Статья:

Программирование графических объектов при обучении информатике

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Савчук В.И. Программирование графических объектов при обучении информатике // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 27 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Программирование графических объектов при обучении информатике

Савчук Виктория Игоревна
студент 3 курса, кафедра «Автомобильного транспорта, информационных технологий и методики обучения техническим дисциплинам», ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», РФ, г. Челябинск
Шварцкоп Ольга Николаевна
научный руководитель, старший преподаватель, магистрант, кафедра «Автомобильного транспорта, информационных технологий и методики обучения техническим дисциплинам», ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», РФ, г. Челябинск

 

В настоящее время, когда компьютер является неизбежным атрибутом многих профессий, обучение студентов в области IT-технологий приобретает важное значение.

Информатика как наука включает в себя группу дисциплин, занимающихся изучением различных аспектов свойств информации в информационных процессах, а также использование математических, алгоритмических и программных средств для ее обработки с помощью компьютерной техники.

Программирование – это немаловажный раздел информатики. Одним из основных принципов информатики является принцип программного управления работой компьютера. Его невозможно понять, не зная, что такое программа для электронно-вычислительных машин.

Поэтому, программирование является профессиональной областью деятельности для студентов IT-технологий.

Одним наиболее интересным разделом в программировании является знакомство студентов с применением методов информатики для программирования графики, отработка различных видов алгоритмов на примерах графических объектов.

Существует специальный раздел информатики, изучающий методы и средства создания и обработки графических изображений с помощью специализированных компьютерных программ, – компьютерная графика. Компьютерная графика содержит в себе все виды и формы представления графических изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора.

Любой современный язык программирования включает в себя поддержку и создание графических объектов. Поэтому необходимо при изучении программирования включать в изучение раздел «Программирование графических объектов».

Многие языки программирования имеют свои стандартные графические библиотеки. Например, у языка программирования Visual Basic графические команды являются встроенными. Система программирования Turbo Pascal содержит графическую библиотеку (модуль Graph.tpu), имеющую в своем составе процедуры и функции обработки простейших графических объектов.

Для работы в графическом режиме языка программирования Pascal используется процедура: InitGraph.

У процедуры InitGraph три параметра. Первый параметр var driver задает тип видеоадаптера. Параметр Mode: Integer – определяет режим, а параметр Path: String представляет собой строку с указанием расположения драйвера на диске.

Для завершения работы в графическом режиме необходимо производить вызов процедуры CloseGraph, которая очищает экран, переводит адаптер в текстовый режим.

Для успешного изучения раздела «Программирование графических объектов», педагог должен включить следующие темы:

1.  Графические возможности Turbo Pascal.

2.  Инициализация и закрытие графического режима.

3.  Процедуры работы с графическими примитивами.

4.  Вывод текста в графическом режиме.

5.  Построение графиков функций [2].

Раздел «Программирование графических объектов» предусматривает формирование значимых практических навыков у студентов, поэтому необходимо обратить внимание на разработку практических заданий. Также необходимо обратить внимание на связь данных разделов с другими разделами программирования: циклами, вспомогательными программами, рекурсией, графы. При решении задач обращать внимание студентов не на запоминание графических операторов и их синтаксиса, а на алгоритм решения задачи, последовательность действий, оформленность логических частей программы в процедуры и функции, использование циклов для повторяющихся элементов.

Рассмотрим код простейшей программы, реализованной с помощью языка Pascal, которая инициализирует графику:

program Grl;

uses graph;

var

gt, gm: integer;

begin

gt: Detect; InitGraph(gt, gm, ‘c:\bp\bgi’ );

readln; closegraph;

end.

Рассмотрим несколько примеров программ.

Пример 1. {Вложенные квадраты.}

uses crt, graph;

var x0,y0,f,h:real;c,n,r,x1,y1,x2,y2,l,gt,gm,x,y:integer;

begin gt:=detect; gm:=0;

textcolor(5);

writeln ('введите количество квадратов:'); readln (n);

initgraph (gt, gm,'c:\Языки программирования\tp7\bgi');

c:=0;x:=5;

for l:=1 to n do

begin

c:=c+1;

if c>15 then c:=1;

setcolor (c);

rectangle(320-x,240-x,320+x,240+x);

delay(60000);

x:=x+5;

end;

readln; closegraph;

end.

Результат программы показан на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Вложенные квадраты

 

Пример 2. {прямоугольники уменьшающейся длины по вертикали}

uses crt, graph;

var x0,y0,f,h:real;c,n,r,x1,y1,x2,y2,l,gt,gm,x,y:integer;

begin gt:=detect; gm:=0;

textcolor(5);

writeln ('введите количество прямоугольников и их толщину:'); readln (n,r);

initgraph(gt, gm,'c:\Языки программирования\tp7\bgi');

l:=0; x:=310; y:=10;

repeat

c:=random(15);

setcolor(16-c);

rectangle(320-x,y,320+x,y+r);

delay(10000);

l:=l+1;

y:=y+r; x:=x-trunc(310/n);

until l=n;

readln; closegraph;

end [2].

Результат программы показан на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Прямоугольники уменьшающейся длины по вертикали

 

Из выше сказанного можно сделать вывод, что модуль Graph содержит большой набор процедур и функций, позволяющий управлять графическим режимом работы экрана. С помощью модуля Graph можно создавать графические изображения и выводить на экран текстовые надписи.

Таким образом, к особенностям языка Turbo Pascal относится строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Язык Turbo Pascal сравнительно прост в изучении, логичен и, будучи первым изучаемым языком программирования, приучает к хорошему стилю, воспитывает дисциплину структурного программирования. Начинающему программисту целесообразно начать изучение языка среды именно с этого языка программирования.

 

Список литературы:
1. Графические возможности программирования в курсе информатики. – URL: http://referat7.ru/refs/source/ref666-103672.html#1. Дата обращения 01.11.2016.
2. Клабуков Е. Разработка методики изучения темы «Графические примитивы» с использованием языка программирования Pascal. – URL: http://www.bankreferatov.ru/referats/C325729F00717F7B43257B0B000999.doc.html. Дата обращения 01.11.2016.
3. Цыганова А.Д. Основы программирования на языке Pascal: Учебно-методическое пособие по курсу «Языки программирования» для студентов физико-математического факультета. - Костанай: КГПИ, 2005. – 135с.