Статья:
ЭРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Секция: 3. Информационные технологии
Выходные данные
Войтик Ю.В. ЭРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/3(32).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
ЭРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Войтик Юрий Васильевич
студент группы дневного отделения специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 3 курс, «Воскресенский колледж», РФ, Московская область, г. Воскресенск
Тихонова Татьяна Викторовна
научный руководитель, преподаватель компьютерных дисциплин первой квалификационной категории, «Воскресенский колледж»,
РФ, Московская область, г. Воскресенск
На сегодняшний день в современном мире всё большую популярность обретают информационные технологии, которые проникли во все сферы человеческой деятельности.
Но вернемся немного назад во времени. Во всем мире люди могли общаться лишь на языке мимики и жестов, получать основную информацию с помощью органов чувств. Понятно, что развитие и распространение информации в это время был на самом минимальном уровне, ограничивающим росту всей цивилизации в целом. При появлении речи, формировании искусства, такого как живопись и письменность – человечество начинает развиваться с гораздо большей скоростью, можно сказать, с геометрической прогрессией, поскольку распространение информации осуществляется уже непосредственно общением и как сложилось позже – «книгописанием» и соответственно «книгопрочтением», что позволяло человеку, как носителю информации ориентироваться в окружающем мире более точно.
Возвращаясь обратно к сегодняшнему дню, мы можем посмотреть на ту самую прогрессию, что продолжает расти с огромной скоростью, расширяя круг так называемого «Информационного общества». Средства ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) обеспечивают формирование глобального информационного пространства, благодаря распространению информационных потоков в обществе. Информатизация образования, является неотъемлемой частью этих процессов и ее модернизация невозможна без использования информационных технологий.
Затрагивая данную тему не могу не заметить важность и необходимость внедрения в учебный процесс всего подрастающего поколения обучение пользования средствами информационных технологий как во благо общество в будущем, так и в целях саморазвития в настоящем. Ведь именно за этим стоит будущее. Так как прогресс развития технологий двигается с огромной скоростью, и дабы соответствовать временному континууму – необходимо знать, как все это работает. Считаю необходимым обратить внимание на также столь немаловажный элемент в обучении – интерес, достичь который можно агитацией учащегося, а именно наглядным примером хотя бы доли составляющей работы с IT-технологиями крупных подразделений, приоткрывая занавес неизвестности, давая возможность понять структуру.
И, не сложно сделать вывод, опираясь на вышесказанное, что на сегодняшний день в России идет формирование новой образовательной системы, ориентир которого устремлен на импорт в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, которые должны соответствовать современным техническим возможностям, и способствовать вхождению учащихся в информационное общество, соответствуя сегодняшнему дню.
Не стоит забывать, что успех в реализации поставленной задачи напрямую зависит как от оснащенности учебных заведений в плане техническом – электронно-вычислительной техникой с учебным демонстрационным оборудованием, так и в плане подготовки обучаемых к восприятию постоянного возрастающего потока информации. А повышение скорости информационной передачи имеет потребность во внедрении новых современных средств ИКТ в обучении (а именно программное обеспечение, с коим необходимо работать в процессе обучения, не забывая того факта, что периодически выходят новые версии программ с новыми стандартами использования, а также ЭВМ, подходящая по требованиям для использования вспомогательных и/или необходимых в обучении программ).
Для закрепления и подтверждения вышеупомянутой потенциальной основы в реализации поставленной задачи, обратимся к уже проверенным фактам. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения – 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.
