Статья:

Троицкий собор Свято - Троицкой Сергиевой Лавры

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Сабенина С.В. Троицкий собор Свято - Троицкой Сергиевой Лавры // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Троицкий собор Свято - Троицкой Сергиевой Лавры

Сабенина Светлана Вячеславовна
студент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, РФ, г. Москва

 

Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Собор находится в России, в подмосковном городе Сергиевом Посаде.

Троицкий собор был воздвигнут в 1423–1424 годах преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря преподобному Сергию Радонежскому на месте первой деревянной Троицкой церкви.

Строительству храма содействовал сын великого князя Дмитрия Ивановича Донского – Юрий Дмитриевич, который был Звенигородским и Галицким князем. Крестным Юрия Дмитриевича был Преподобный Сергий Радонежский. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, – святая святых монастыря.

Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV – начала XV века. В то время сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора (пристройка пред входом в храм). Соборы в Звенигороде – Успенский на Городке (1400 год) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405 год), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427 год) принадлежат к этому же типу. В тот исторический период на Руси все храмы строились по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители.

Данному периоду в архитектуре России характерен расцвет и размах каменного строительства. Дошедшие до нас постройки относятся к началу XV века. В основном они представляют один тип одноглавого четырехстолпного храма башнеобразной конструкции, поднятого на высоком цоколе (нижняя часть стены здания, которая лежит на фундаменте), с системой лестниц которые ведут к перспективным порталам (декоративно оформленный дверной проем в здании), сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар (полукруглое или килевидное завершение части стены, которое закрывает прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод), и куполом, вознесенным на высоком постаменте. Но внутри этого типа каждый архитектурный памятник уникален, имеет свои индивидуальные особенности, отражающие искания пытливой мысли зодчих.

Постройки этой архитектурной эпохи отличает внешняя простота и строгость, в то время как внутри все храмы этого периода имеют потрясающие, красивые фрески, присущие практически всем храмам золотые украшения стен.

Троицкий собор является центральным зданием Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Здесь сходятся две основные дороги Троице-Сергиевой лавры, которые расходясь в разные стороны, определяют планировку всего комплекса. Пристройки, со временем, появившиеся вокруг Троицкого собора, создали целостный архитектурный ансамбль храма, а церкви, строящиеся на территории монастыря, дополняли его картину.

Таким образом, Троицкий собор является зданием, объединяющим весь монастырь в единую композицию.

С точки зрения функциональности Троицкий собор выполняет свою роль. В нем проводятся богослужения и литургии. Троицкий собор ежедневно принимает паломников и туристов со всех концов света, которые приезжают поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского, покоящимся здесь в серебряной раке.

Троицкий собор, как большинство церковных зданий того времени, представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм. Он имеет одну главу (декоративное покрытие, которое располагается над куполом) и три невысоких подклета (нижний этаж здания), часть которого в настоящее время закрыта культурным слоем. Стены собора состоят из блоков, сделанных из белого камня. Толщина и массивность стен подчёркнута глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Трехчастное деление придают фасадам плоские широкие лопатки, которые имеют значение конструктивных пилястр (узкий и плоский выступ стены, расположенный вертикально). Два ряда кокошников у основания барабана (верхняя часть храма, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, над которой строится купол, завершающийся крестом) купола повторяют килевидную форму закомар. Барабан купола сохранил древнюю шлемовидную форму. В качестве завершения стен собора использованы килевидные закомары, арочная кладка которых опирается на капители (венчающая часть колонны или пилястры) пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом. В русском зодчестве впервые таким образом была использована оригинальная трактовка классической ордерной системы.

Высота храма до верха креста составляет 30 метров. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, собор выглядит величественно и мужественно. Апсиды (алтарный выступ полукруглой или многоугольной формы перекрытый полукуполом, внутри которого находится алтарь) храма почти не выступают за пределы основного объёма храма и подняты на одну высоту. Стены собора имеют наклон внутрь – около 45 см. Килевидные арки немного возвышаются над закомарами фасадов.

Троицкий собор внешне достаточно просто украшен. Кроме золочёных куполов, Храм украшен широким орнаментальным поясом из трёх лент, с высеченным «плетёным» узором. Он украшает алтарные апсиды, фасады и барабан купола. Суровая красота и лаконичность декора придают храму черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».

Внутреннее пространство собора отличает удивительная целостность. Идущий сверху из десяти узких окон барабана купола мягкий свет позволяет неспешно и вдумчиво созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса (украшенная иконами стена в православной церкви, отделяющая алтарь), пристолпных и пристенных киотов (остекленный шкаф или ящик для икон), фресковой живописи. Гробница основателя монастыря Преподобного Сергия находится у южной стены рядом с иконостасом. Рака с мощами святого расположена в храме согласно древней византийской традиции. Она находится в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу. Черты неповторимого своеобразия придают храму конструктивные особенности. Глава храма смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам, столпы собора намного сдвинуты к востоку. Такой архитектурный приём увеличивает пространство центрального нефа (часть интерьера церковного здания, имеющая вытянутую форму и ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или продольных столбов), делая алтарную часть храма небольшой по размеру. Стены, пилоны и барабан, которые наклонены к центру храма, а также вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличения высоты сооружения.

Иконостас Троицкого собора создавался в период, когда в русской церковной традиции складывался зрительно цельный и системно продуманный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление церкви Небесной Церкви земной. Иконостас Троицкого собора уникален. Это единственный комплекс начала XV века, сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.

Иконы и фрески Троицкого собора выполнены под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного артелью мастеров в 1425–1427 годах. Известная во всем христианском мире икона «Троица» была написана в качестве главной иконы. Эта икона - главное творение Андрея Рублева. «Троица» была создана «в похвалу Преподобному Сергию». В иконе с удивительным совершенством воплощена идея Триединого Бога. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего». С 1929 года в соборе представлена копия иконы, а оригинал находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1643 году царем Михаилом Федоровичем Романовым для храма были пожалованы в серебряном чеканном окладе. В 1635–1637 годах была построена церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В эту церковь были перенесены царские двери. На данный момент они находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры». В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674 год), «Спас на престоле» (1684 год), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682 год).

Древнеримский зодчий, теоретик Витрувий, сформулировал три качества, которыми должен обладать любой архитектурный объект: польза, прочность, красота, которая полно отражает все, что связано с архитектурой. В последствии эти три правила были названы «Триада Витрувия». Эта знаменитая триада вошла в историю и теорию архитектуры и стала настоящей основой понятия «архитектура». Даже незначительное отклонение от этой, с первого взгляда кажущейся не сложной по виду, но глубокой по содержанию формулы ведет к нарушению цельности архитектуры или отсутствию её как таковой.

Троицкий собор полностью соответствует триаде Витрувия. Служа местом, куда идут поклониться мощам Сергия Радонежского десятки тысяч людей, являясь памятником архитектуры, собор приносит огромную пользу. Собор выполнен из прочных каменных блоков и стоит уже более 500 лет, что бесспорно говорит о прочности данной постройки. А золотые купола, широкие орнаментные пояса, потрясающий внутренний интерьер отражают в себе третий пункт триады – красоту.

 

Список литературы:
1. «Троице – Сергиева Лавра», издательство «Искусство», 1968 год, 306 с.