтр(ti)} (1)
где: K(ti) – показатель качества продукта, x(ti) – характеристика продукта, xтр(ti) – требование, присущее характеристике [5].
Целью статьи является формулировка предложений по применению современных информационных технологий, приводящему к повышению качества продукции машиностроительного предприятия.
При использовании современных информационных технологий существенно повышается эффективность производственных процессов и сокращаются затраты на процедуры обработки информации, необходимой при производстве продукции машиностроительного предприятия, что является актуальным. При помощи информационных технологий возможно решение проблем сбора, хранения, обработки информации обо всех основных характеристиках изделий, испытаниях изделий, эксплуатации продукции машиностроительного предприятия на протяжении всего жизненного цикла вплоть до утилизации [5].
Информационные технологии дают существенные преимущества в работе предприятий машиностроения. Для того чтобы понять какие именно, необходимо определить ключевые отличия продукции машиностроительного предприятия от любой другой.
Важными отличиями являются:
· продукция предприятия машиностроения – сложная и наукоемкая, состоит из множества составных частей. Каждая из составных частей в свою очередь делится на более мелкие блоки и компоненты;
· каждому компоненту соответствует много различных характеристик, в некоторых случаях количество характеристик доходит до нескольких сотен;
· все эти характеристики требуют особого контроля;
· качество продукции машиностроительного предприятия необходимо отслеживать на всех этапах жизненного цикла изделия: от создания технического задания, проектирования, разработки, технологической подготовки, производства, испытания, до эксплуатации и утилизации. Качество закладывается, в первую очередь, конструкторами, которые определяют структуру и характеристики будущего изделия, и технологами, которые разрабатывают способы его изготовления.
Качеством обладает как объект в целом, так и все его системы, и элементы. Чтобы сравнивать качество элементов, систем и объектов предложено переходить на информационный уровень анализа. Благодаря этому переходу, основанному на использовании гарантированных величин, появляется возможность сравнивать качество разнородных объектов, выделять критические системы и элементы и акцентировать на них основное внимание [5].
С появлением новой методологии возник вопрос с её практической реализацией. Традиционный путь – переучивать специалистов и расширять штат для контроля качества при проведении расчетов и при разработке конструкторской и технологической документации. Альтернативный путь – проведение работ по двум направлениям:
· внедрение научных разработок по качеству и информации в образовательный процесс;
· привлечение современных информационных технологий для автоматизации процесса обмена информацией между подразделениями предприятия и создания системы поддержки жизненного цикла изделий для сбора, хранения, анализа и обработки информации [4].
На большинстве предприятий машиностроительной отрасли все данные об изделиях, составных частях и комплектующих документируются и хранятся на бумажных носителях в архивах.
На рисунке 1 представлен объем документации в процессе полного жизненного цикла изделия.
Рисунок 1. Объем документации в процессе полного жизненного цикла изделия
Большое количество информации по каждому отдельно взятому изделию постоянно усложняет процесс ее обработки. При проектировании, технологической подготовке, испытаниях и проверках изделий используется более 120 документов: габаритные чертежи комплектующих, технические условия на комплектующие, технические описания, методики контроля, программы испытаний, руководства по эксплуатации и другие [3]. Все эти документы хранятся в бумажных архивах и требуют времени для их поиска. Существенным недостатком является сложность централизации бумажного документооборота на предприятии с рассредоточенной структурой производства, как единой точки информационной поддержки. Также бумажные носители имеют свойство терять первоначальный вид в процессе использования.
Поэтому для ускорения процедуры обработки данных необходимо привлечение современных информационных технологий.
Для повышения эффективности контроля качества продукции машиностроительного предприятия предлагается:
· Всех пользователей объединить в рамках единой локальной вычислительной сети.
· Создать единую базу данных по комплектующим и основным изделиям.
· Предоставить возможность сотрудникам предприятия работать с единой базой данных с разграниченным правом доступа к ее элементам.
· Создать электронный архив документации, используемой в работе сотрудниками предприятия.
· Осуществить разработку программы по формализации основных процедур жизненного цикла серийных изделий с детализацией до входящих в них комплектующих. Целью разработки является сведение в единую базу данных документов, атрибутов объектов и информации о движении комплектующих по подразделениям предприятия, а также о техническом состоянии изделий в процессе эксплуатации. Это позволит ускорить время обработки данных и формирования необходимых отчетов без потерь и ошибок.
· Создать автоматизированную систему с доступом к единой базе данных, обеспечивающую коллективную работу специалистов, решающих свои задачи на всех этапах жизненного цикла, начиная от проектирования и конструирования и заканчивая информационной поддержкой на этапе эксплуатации и утилизации. При этом каждый пользователь имеет возможность решать свои специфические задачи и использовать любые интересующие его данные (в рамках установленных полномочий). Он может в электронном виде согласовывать и утверждать предлагаемые решения и формировать необходимые отчетные документы.
· Провести обучение пользователей работе в автоматизированной системе поддержки жизненного цикла изделия.
Применение системы информационных технологий даст следующие преимущества в области контроля качества продукции машиностроительного предприятия:
· Применение информационных технологий существенно сократит время обработки данных.
· В процессе обработки бумажных документов возможно возникновение ошибок. Также возможны ошибки типа «человеческий фактор» при проведении изменений в бумажном подлиннике. При обработке данных с помощью информационных технологий возникновение ошибок сведется к минимуму. Ошибки при формировании электронных отчетов системой также менее вероятны, чем при формировании отчетов вручную сотрудником предприятия.
· Использование информационных технологий в процессе обмена данными между подразделениями машиностроительного предприятия повлечет за собой существенную экономию затрат на содержание бумажного архива и персонала, участвующего в бумажном документообороте.
· Система позволит обеспечить взаимодействие пользователей, работающих в конструкторских и технологических системах, и в частности SolidWorks, AutoCad, Ansys.
Таким образом, в работе определены отличия продукции машиностроительного предприятия и особенности осуществления контроля качества, как изделия, так и его составных частей. Основное внимание уделено вопросам привлечения современных информационных технологий для автоматизации процесса обмена информацией между подразделениями предприятия машиностроения при производстве продукции. На основе проведенного исследования сформулированы предложения по повышению эффективности контроля качества, показаны преимущества использования информационных технологий.