Материал уроков, на которых используются интерактивные доски и мультимедийный проектор, становится более наглядным, интересный, доступным для студентов. Учебный материал легче усваивается, что способствует повышению работоспособности учащегося. Благодаря использованию ИКТ на занятии предоставляется возможность демонстрации графиков, формул, схем, анимации обучаемых процессов и явлений; также можно обратиться к интерактивным лекциям и обеспечить яркое представление учебного материала, использовать возможности Интернета (статьи, видео и т.д.), облачные технологии. Как уже говорилось ранее – использование IT-технологий необходимо со стороны учащихся тоже. Подготовка той же презентации дает возможность студенту проявить свой индивидуальный творческий подход к изучаемой теме. Обучающиеся сами могут создавать мультимедийные презентации и использовать их в своих ответах во время аудиторных занятий или участвовать во внеаудиторных мероприятиях, параллельно накапливая опыт работы не только касательно обучаемого предмета, но с работой в ПО, что опять же необходимо для уважающего себя среднестатистического человека сегодняшнего дня.
Однако, обращая внимание на тот факт, что современные технологии на сегодняшний день легкодоступны и весьма распространены – нельзя не заметить их использования в проведении собственного досуга в развлекательной форме. Порой это даже чересчур сильно выражается на поколении, родившемся непосредственно в так называемый «компьютерный век».
Многие подростки становятся зависимы от компьютерных игр, телевидения, социальных сетей. С медицинской точки зрения компьютерные игры ухудшают зрение, а также порождают агрессию и ожесточают, а на возрастное ограничение только малая часть обращает внимание. В связи с этой зависимостью у подростков, становится затруднительно сагитировать их на обучение в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, творческие кружки и пр.). Ведь средства современных технологий – это легко, быстро, красиво, а занятие в футбольной секции - это труд. Если в современной технологии, «результата» можно достичь простым нажатием кнопки, то здесь для достижения результата потребуется стабильное усилие и время.
И как бы не было важно внедрять IT-технологии в образовательный процесс, первостепенно важную роль в воспитании ребенка и его духовно-нравственных ценностях играют родители. Ведь также, как и с системой образования во всем мире в целом – воспитание поколения также выходит на новый уровень. Необходимо с ранних лет делать временное ограничение в использовании технологий, не говоря уже о тщательном подборе игры для ребенка. Как только чадо пойдет в школу – начать приучать его к компьютеру, как к источнику информации.
В современном образовательном процессе стоит обратить внимание на «игровые технологии с помощью ИКТ». Сии технологии включают в себя следующие функции:
• Развлекательно-обучающая, основная функция, которой заключается в получении удовольствия во время самого процесса обучения, например, познание нового материала через ситуационное компьютерное моделирование или компьютерную игру (Логомир, Пиктомир и пр.);
• Диагностическая - позволяет педагогу продиагностировать различные проявления учащихся, такие как: эмоциональные, творческие, интеллектуальные (компьютерные психологические тесты);
• Коммуникативная - помогающая ученику войти в аспект взаимоотношений между людьми (сетевое взаимодействие, использование социальных сетей, виртуальных обучающих сред и пр.);
• Самореализация - позволяет с одной стороны построить, с другой – выявить недостатки опыта (создание и внедрение полезного программного продукта в различных средах).
Конечно, не стоит упускать от внимания то, что информационные технологии имеют свою классификацию, имеют разный подход, результат и возрастные категории. Однако именно эта технология, на мой взгляд, весьма эффективна в обучении.
В заключении хочу подвести итог и обратить Ваше внимание на ту колоссальную роль в жизни поколения, что ныне занимают средства ИКТ, на их влияние, на образовательный процесс и формирование личности в целом. Интерпретировать данную тематику можно по-разному, как в худшую, так и в лучшую стороны. Однако окончательный вывод будет сделан уже тогда, когда это «цифровое поколение» вырастет и даст о себе знать. Именно поэтому, я считаю, крайне необходимым прививать детям/подросткам чувство патриотизма, духовных и моральных ценностей, и, что не маловажно – любовь к саморазвитию, привить которые можно и нужно грамотно применяя все аспекты, которые дарует нам эра информационных технологий.
Список литературы:
1. Журнал «Среднее профессиональное образование», февраль №2, 2016 г.
2. «Новые информационные технологии в образовании. Материалы международной научно-практической конференции»; Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г.
3. «Сборник научных трудов участников X Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании-2010»»; 23–24 ноября 2010 г.